Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

«Нижинский»
Балет Джона Ноймайера

воскресенье, 17:00

Джон НоймайерБалет «Нижинский» Музыка Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича Хореография, декорации и костюмы Джона НоймайераДекорации выполнены по оригинальным эскизам Л. Бакста и А. Бенуа В главных партиях: Александр РябкоКаролина АгуэроАлександр ТрушКарстен Юнг Постановка Гамбургского балета Запись спектакля, 2017 год Продолжительность: 2 часа 15 минут с одним антрактом

Джон Ноймайер представляет великого танцовщика зрителю во многих его сценических созданиях: Арлекин из «Карнавала», Призрак розы из одноименного балета, Юноша из «Игр» и легендарный Петрушка. Главная тема балета — раздвоение личностей Вацлава и Ромолы Нижинских.  Она превращается в Нимфу и Зобеидуду, а он — в Фавна и Золотого Раба. Как и в жизни, герои знакомятся на корабле, который шёл в Южную Америку и вёз труппу «Русского балета» на гастроли. Дягилев, боявшийся морских путешествий, остался в Европе и его отсутствие дало возможность «Фавну» увидеть «Нимфу», а «Зобеиде» соблазнить «Золотого Раба».
Великолепная сценография и костюмы выстроены на эскизах Льва Бакста и Александра Бенуа к дягилевским балетам. Это помогают почувствовать эпоху Нижинского.  Война — самое главное событие в судьбе Нижинского — становится лейтмотивом балета.  В ожидании конца войны и возвращения на родину в Россию Нижинский исполняет перед случайными зрителями свой знаменитый, гениально-безумный танец на бархатном кресте. Война иллюстрируется в балете музыкой Одиннадцатой симфонии Шостаковича.  В то время как биографическая линия балета развивается под музыку Роберта Шумана («Венский карнавал») и Сонаты для альта и фортепиано Дмитрия Шостаковича.  Фрагменты из «Шехеразады» Николая Римского-Корсакова и Двадцатая прелюдия Фредерика Шопена звучат, как воспоминания о ролях легендарного танцовщика.

«По сложности и совокупности актерских и танцевальных задач партия Нижинского требует от исполнителя неимоверной самоотдачи и может быть приравнена к подвигу. На главного героя Ноймайер возложил колоссальную драматургическую и эмоциональную нагрузку. Его хореографически развернутая и напряженная персональная жизнь в спектакле трактована как жизнь, прежде всего, артиста, подвижника искусства, неустанно совершенствующего свое мастерство в балетном классе. Экзерсис в своих опорных па — его молитва, его убежище, его образ мыслей, источник его артистического и балетмейстерского вдохновения».

Наталья Зозулина, балетовед

«В „Нижинском" Ноймайер выделяет два сложных лейтмотива: Ромола, Золотой Раб, Фавн, Русские сезоны Дягилева, „Игры" — для 1 акта и „Сильфиды", Петрушка, революция, война, „Весна священная", безумие брата Станислава — для 2 акта. Сумасшествия, как затяжной болезни, в балете нет, есть причины и следствия, логические выводы. Ключевой образ второго акта — Петрушка, но это не просто роковая роль, которая свела танцовщика с ума. Скорее — это театральное отражение того, что с ним случилось в реальном мире. Из балета Фокина, страдающее от безвыходности (нет выхода, сплошная стена) и нелюбви тряпичное существо попадает в беспредельное раздолье войны и ситуацию, когда отсутствует властная рука патрона (Дягилева). Вот эта ненужная свобода, вторая беспомощность оказываются сильнее сумасшествия. Выброшенный из вертепного театра в чистое поле Петрушка, гениально исполненный Ллойдом Риггинсом, — самая сильная и по-настоящему театральная находка Ноймайера. Еще один интересный ход — неисторичность Дягилева, он появляется только в диалогах с Нижинским, только в поле его зрения, чтобы выполнить некую функцию. Пересказывая историю Нижинского, Ноймайер боялся впасть в исторический реализм кинематографа и пожертвовал персоной Дягилева, превратив его в тень — с тонким профилем, бестелесную и белокурую.  Зато усилил материальность Ромолы — пышной и красивой, разведя, таким образом, два полюса в судьбе Нижинского».

Екатерина Беляева, критик