В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
8 января 2020
Большой зал Консерватории
И. С. Бах – Петри
"Schafe können sicher weiden” – ария из «Охотничьей кантаты»
Мендельсон – Рахманинов
Скерцо из музыки к пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Григ – Гинзбург
«Утро» из сюиты № 1 из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Бизе – Бузони
Камерная фантазия на темы из оперы «Кармен»
Россини – Гинзбург
Ария Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»
Альбенис – Годовский
«Танго»
И. Штраус – Грюнфельд
Вальс «Венские вечера»
Абонемент №89:
Вечера фортепианной музыки
Сольная программа – это всегда личностное высказывание артиста; сделать ее интересной для себя, и для слушателей – большое искусство. Мои сольные концерты всегда приходятся на рождественские дни, и это помогает определить их содержание: они всегда праздничные. В этом году программа получилась особенно яркой, потому что второе отделение – калейдоскоп транскрипций.
Транскрипции – отдельный жанр фортепианного искусства: для нашего инструмента переложено огромное количество замечательной музыки. Мне важно, что в ряду авторов есть такие дорогие моему сердцу имена, как Сергей Васильевич Рахманинов и Григорий Романович Гинзбург – великолепный пианист, мой дед по педагогической линии – учитель моего учителя. Во втором отделении у каждого произведения два автора: например, Чайковский в транскрипции Рахманинова, Россини в транскрипции Григория Гинзбурга или Вальс Штрауса в транскрипции Альфреда Грюнфельда. Эти переложения – настоящий фейерверк фортепианного искусства! Такая программа предъявляет к исполнителю невероятные требования – каждая из этих пьес могла бы быть отдельным бисом.
В первом отделении будет звучать один из самых важных композиторов для любого пианиста ¬– Фридерик Шопен; его поздние опусы сочетают в себе красоту и философию. В этой – музыке бесконечная глубина, к ней можно возвращаться на протяжении всей жизни. Например, с Баркаролой фа-диез мажор я впервые соприкоснулась еще в ранней юности, с ней я заканчивала Центральную музыкальную школу. Вернуться к ней спустя столько лет – совершенно особое ощущение.
Я с нетерпением и трепетом жду моих дорогих слушателей на концерте, мне необыкновенно приятно делить с ними атмосферу праздника. Это всегда ожидание чуда.
Екатерина Мечетина
Екатерина Мечетина родилась в Москве в семье музыкантов. Начала заниматься музыкой с четырехлетнего возраста. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Тамары Колосс) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Владимира Овчинникова), затем продолжила образование в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Сергея Доренского). В годы учебы была стипендиатом фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже.
Лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США, I премия и Золотая медаль). С 2007 года – солистка Московской филармонии.
Выступления пианистки проходят на всемирно известных сценах, среди которых зал Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и Аудиториум (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Зал Элис Талли (Нью-Йорк) и другие (всего более 40 стран). Пианистка также активно концертирует в Москве и городах России.
В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной – более 60 концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных и камерных программ. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала, – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Лоуренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранджело.
В камерном ансамбле выступала с Родионом Щедриным, Владимиром Спиваковым, Дмитрием Ситковецким, Алексеем Уткиным, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Борисом Андриановым, Александром Раммом и другими известными исполнителями. В 2007 году с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым Екатерина Мечетина организовала Трио солистов Московской филармонии.
Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.
Активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Александром Чайковским, Толибхоном Шахиди, Ефремом Подгайцем, Кузьмой Бодровым, Олегом Пайбердиным и многими другими. Екатерине Мечетиной посвящен ряд сочинений для фортепиано соло, фортепиано с оркестром, камерных ансамблей.
С 2009 года преподает в Московской консерватории (с 2020 года – доцент), с 2016 года – в Центральной музыкальной школе при МГК. Регулярно проводит мастер-классы в разных городах и странах, в том числе в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале. Член жюри российских и международных конкурсов (в том числе телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Международных Дельфийских игр, конкурсов в Астане и Сеуле). Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на Радио «Орфей».
Записи пианистки выпущены фирмами Fuga Libera (сольный альбом музыки Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (произведения Щедрина и Шахиди, 2008), «Мелодия» (фортепианные пьесы Чайковского, Рахманинова и Мусоргского, 2013; произведения Шопена и Скрябина, 2018). В 2019 году записала в Московской консерватории альбом «Авторская сюита» с пьесами Чайковского. В 2021 году фирма «Мелодия» выпустила диск с концертами Равеля и Гершвина в исполнении Екатерины Мечетиной и Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде.
Екатерина Мечетина удостоена молодежной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру», Премии Президента России для молодых деятелей культуры. В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Активно участвует в общественной жизни, выступая защитником традиционной системы отечественного художественного образования.
С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (Сургут). С 2021 года – художественный руководитель фестиваля «Притяжение музыки» (Нижнекамск, Альметьевск).
Награждена почетным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015). Лауреат международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки» (2017). Удостоена почетных званий «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016) и «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2018). В 2021 году журнал «Музыкальная жизнь» назвал Екатерину Мечетину «Персоной года».
Автор учебно-методического пособия о Втором фортепианном концерте Рахманинова и сборника пьес «Тетрадь Екатерины Мечетиной – Авторская сюита» (издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2022).