В программе:
Краус
Симфония до мажор с солирующей скрипкой
Моцарт
Концерт №12 для фортепиано с оркестром ля мажор, К 414
Концерт № 22 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, К 482
В программе:
Краус
Симфония до мажор с солирующей скрипкой
Моцарт
Концерт №12 для фортепиано с оркестром ля мажор, К 414
Концерт № 22 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, К 482
Пианистку Элисо Вирсаладзе и
дирижера Александра Рудина связывает давнее творческое партнерство. Двух
выдающихся музыкантов можно без сомнения назвать единомышленниками: они
понимают друг друга с полуслова и всегда готовы к новым открытиям –
исполнительским и репертуарным. Фортепианные концерты Моцарта для Вирсаладзе и
Рудина – область, где возможности новых интерпретаций поистине неисчерпаемы.
Еще одним открытием программы станет Симфония до мажор Йозефа Мартина Крауса – немецко-шведского
композитора, чье творчество долго оставалось в тени и еще ждет подлинного
признания.
«Краус был первым настоящим гением, которого мне довелось встретить в жизни. Почему ему было суждено умереть? Для нашего искусства это невосполнимая утрата. Его Симфонию до минор в любую эпоху оценят как истинный шедевр». Автор этих слов, великий Йозеф Гайдн, оплакивает Йозефа Мартина Крауса – немецко-шведского композитора, родившегося в один год с Моцартом и пережившего его всего на год. В течение долгого времени Краус был почти забыт, и лишь в последние десятилетия исполнители и публика открывают его для себя как яркого представителя эпохи «бури и натиска». Музыка Крауса отмечена в первую очередь влиянием Глюка, с которым композитору довелось встретиться в Вене в 1782 году. Тогда же Краус познакомился с Гайдном; встреча произвела на Крауса такое впечатление, что он переработал свою Симфонию до-диез минор, поменяв тональность на до минор, и посвятил обновленное сочинение Гайдну, под управлением которого оно и было впервые исполнено.
Симфония до минор и сегодня
остается наиболее известным сочинением Крауса, оправдывая пророчество Гайдна,
но не менее любопытна его Симфония до мажор с солирующей скрипкой. По какому
поводу она была написана и исполнялась ли при жизни композитора, неизвестно.
Роль скрипичной партии выходит за рамки оркестровых соло, принятых в симфониях
того времени, кроме того, развернутые сольные эпизоды есть у виолончели и у
флейты. Возможно, Симфония до мажор – переработка другого сочинения Крауса,
утерянной Концертной симфонии для флейты, скрипки, альта и виолончели с
оркестром. Жанровую принадлежность сочинения, известного нам сегодня,
исследователи определяют по-разному, называя то симфонией, то скрипичным
концертом, то концертной симфонией; вероятно, третий вариант ближе всего к
истине. Согласиться или поспорить с этим приглашают Московский камерный оркестр
MusicaVivaи маэстро Александр Рудин, по воле которых Краус встретится
со своим великим современником Моцартом.