Элисо Вирсаладзе, Musica Viva, Александр Рудин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova

    Элисо Вирсаладзе,
    Musica Viva,
    Александр Рудин

    7 апреля 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Краус
    Симфония до мажор с солирующей скрипкой
    Моцарт
    Концерт №12 для фортепиано с оркестром ля мажор, К 414
    Концерт № 22 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, К 482

    12+

    Абонемент №43:

    Великие фортепианные концерты

    Пианистку Элисо Вирсаладзе и дирижера Александра Рудина связывает давнее творческое партнерство. Двух выдающихся музыкантов можно без сомнения назвать единомышленниками: они понимают друг друга с полуслова и всегда готовы к новым открытиям – исполнительским и репертуарным. Фортепианные концерты Моцарта для Вирсаладзе и Рудина – область, где возможности новых интерпретаций поистине неисчерпаемы. Еще одним открытием программы станет Симфония до мажор Йозефа Мартина Крауса – немецко-шведского композитора, чье творчество долго оставалось в тени и еще ждет подлинного признания.

    «Краус был первым настоящим гением, которого мне довелось встретить в жизни. Почему ему было суждено умереть? Для нашего искусства это невосполнимая утрата. Его Симфонию до минор в любую эпоху оценят как истинный шедевр». Автор этих слов, великий Йозеф Гайдн, оплакивает Йозефа Мартина Крауса – немецко-шведского композитора, родившегося в один год с Моцартом и пережившего его всего на год. В течение долгого времени Краус был почти забыт, и лишь в последние десятилетия исполнители и публика открывают его для себя как яркого представителя эпохи «бури и натиска». Музыка Крауса отмечена в первую очередь влиянием Глюка, с которым композитору довелось встретиться в Вене в 1782 году. Тогда же Краус познакомился с Гайдном; встреча произвела на Крауса такое впечатление, что он переработал свою Симфонию до-диез минор, поменяв тональность на до минор, и посвятил обновленное сочинение Гайдну, под управлением которого оно и было впервые исполнено.  

    Симфония до минор и сегодня остается наиболее известным сочинением Крауса, оправдывая пророчество Гайдна, но не менее любопытна его Симфония до мажор с солирующей скрипкой. По какому поводу она была написана и исполнялась ли при жизни композитора, неизвестно. Роль скрипичной партии выходит за рамки оркестровых соло, принятых в симфониях того времени, кроме того, развернутые сольные эпизоды есть у виолончели и у флейты. Возможно, Симфония до мажор – переработка другого сочинения Крауса, утерянной Концертной симфонии для флейты, скрипки, альта и виолончели с оркестром. Жанровую принадлежность сочинения, известного нам сегодня, исследователи определяют по-разному, называя то симфонией, то скрипичным концертом, то концертной симфонией; вероятно, третий вариант ближе всего к истине. Согласиться или поспорить с этим приглашают Московский камерный оркестр MusicaVivaи маэстро Александр Рудин, по воле которых Краус встретится со своим великим современником Моцартом.

    Элисо Вирсаладзе

    Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси. Искусству фортепианной игры училась у своей бабушки Анастасии Вирсаладзе – известной пианистки и педагога, старейшины грузинской пианистической школы, ученицы Анны Есиповой (наставницы Сергея Прокофьева). Обучалась в ее классе в ССМШ имени З. Палиашвили, под ее же руководством окончила Тбилисскую консерваторию (1966). В 1966 –1968 училась в аспирантуре Московской государственной консерватории (класс профессора Якова Зака). Первый сольный концерт дала, будучи ученицей 10 класса.

    С 1959 года – солистка Тбилисской филармонии, с 1977-го – Московской филармонии. С 1967 года преподает в Московской консерватории, с 1971 года ведет собственный класс, с 1977-го – доцент, с 1993-го – профессор. Профессор Высшей школы музыки и театра в Мюнхене (1995– 2011). С 2010 года – профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) в Италии. Дает мастер-классы во многих странах мира. Среди ее учеников – лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Екатерина Воскресенская, Яков Кацнельсон, Алексей Володин, Дмитрий Каприн, Марина Коломийцева, Александр Осминин, Станислав Хегай, Мамикон Нахапетов, Татьяна Черничка, Динара Клинтон, Сергей Воронов, Екатерина Рихтер и многие другие. 

    Выступает c крупнейшими оркестрами мира в странах Европы, США, Японии; сотрудничала с такими дирижерами, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Риккардо Мути, Курт Зандерлинг, Дмитрий Китаенко, Вольфганг Заваллиш, Курт Мазур, Рудольф Баршай, Лев Маркиз, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин и др. Выступала в ансамблях с Наталией Гутман, Бэллой Давидович, Татьяной Николаевой, Святославом Рихтером, Олегом Каганом, Эдуардом Бруннером, Виктором Третьяковым, Валерием Поповым, Николаем Луганским, Квартетом имени Бородина. 

    Элисо Вирсаладзе – член жюри многочисленных международных конкурсов, среди них конкурсы имени П. И. Чайковского, Королевы Елизаветы (Брюссель), Ф. Бузони (Больцано), Г. Анды (Цюрих), Вианы да Мотта (Лиссабон), А. Рубинштейна (Тель-Авив), Р. Шумана (Цвиккау), С. Рихтера (Москва) и др. Принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану» и многих других. Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (ежегодно проводился в 1984–1988 гг., возобновлен в 2010-м). С 2015-го под ее художественным руководством раз в два года проходит фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет» в Кургане. 

    В репертуаре Элисо Вирсаладзе – сочинения западноевропейских композиторов XVIII–XIX вв. (И. С. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Шопен, Брамс), произведения Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Мансуряна. В дискографии пианистки – записи сочинений И. С. Баха, Шумана, Шуберта, Шопена, Листа, Грига, Прокофьева, Шостаковича, Тактакишвили, ряд фортепианных концертов Моцарта, а также виолончельные сонаты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Бриттена, записанные в ансамбле с Наталией Гутман. 

    Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, II премия, серебряная медаль), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, III премия), II Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1962, III премия, бронзовая медаль), IV Международного конкурса имени Р. Шумана в Цвиккау (1966, I премия, золотая медаль). Народная артистка Грузинской ССР (1971). Народная артистка СССР (1989). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1983), Государственной премии РФ (2000). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.

    Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).

    Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

    Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).

    С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Александр Рудин,
    Константин Емельянов,
    Дмитрий Шишкин

    Режиссерская версия

    24.02.2022

    В программе:
    Гайдн
    Увертюра к опере «Необитаемый остров»
    Моцарт
    Концерт № 10 для двух фортепиано с оркестром
    Р. Штраус
    «Метаморфозы» для 23 струнных инструментов

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московской филармонии – 100 лет.
    Элисо Вирсаладзе,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Николай Цинман

    26.01.2022

    В программе:
    Моцарт
    Дивертисмент для струнного оркестра ре мажор, К. 136/125а («Зальцбургская симфония» №1)
    Концерт № 18 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, К. 456
    Дивертисмент для струнного оркестра фа мажор, К. 138/125с
    («Зальцбургская симфония» № 3)
    Бетховен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 19

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Павел Милюков, Александр Князев, Арсентий Ткаченко

    Режиссерская версия

    07.03.2021

    В программе:
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (переложение для скрипки и виолончели с оркестром)
    Цемлинский
    «Русалочка» — фантазия для оркестра по Г. Х. Андерсену

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    30 лет Российскому национальному оркестру. Юбилейный Гала-концерт.
    Михаил Плетнёв, Борис Березовский,
    Вадим Репин, Александр Рудин

    Режиссерская версия

    16.12.2020

    В программе:
    Чайковский
    «Вальс» из Серенады для струнного оркестра
    И. С. Бах
    Концерт для двух скрипок (d moll), lll часть
    Гайдн
    Симфония - Кончертанте (B dur), l часть
    Моцарт
    Кончертанте для гобоя, кларнета, валторны и фагота (финал)
    Мендельсон
    Концерт для скрипки, ф-но с оркестром (d moll), финал
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (а moll), финал
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Плетнёв
    «Elvetica» фантазия для двух ф-но (полька и финал)
    Паганини
    «Венецианский Карнавал»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Александр Рудин,
    Алексей Любимов, Диляра Идрисова

    Режиссерская версия

    29.11.2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Александр Рудин,
    Лукас Генюшас, Вадим Холоденко,
    Андрей Гугнин

    Режиссерская версия

    22.02.2020

    В программе:
    Моцарт
    Три марша: ре мажор, KV 290; фа мажор, KV 248; ре мажор, KV 445
    Концерт для трех фортепиано с оркестром фа мажор, KV 242
    Перголези
    Увертюра к опере «Олимпиада»
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    28.02.2020

    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 13
    Концерт № 23 для фортепиано с оркестром
    Анданте для гобоя с оркестром
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский камерный оркестр
    Musica Viva, Александр Рудин, Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    16.01.2019

    Бетховен Увертюра из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины»

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины»
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73
    Балет «Творения Прометея», соч. 43

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе

    18.05.2019

    В программе:
    Шуман
    Новеллетта № 8, соч. 21
    «Танцы давидсбюндлеров», соч. 6
    Шопен
    Баллада № 2 фа мажор, соч. 38
    Вальс ля минор, соч. 34 № 2
    Ноктюрн фа мажор, соч. 15 № 1
    Вальс фа мажор, соч. 34 № 3
    Вальс ля-бемоль мажор, соч. 69 № 1
    Вальс ля-бемоль мажор, соч. 64 № 3
    Вальс до-диез минор, соч. 64 № 2
    Два ноктюрна, соч. 27 № 1, № 2
    Баллада № 3 ля-бемоль мажор, соч. 47

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    13.06.2019

    Брух Серенада на шведские мелодии

    В программе:
    Брух
    Серенада на шведские мелодии
    Бетховен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 19
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 58