Энделлион-квартет, Марк-Андре Амлен : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Энделлион-квартет,
    Марк-Андре Амлен

    31 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Марк-Андре Амлен (фортепиано)
    Энделлион-квартет

    Эндрю Уоткинсон (1-я скрипка)
    Ральф де Соуза (2-я скрипка)
    Гарфилд Джексон (альт)
    Дэвид Уотерман (виолончель)

    В программе:
    Бетховен
    Квартет № 8 ми минор, соч. 59 № 2 (посвящен графу А.Разумовскому)
    Брамс
    Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34

    12+

    Абонемент №44:

    Квартетное искусство

    Марк-Андре Амлен

    Марк-Андре Амлен – всемирно признанный мастер современного фортепианного искусства. Его интерпретации как классических сочинений, так и малоизвестных произведений XIX–XXI веков поражают свободой и глубиной прочтения, новизной и невероятным использованием всех ресурсов фортепиано. 

    Марк-Андре Амлен родился в Монреале в 1961 году. Начав занятия на фортепиано в пятилетнем возрасте, уже спустя четыре года он стал победителем национального музыкального конкурса. Первым его наставником был отец – фармацевт по профессии и талантливый пианист-любитель. Позже Марк-Андре учился в Школе Венсана д’Энди в Монреале и в Темпльском университете в Филадельфии у Ивонн Юбер, Харви Ведина и Рассела Шермана. Победа на конкурсе пианистов «Карнеги-холл» в 1985 году стала отправной точкой его блистательной карьеры.

    Пианист с огромным успехом выступает в лучших залах мира, на крупнейших фестивалях в Европе и США. В минувшем сезоне прошли его концерты в Карнеги-холле – сольный (в цикле Keyboard Virtuoso Series) и с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера (Концерт № 1 Листа). С Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским пианист исполнил Рапсодию на тему Паганини, а также записал на диск Концерт № 3 Рахманинова и Концерт № 2 Метнера. В числе других заметных событий – дебют с Филармоническим оркестром Ла Скала, британская премьера Концерта Марка-Энтони Тёрнеджа (написанного специально для Амлена) с оркестром Халле в Манчестере. В 2016-17 гг. Амлен выступал на летних фестивалях в Вербье, Зальцбурге, «Шубертиада», Тэнглвуде, Аспене и других. По заказу фестиваля La Jolla в Калифонии он сочинил сонату, которую исполнил с виолончелисткой Хай-Е Ни. Пианист сотрудничал с симфоническими коллективами Монреаля, Миннесоты, Индианаполиса, Болоньи, Монпелье, с Баварским государственным оркестром, Варшавским филармоническим, оркестром Северогерманского радио, с которыми исполнял концерты Гайдна, Моцарта, Брамса, Равеля, Метнера, Шостаковича. Сольные вечера артиста прошли в Венском Концертхаусе, Берлинской филармонии, залах Кливленда, Чикаго, Торонто, Нью-Йорка, на фортепианном фестивале Gilmore в Мичигане, а также в Шанхайском концертном зале. Яркими событиями стали выступления Амлена в дуэте с пианистом Лейфом Уве Андснесом в лондонском Уигмор-холле, затем – в Роттердаме, Дублине, городах Италии, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско. Совместно с «Пасифик-квартетом» Амлен исполнил премьеру своего Струнного квинтета. Летом 2017 г. музыкант принимал участие в работе жюри Международного конкурсе пианистов имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (в обязательную конкурсную было также включено новое сочинение Амлена – Токката L'homme armé). 

    Сезон 2017/18 Марк-Андре начал сольным концертом в Карнеги-холле. В Берлине, с Симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Владимира Юровского он исполнил Концерт Шёнберга. С Кливлендским симфоническим оркестром сыграл Концерт № 9 Моцарта. Сольные выступления пианиста запланированы в Дании, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Канаде, США. С Ливерпульским симфоническим оркестром он исполнит Концерт № 1 Брамса, с Сиэттлским симфоническим оркестром – Концерт для фортепиано и духовых Стравинского, с «Пасифик-квартетом» сыграет фортепианный квинтет Шумана и - впервые в Канаде – своё новое сочинение для данного состава. 

    Музыкант широкого творческого диапазона, Амлен проявил себя как талантливый композитор. Его Pavane variée была выбрана в качестве обязательного произведения на конкурсе ARD в Мюнхене в 2014 году. После премьеры 21 февраля 2015 года в Нью-Йорке его Чаконы «Нью-Йорк Таймс» назвала Амлена «Императором фортепиано» за 

    «божественную изысканность, поразительную мощь, блеск и невероятно прозрачное туше». 

    Марк-Андре Амлен – эксклюзивный артист Hyperion Records. Для этого лейбла он записал более 70 CD. В их числе – концерты и сольные сочинения таких композиторов, как Алькан, Годовский, Метнер, Рославец, блистательные интерпретации произведений Брамса, Шопена, Листа, Шумана, Дебюсси, Шостаковича, а также записи собственных опусов. В 2010 году вышел альбом «12 этюдов во всех минорных тональностях», где Амлен предстал в двух амплуа пианиста и композитора. Диск был номинирован на премию «Грэмми» (девятую в его карьере). В 2014 году диск с произведениями Шумана («Лесные сцены» и «Детские сцены») и Яначека («По заросшей тропе») назван журналами Gramophone и BBC Music Magazine «Альбомом месяца». Запись поздних фортепианных сочинений Бузони удостоена премии Echo Award в номинациях «Инструменталист года (фортепиано)» и «Диск года» от французских журналов Diapason и Classica. Кроме этого, выпущены записи с «Такач-квартетом» (фортепианные квинтеты Шостаковича и Лео Орнстейна), двойной альбом с сонатами Моцарта, диск с сочинениями Листа. После выхода трех двойных альбомов сонат Гайдна и концертов с ансамблем «Скрипки короля» (дирижер Бернар Лабади) журнал BBC Music Magazine включил Марка-Андре Амлена в «шортлист величайших интерпретаторов Гайдна в звукозаписи». Среди записей 2017 года – дуэтный альбом с Лейфом Ове Андснесом (Стравинский), сольный диск с сочинениями Шуберта и запись минималистского цикла Мортона Фелдмана For Bunita Marcus. 

    Марк-Андре Амлен живет в Бостоне. Он является Офицером Ордена Канады (2003), Кавалером Ордена Квебека (2004), членом Королевского общества Канады. В 2006 удостоен пожизненной премии Ассоциации немецких критиков в области звукозаписи. В 2015 году пианист введен в Зал Славы Gramophone.

    Энделлион-квартет

    Эндрю Уоткинсон (1-я скрипка)

    Ральф де Соуза (2-я скрипка)

    Гарфилд Джексон (альт)

    Дэвид Уотерман (виолончель)

    «Энделлион-квартет» был создан в 1979 году и получил свое название по имени населенного пункта Сент-Энделлион в Северном Корнуоле (Англия). В первом составе квартета играли Эндрю Уоткинсон (1-я скрипка), Льюис Уильямс (2-я скрипка), Гарфилд Джексон (альт) и Дэвил Уотерман (виолончель). В начале 1980-х гг. место второго скрипача занял Ральф де Соуза.

    «Энделлион-квартет» по праву считается одним из лучших струнных квартетов мира. Везде, где бы ни выступали музыканты квартета (а это — страны Европы, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки, Дальнего и Среднего Востока, Южной Африки), они «воспламеняют аудиторию» (Daily Telegraph), «захватывают слушателей замечательной согласованностью, всегда играя с чувством “почти откровения”, добиваясь необычайного контакта с публикой» (Guardian).

    В Великобритании «Энделлион-квартет» выступает во всех главных концертных залах (Southbank Centre, Wigmore Hall и многих других), на крупнейших фестивалях, в т. ч. ВВС Proms. Выступления Квартета не раз транслировались в эфире радио и телевидения BBC. Музыканты участвовали во многих телевизионных проектах («Артист недели», «Артист в фокусе»), в документальных фильмах Фила Грабски «В поисках Бетховена» (2009) и «В поисках Гайдна» (2012).

    В 1996 году «Энделлион-квартет» получил приз Королевского филармонического общества как «Лучший камерный ансамбль».

    «“Энделлион-квартет” — бесспорно, лучший квартет Великобритании, играющий уравновешенно, великолепным звуком, с исключительно точной интонацией и прекрасным балансом. Едва ли он имеет себе равных в исполнении музыки венских классиков, но также неоднократно был заслуженно отмечен и в более широком репертуаре. Особое восхищение вызвало исполнение циклов квартетов Бетховена и Бартока» (The New Grove Dictionary of Music and Musicians).

    Квартет сотрудничает с приглашенными артистами, среди которых  пианистка Мицуко Учида, скрипач Джошуа Белл, альтистка Табея Циммерман, виолончелист Стивен Иссерлис, кларнетист Майкл Коллинз, баритон сэр Томас Аллен, музыканты «Амадеус-квартета» и др.

    27 января 2011 года «Энделлион-квартет» участвовал в премьере сочинения Теа Масгрейв TowardsTheBlue для кларнета, квартета деревянных духовых и струнного квартета (солист М. Коллинз). Сочинение было написано по заказу Wigmore Hall, где и состоялось его первое исполнение.

    В числе многочисленных записей «Энделлион-квартета» — полное собрание произведений для струнного квартета Бетховена на 10 CD (включающее, помимо квартетов, также струнные квинтеты и отдельные пьесы). Этой работой, вышедшей в 2009 году на лейбле Warner Classics при поддержке Фонда Страдивари, ансамбль отметил свое 30-летие и 800-летие Кембриджского университета. Помимо прочего, коллекция содержит ранние версии некоторых произведений и редко исполняемые сочинения: например, переложение фортепианной сонаты ор.14 № 1 для струнного квартета. Совместно с известным бетховеноведом Джонатаном дель Маром  музыканты «Энделлион-квартета» участвовали в подготовке редакции нотных текстов, восстанавливая оригинальные тексты Бетховена по вновь открытым источникам. 

    «Эти превосходные музыканты выявили скрытую сумрачность, так характерную для квартетов Бетховена, и одновременно — мягкий лиризм, который пробивается сквозь нее…», — писала газета Observer, рецензируя второй из 10 аудио-томов этого уникального собрания.

    В ноябре 2013 года к 100-летию Б. Бриттена на Warner Classics вышел новый диск ансамбля, с тремя с квартетами и тремя дивертисментами Бриттена для струнного квартета. В дискографии ансамбля также сочинения Гайдна, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Дворжака, Сметаны, Бартока, Мартину, Воан-Уильямса, Уолтона, Барбера, Адеса и других композиторов-классиков и современников.

    В числе наград в области звукозаписи — приз «Выбор редактора» журнала Gramophone за диск «Аркадиана» Т. Адеса (1998); «Лучшая запись года в области камерной музыки» за полное собрание сочинений Б. Бриттена для струнного квартета от The Daily Telegraph и The Guardian (1995); «Запись года («Выбор критиков Радио 3») за запись Квартетов ор. 54 Й. Гайдна (1990). 

    В сезоне 2013/2014 «Энделлион-квартет» отметил 35-летие. Оценивая пройденный ансамблем творческий путь, критики писали: «За 35 лет совместных выступлений музыканты стали группой единомышленников, одинаково думающих и чувствующих на сцене, что позволяет им звучать как одно целое».

    Ангажементы последних сезонов включали выступления в Нью-Йорке (в т.ч. в Метрополитен-музее, где в течение 10 дней были исполнены все квартеты Бетховена, и в Карнеги-холле) и других городах США, а также в Канаде, странах Южной Америки, в Швейцарии, Голландии, Ирландии, Испании, Португалии, Италии, Мексике, Турции, Индии, Китае, Корее, Японии, городах Великобритании. Музыканты выступили и дали мастер-классы в Международной академии струнного квартета в Монреале.

    Ансамбль продолжает выступления в Кембриджском университете, Wigmore Hall, Queen Elizabeth Hospital и других залах Лондона.

    Музыканты выпустили DVD с квартетами Бетховена; выступили с серией исполнений «Семи последних слов Христа на кресте» (с текстами поэта Эндрю Моушена, написанными специально для этих концертов).

    Недавно по заказу «Энделлион-квартета» написаны новые произведения современных композиторов: шесть «Квартеттини» английского композитора Робина Холлоуэя и пьеса Роксаны Пануфник на стихи Вэнди Коуп. 

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Три века несимфонической музыки

    22.01.2019

    В программе:
    Бетховен
    Трио для скрипки, альта и виолончели ре мажор, соч. 9 № 2
    Квартет № 4 до минор, соч. 18 № 4
    Брамс
    Фортепианный квартет № 1 соль минор, соч. 25

    Камерный зал Филармонии

    Камерные вечера

    21.04.2019

    В программе:
    Брамс
    Квинтет для фортепиано и струнного квартета фа минор, соч. 34
    Дебюсси
    Соната для скрипки и фортепиано соль минор, L 140
    Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соль мажор, L 3

    Камерный зал Филармонии

    Алексей Бруни, Павел Домбровский,
    Максим Тарноруцкий

    07.01.2019

    В программе:
    Бетховен
    Фортепианное трио ре мажор, соч. 70 № 1
    Фортепианное трио ми-бемоль мажор, соч. 70 № 2
    Брамс
    Фортепианное трио си минор, соч. 8

    Камерный зал Филармонии

    Великая музыка для маленького ансамбля

    13.09.2018

    В программе:
    Бетховен
    Трио для фортепиано, флейты и фагота соль мажор, WoO 37
    Квинтет для фортепиано и духовых инструментов ми-бемоль мажор, соч. 16
    Брамс
    Струнный квартет № 2 ля минор, соч. 51 № 2

    Камерный зал Филармонии

    Великая музыка для маленького ансамбля

    14.02.2018

    В программе:
    Бетховен
    Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны ми-бемоль мажор, соч. 16
    Серенада для флейты, скрипки и альта ре мажор, соч. 25
    Брамс
    Квартет № 1 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели соль минор, соч. 25

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Николай Луганский, Александр Князев

    08.12.2017

    Бетховен Соната № 7 для скрипки и фортепиано до минор, соч. 30 № 2 (переложение для виолончели и фортепиано)

    В программе:
    Бетховен
    Соната № 7 для скрипки и фортепиано до минор, соч. 30 № 2 (переложение для виолончели и фортепиано)
    Дебюсси
    Соната для виолончели и фортепиано ре минор, L 135
    Брамс
    Соната № 1 для виолончели и фортепиано ми минор, соч. 38

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Марк-Андре Амлен

    29.11.2017

    Фейнберг Соната № 1 для фортепиано ля мажор, соч. 1

    В программе:
    Фейнберг
    Соната № 1 для фортепиано ля мажор, соч. 1
    Соната № 4 для фортепиано ми-бемоль минор, соч. 6
    Бетховен
    Соната № 23 для фортепиано фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)
    Шуман
    Фантазия для фортепиано до мажор, соч. 17

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе,
    Квартет имени Д. Ойстраха

    06.01.2015

    В программе:
    Брамс
    Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34
    Шостакович
    Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57

    Камерный зал Филармонии

    Великие композиторы XVIII-XX вв.

    02.02.2014

    В программе:
    Бетховен
    10 вариаций на песню Мюллера “Ich bin der Schneider Kakadu” соль мажор, соч. 121 A
    Трио си-бемоль мажор, соч. 97
    Брамс
    Трио № 1 си мажор, соч. 8