Евгений Непало. К 80-летнему юбилею и 60-летию творческой деятельности : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Евгений Непало. К 80-летнему юбилею и 60-летию творческой деятельности

    23 мая 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Мария Лазарева (скрипка)
    Надежда Яровая (альт)

    Владимир Шамиданов (флейта-пикколо)

    Юргис Челкаускас (фортепиано)

    Вокальная группа учащихся Англо-Американской школы Москвы
    Руководитель Брюс Нельсон

    В программе:
    Й. Гайдн
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Шуберт
    Менуэт № 3
    Пьяццолла
    «Весна в Буэнос-Айресе»
    Доницетти
    Концертино для скрипки и альта с оркестром
    Вивальди
    Концерт для флейты-пикколо с оркестром
    Штраус-отец
    Марш Радецкого
    Шопен
    Ноктюрн № 20 до-диез минор, posth.

    Стивенсон
    Песня «Последняя роза лета»

    12+

    80 лет со дня рождения и 60 лет творческой деятельности отмечает в этом году народный артист России, профессор, легендарный гобоист Евгений Непало.

    Страницы жизни юбиляра — это страницы истории нашей культуры. Первые шаги в музыке пришлись на сложные послевоенные годы – он окончил музыкальную школу и училище имени Ипполитова-Иванова. «Оттепель» уже встретил студентом Гнесинского музыкального-педагогического института, попав в класс патриарха отечественной гобойной школы И. Ф. Пушечникова. Параллельно, с 1954 года, стал работать в оркестре Всероссийского гастрольно-концертного объединения в качестве солиста-гобоиста, а в 1957-м перешел в Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением С. А. Самосуда.

    Тогда же состоялась знаковая встреча с дирижером Кириллом Кондрашиным, пригласившим молодого музыканта в гастрольную поездку по городам Волги с оркестром Горьковской филармонии. Солистом в этом турне был Эмиль Гилельс. «Возможность заглянуть в творческую мастерскую артиста такого уровня — великая удача, – вспоминает Е. Непало. – И позже, в Филармонии, я старался ее не упустить. Меня всегда интересовала анатомия фразы, технологического процесса, тайна этого художественного ''гипноза''».

    В 1959 году музыкант принял участие в выступлении Молодежного симфонического оркестра на Фестивале демократической молодежи и студентов в Вене. А в 1960 начинается сотрудничество с Московским камерным оркестром под руководством Рудольфа Баршая (ныне — Государственный академический камерный оркестр России), определившее ход всей последующей жизни Евгения Непало. Спустя год он переходит на постоянную работу в этот коллектив и становится солистом Московской филармонии, служению которой отдал более полувека.

    В составе Московского камерного оркестра Е. Непало переиграл почти весь репертуар XVIII века, побывал на всех континентах, выступал с такими выдающимися музыкантами ХХ века, как Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Зара Долуханова. Звукозапись запечатлела знаменательное событие — выступление Е. Непало в ансамбле с легендарным Иегуди Менухиным в Большом зале Московской консерватории: они вдохновенно исполнили Двойной концерт Баха в сопровождении Московского камерного оркестра.

    После отъезда Р. Баршая за рубеж Е. Непало принял активное участие в управлении оркестром и три года исполнял обязанности художественного руководителя коллектива. Тяга к организаторской деятельности привела его в 1995 году к созданию собственного детища — ансамбля солистов «Экселенте», которому в минувшем году исполнилось 20 лет. Афиши «Экселенте» украшали имена солистов первого ряда: Дениса Мацуева, Екатерины Мечетиной, Николая Луганского, Бориса Андрианова, Дениса Шаповалова, Анны Аглатовой, Светланы Шиловой и десятка других замечательных музыкантов.

    50 лет отдано педагогической работе в Альма-матер – в РАМ имени Гнесиных, где Е. Непало вел класс камерного ансамбля, воспитав множество прекрасных солистов. Студенты его класса работают во всех оркестрах Москвы и других городов России, многие из них являются лауреатами исполнительских конкурсов.

    Семейную династию музыканта продолжает его внучка, скрипачка Мария Лазарева — неизменная участница концертных проектов последних десятилетий.

    Ему есть, что передать идущим вослед поколения: преданность профессии, постоянное стремление к самосовершенствованию, интерес к свершениям коллег, радость творческих открытий.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2018/19 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Ярким событием сезона станет исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли.

    Мария Лазарева

    Мария Лазарева представляет поколение звезд XXI века. Ее первое выступление состоялось в 1995 году с Московским камерным ансамблем «Экселенте» (основатель и художественный руководитель Евгений Непало). Тогда 11-летняя Маша, еще учащаяся Гнесинской десятилетки, солировала в Концерте Вивальди для скрипки, гобоя и струнных, затем блестяще исполнила Andante и Allegro Россини. Потом последовали  годы обучения в Московской консерватории в классе известного педагога, ученика Д. Ойстраха — Ары Богданяна. И параллельно началась активная концертная жизнь. Набирался репертуар, расширялся творческий кругозор. Среди партнеров Марии Лазаревой — самые известные российские музыканты: пианисты В. Овчинников,  Н. Трулль, В. Холоденко, С. Главатских, О. Керн, А, Гугнин. С Н. Штаркманом, а потом и с А. Гугниным она исполняла Сонату для скрипки и фортепиано Шуберта. В 2010 году дуэт Лазаревой и Гугнина завоевал первую премию Международного конкурса камерных ансамблей имени Шостаковича.

    Памятны выступления с Л. Тимофеевой — в Оружейной палате Кремля в содружестве с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением К. Орбеляна и в Концертном зале имени Чайковского, где Л. Тимофеева вместе с Марией Лазаревой и ансамблем «Экселенте» с успехом исполнили Концерт Мендельсона для скрипки, фортепиано и струнных ре минор, записанный затем на компакт-диск. Вместе с одним из ярких музыкантов молодого поколения, скрипачом и альтистом М. Березницким, Мария  солировала в Симфонии-кончертанте Моцарта, а дуэт М. Лазаревой и великолепной альтистки С. Степченко покорил публику обаянием и артистизмом, когда они представили редко  звучащее в России Концертино Доницетти.

    Надолго запомнились слушателям и интерпретации Концертов Вивальди для скрипки, виолончели и струнных, где партнерами Лазаревой в разное время были такие замечательные виолончелисты, как Д. Шаповалов, К, Родин, А. Загоринский, А. Кашин, Б. Андрианов. В дуэте с А. Бузловым этот Двойной концерт запечатлен на компакт-диске.

    Мария Лазарева регулярно выступает в лучших концертных залах Москвы: на сценах Концертного зала имени Чайковского и Кремлевского дворца, в Оружейной палате, в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, а также в старинных усадьбах и музеях. Отдельная страница — участие Марии Лазаревой в проекте «Российские музы — миру», концерты которого проходят в различных иностранных дипломатических миссиях и посольствах в Москве. Мария также выступала с сольными концертами в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии. Совместно с камерным ансамблем «Экселенте» записала несколько компакт-диском, включающие в себя произведения И. С. Баха, А. Вивальди, Т. А.  Витали, Г. Ф. Телемана, Ф. Мендельсона, Н. Паганини.

    Участвовала в проекте известного танцовщика и балетмейстера Фаруха Рузиматова «Чакона И. С. Баха».

    Круг интересов М. Лазаревой не ограничивается только исполнительством. Она вела класс камерного ансамбля в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, в настоящее время преподает в Англо-американской школе. С ранних лет она пробует себя как композитор — сочиняет оригинальные композиции, делает транскрипции популярной классики, пишет музыку для компьютерных игр. 

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Ночь искусств.
    Времена года

    04.11.2018

    В программе:
    Вивальди
    Увертюра из оперы «Олимпиада»
    «Зима», «Весна», «Лето» из цикла «Времена года»
    Пьяццолла
    Танго «Осень» и «Лето» из цикла «Четыре времени года в Буэнос-Айресе»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Сильные духом

    16.12.2018

    В программе:
    Пуленк
    Трио для гобоя, фагота и фортепиано (I часть)
    Доницетти
    Дивертисмент на темы оперы «Лючия ди Ламмермур» для фагота с оркестром
    Рубцов
    Концерт для гобоя и струнного оркестра (II и III части)
    Паганини
    «Кампанелла» из Концерта № 2 для скрипки с оркестром (переложение для саксофона Николая Зимина)

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    10.04.2018

    Вивальди «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 6

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин.
    «Это сумасшедшее ба-рок-ко»

    21.12.2017

    Люлли «Королевский балет ночи», LWV deest

    В программе:
    Люлли
    «Королевский балет ночи», LWV deest
    Сюита из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»
    Телеман
    Увертюра-сюита Les Nations («Народы») для струнных и basso continuo си-бемоль мажор, TWV 55:B5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    30.12.2016

    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 25
    Концерт № 9 для фортепиано с оркестром
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Танец страсти

    14.06.2016

    В программе:
    Джеминиани
    Concerto grosso № 12 ре минор (La Folia)
    Шостакович
    Три пьесы из «Балетной сюиты»
    Пьяццолла
    Три танго для гобоя и струнных

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    ГАКО России, Алексей Уткин,
    Илья Грингольц (скрипка)

    21.05.2013

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром
    Пьяццолла
    «История танго» (переложение для гобоя и струнных А. Стрельникова)
    Шостакович
    Прелюдия и скерцо

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московской филармонии – 90 лет. ГАКОР, Алексей Уткин, Наталья Лихопой (скрипка)

    29.01.2012