В продаже абонемент Musica sacra nova
18 декабря 2012
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №25:
Европейские виртуозы в Москве
Художественный руководитель — Александр Либрайх
Мюнхенский камерный оркестр, основанный более в 1950 году, является одним из ярчайших коллективов Германии. Отличительной особенностью этого оркестра являются его необычные, «креативные» программы, в которых значительное место отведено современной музыке. В каждом сезоне оркестр формирует тематические циклы («Политика», «Альпы», «Другие миры», «Архитектура»), в которых музыка прошлого ведет диалог с музыкой наших дней. Концертные программы оркестра дважды выигрывали номинацию «лучшая программа сезона» от Немецкой музыкальной Ассоциации (German Music Publishers’ Association). В 2008 году фонд «Современная музыка в диалоге» наградил оркестр премией “Neues Hören” («Новое слышание»).
Современные композиторы - Янис Ксенакис (Греция), Вольфганг Рим, Йорг Видман (Германия), Хая Черновин (Израиль), Тань Дунь (Китай) - посвятили оркестру свои сочинения. С 2006 года в исполнении Мюнхенского камерного оркестра прозвучали премьеры таких композиторов, как Эркки-Свен Тююр, Томас Лархер, Бернхард Ланг, Николаус Брасс, Самир Одех-Тамими, Клаус Ланг, Марк Андрэ, Петер Ружичка, Георг Фридрих Хаас и других.
Записи оркестра, выполненные на фирмах ECM, Sony и Deutsche Grammophon, представляют широкую палитру классической и современной музыки: Хартман, Губайдулина, Сильвестров, Мансурян, Веберн...
Главной концертной площадкой оркестра является мюнхенский Принц-регент-театр (Prinzregententheater). В последние годы с успехом проходят выступления оркестра в здании Новой Пинакотеки, где каждый вечер посвящен музыке какого-либо современного композитора. Кроме того, оркестр оставляет право формировать программу солистам и раскрывает ее содержание только перед концертом.
Основной костяк Мюнхенского камерного оркестра составляют 25 музыкантов, которые с легкостью владеют барочной и современной техникой игры. Привлекая лучших солистов-духовиков из европейских оркестров, Мюнхенский камерный участвует в исполнении симфонической музыки Бетховена, Шуберта, Шумана. Кроме того, в сотрудничестве с Баварской театральной академией оркестр представил исполнение опер «Пилигримы в Мекке» Глюка, «Свадьба Фигаро» и «Мнимая садовница» Моцарта.
Мюнхенский камерный оркестр дает свыше 60 концертов в год за рубежом, сотрудничает с известными солистами и дирижерами, дает благотворительные концерты в поддержку больных СПИДом.
Томас Цетмайр – всемирно известный скрипач, дирижер и исполнитель камерной музыки. Родился в 1961 году в Зальцбурге. Учился в зальцбургском Моцартеуме, участвовал в мастер-классах Франца Самохила, Макса Росталя и Натана Мильштейна. В 1977 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, в 1978 году завоевал I премию на Втором международном конкурсе имени Моцарта в Зальцбурге.
В 1978 году состоялся дебют музыканта на сцене венского Музикферайна, с тех пор он выступает как солист на самых прославленных сценах Европы, включая лондонский Ройял Фестивал-холл, венский Концертхаус, Мюнхенскую филармонию и др. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Кристоф фон Донаньи, Франс Брюгген, Джон Элиот Гардинер, Николаус Арнонкур, Чарльз Маккеррас, Кент Нагано, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен и др. В камерных ансамблях играл с Альфредом Бренделем, Генрихом Шиффом, Сиприаном Катсарисом. Постоянно играет в дуэте с женой, альтисткой Рут Киллиус, в 1994 году организовал «Цетмайр-квартет» с ее участием.
Цетмайр уделяет большое внимание современной музыке. Первый исполнитель скрипичных концертов Джеймса Диллона, Ханса-Юргена фон Бозе, посвященного ему Концерта Хайнца Холлигера и др. Летом 2012 года на Зальцбургском фестивале Цетмайр представил мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта Холлигера с Венским филармоническим оркестром (партия альта – Рут Киллиус), дал сольный концерт и выступил в составе «Цетмайр-квартета».
В качестве приглашенного дирижера Цетмайр сотрудничает с такими известными коллективами, как Венгерский национальный филармонический оркестр, Национальный оркестр Лиона, оркестр Варшавской национальной филармонии, оркестр Халле в Манчестере, Бамбергский симфонический, Гамбургский филармонический, Роттердамский филармонический, симфонические оркестры Финского и Баварского радио, берлинского Концертхауса, Страсбургский филармонический оркестр, Camerata Salzburg, камерные оркестры Лозанны, Штутгарта, Нидерландского радио, венский Тонкюнстлер-оркестр, Английский камерный оркестр.
В 2002–2014 гг. возглавлял британский оркестр «Северная Симфония» в Ньюкасле (в 2013 году коллективу пожалован титул «Королевский»), гастролировал с этим коллективом в Нидерландах, скандинавских странах, Германии, России и Гонконге, выпустил несколько компакт-дисков в качестве дирижера и солиста. С 2014 года – почетный дирижер коллектива.
В 2012–2015 гг. – главный дирижер Камерного оркестра Парижа. С 2010 года – постоянный творческий партнер Камерного оркестра Сент-Пола (Миннесота, США). С сезона 2016/17 – главный дирижер оркестра Musikkollegium в Винтертуре (Швейцария, контракт истекает в 2021 году). С 2019 года – главный дирижер Штутгартского камерного оркестра.
Среди ангажементов сезона 2020/21 – дебют с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром в качестве дирижера и солиста, концерты с Симфоническим оркестром Антверпена, Софийским филармоническим и Ирландским камерным оркестрами, Симфоническим оркестром Yomiuri Nippon, сольные выступления в Токио и гастроли с «Цетмайр-квартетом» в Нидерландах, Германии и Великобритании.
В дискографии Томаса Цетмайра представлена значительная часть основного скрипичного репертуара, многие его записи удостоены престижных наград. Среди них Скрипичный концерт Шимановского с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла (премия Gramophone, 1997), квартеты Шумана (Gramophone, 2003), Скрипичный концерт Canto di speranza Циммермана с оркестром Западногерманского радио под управлением Хайнца Холлигера (Diapason d’Or de l’Année, 2009), 24 каприса Паганини (Премия немецких критиков звукозаписи, MIDEM Classic Award, 2010), Скрипичный концерт Элгара с оркестром Халле (Манчестер) под управлением Марка Элдера (премия Gramophone, 2010), Скрипичные концерты Моцарта с
«Оркестром XVIII века» под управлением Франса Брюггена (2009), альбом музыки XX века «Манто и мадригалы» с Рут Киллиус (2011) и др.
Музыкант удостоен Премии немецких критиков звукозаписи за достижения в исполнительском искусстве (2005), премии Карла Бёма от Федеральной земли Штирия (2007). Почетный доктор Высшей школы музыки имени Ференца Листа в Веймаре (Германия) и Университета Ньюкасла (Великобритания).