XXI Московский Пасхальный фестиваль. Верди. «Фальстаф» : Московская государственная академическая филармония

    XXI Московский Пасхальный фестиваль.
    Верди. «Фальстаф»

    2 мая 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра
    Валерий Гергиев, дирижёр
    Роман Бурденко (баритон)
    Татьяна Сержан (сопрано)
    Анна Кикнадзе (меццо-сопрано)
    Анна Денисова (сопрано)
    Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
    Александр Михайлов (тенор)
    Олег Балашов (тенор)
    Николай Гассиев (тенор)
    Дмитрий Григорьев (бас)
    Ефим Завальный (баритон)

    Художественный руководитель фестиваля – Валерий Гергиев



    Организатор концерта
    Благотворительный фонд
    "Фонд Валерия Гергиева"

    В программе:
    Верди
    «Фальстаф», полусценическая версия

    Обращаем ваше внимание, что оркестр располагается в партере. Зрительские места начинаются с первого амфитеатра.

    12+


    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами и фестивалями мира. 

    Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. В 1995–2008 гг. Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), в 2007–2015 гг. – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель крупных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии. 

    В 1986 году началось активное сотрудничество маэстро с Московской филармонией, на сценах которой он дирижировал ведущими коллективами столицы, привлекая внимание интересным репертуаром и яркой артистической манерой. С 1997 года Валерий Гергиев начал регулярные выступления в филармонии с Симфоническим оркестром Мариинского театра: коллектив принимал участие в фестивале «Русская зима», представлял оперные и симфонические программы. Под управлением маэстро в филармонии звучали Всемирный оркестр Мира и Лондонский симфонический оркестр. С 2006 года в Зале Чайковского регулярно проходили концерты Пасхального фестиваля. Валерий Гергиев, оркестр и солисты Мариинского театра регулярно представляют на филармонической сцене оперные шедевры; важными событиями культурной жизни Москвы становились исполнения опер «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» Вагнера, «Симон Бокканегра» и «Аида» Верди, «Хованщина» Мусоргского, «Левша» Щедрина и многих других.

    Роман Бурденко

    Учился в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в классе Владимира Прудника, затем перевелся в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в класс Владимира Ванеева. В 2009 году проходил обучение по молодежной программе при Академии Санта-Чечилия в Риме. Работал в Махайловском театре, затем в Новосибирской опере. В 2013 году дебютировал в Мариинском театре, а в 2017 году вошел в состав оперной труппы.

    Как приглашенный солист выступал в Большом театре России, Баварской государственной опере, в Опере Цюриха, Королевской опере Дании, Большом театре Женевы и в других театрах, участвовал в Глайндборнском фестивале. За партию Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» Новосибирского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую маску» (2010). 

    Лауреат III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007, Гран-при), Международных конкурсов им. Павла Лисициана (Москва, 2008, Гран-при), Галины Вишневской (Москва, 2008, I премия), Villa de Colmenar Viejo (Кольменар-Вьехо, Испания, 2009, II премия), Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009, I премия), им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2011, III премия), им. Режин Креспен (Париж, 2011, второй Гран-при, приз национального оркестра Франции), Monte-Carlo Voice Masters (Монако, 2011, Гран-при), Competizione dell'Opera (Москва, 2011, I премия), Operalia (Пекин, 2012, III премия), им. Ханса Габора Belvedere (Амстердам, 2013, II премия)

    Татьяна Сержан

    Татьяна Сержан окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс Ф. Козлова) и «вокал» (класс Е. Мануховой). Занималась также вокалом с Георгием Заставным. На сцене Театра оперы и балета консерватории исполняла партии Виолетты («Травиата»), Мюзетты («Богема») и Фьордилиджи («Так поступают все»). В 2000–2002 годах была солисткой Детского музыкального театра «Зазеркалье».

    В 2002 году переехала в Италию, где совершенствовалась под руководством Франки Маттиуччи. В том же году дебютировала в Королевском театре Турина в партии Леди Макбет в опере «Макбет» Верди. Впоследствии исполняла эту партию на фестивале в Зальцбурге (2011) и в Римской опере под руководством Риккардо Мути, а также в театре Ла Скала и Венской государственной опере. 

    В 2013 году певица дебютировала в Мариинском театре в роли Леоноры (концертное исполнение оперы «Трубадур» Верди), затем спела свою «коронную» Леди Макбет. С 2014 года – солистка оперной труппы Мариинского театра. Исполняет партии в операх Чайковского (Лиза в «Пиковой даме»), Верди (Абигайль в «Набукко», Амелии в «Бале-маскараде», Аиды в одноимённой опере, Одабеллы в «Аттиле» и Елизаветы Валуа в «Доне Карлосе»), Пуччини (заглавная партия в опере «Тоска») и Чилеа (партия Адриенны Лекуврёр в одноимённой опере), а также партию сопрано в Реквиеме Верди. В 2016 году Татьяна Сержан была отмечена премией Casta Diva от российских критиков, которые назвали её «певицей года» за выдающееся исполнение партий в операх Верди – Амелии в «Симоне Бокканегре» и Леоноры в «Трубадуре» (Мариинский театр) и Леди Макбет в «Макбете» (Опера Цюриха). Также в числе наград артистки – премия «Золотая Маска» за роль Мими в спектакле «Богема» (театра «Зазеркалье», 2002) и I премия на Международном конкурсе вокалистов Una voce per Verdi в Испре (Италия). 

    Анна Кикнадзе

    Анна Кикнадзе родилась в Тбилиси. Там же окончила консерваторию и начала певческую карьеру в театре оперы и балета имени З. Палиашвили. На Тбилисской сцене Анна пела партию Любаши в «Царской невесте» и заглавную партию в опере «Кармен». В дальнейшем эта роль стала одной из наиболее удачных работ певицы, о чем писала пресса: «Кармен Анны Кикнадзе предстала земной, влюбленной в жизнь, не ведающей о скорой гибели. Свидетельством тому был опьяняюще-чарующий тембр её насыщенного, обладающего уникальными свойствами меццо-сопрано. Анна Кикнадзе абсолютно органична в этой роли» (издание «СПб Ведомости»).

    После окончания консерватории Анна одержала ряд убедительных побед на вокальных конкурсах, став дипломантом I Республиканского конкурса молодых исполнителей в Тбилиси и IV Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а вскоре и лауреатом международного конкурса вокалистов имени С. Монюшко в Варшаве и конкурса молодых оперных певцов Operalia в Париже. В 2001 году она представляла Грузию на Международном конкурсе Би-би-си «Певец мира» и вошла в число финалистов. 

    С 2000 года Анна Кикнадзе – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, с 2009 года – солистка оперной труппы Мариинского театра. 

    В репертуаре певицы несколько десяткой партий, включая Ольгу в «Евгении Онегине», Амнерис в «Аиде», Кармен в одноименной опере, Керубино в «Свадьбе Фигаро», Далилу в «Самсоне и Далиле», Полину и Графиню в «Пиковой даме» и многие другие. Вагнеровский репертуар представлен партиями Фрики и Эрды («Золото Рейна»), Гримгерды («Валькирия»), Флосхильды («Гибель богов»),т Волшебной девы Клингзора («Парсифаль»). 

    С труппой Мариинского театра Анна гастролировала в США, Англии, Австрии, Финляндии, Германии, Японии, Корее, Дании, Франции и Бразилии, а также выступала как приглашенная солистка в разных театрах Швеции, Австрии, Германии и Голландии. 

    Анна Кикнадзе удостоена звания Народная артистка республики Северная Осетия-Алания.

    Анна Денисова

    Анна Денисова окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2016, класс профессора Светланы Горенковой). Продолжила образование в ассистентуре-стажировке. Лауреат международных конкурсов «Музыкальный Владивосток» (2010, II премия), имени Клаудии Таэв в Пярну (Эстония, 2013, II премия), Якуба Пустины в Ждяр-над-Сазавой (Чехия, 2014, I премия), имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (2016, II премия) и имени М. И. Глинки в Казани (2019, IV премия).

    На сцене Мариинского театра дебютировала в 2015 году, исполнив партию Прилепы («Пиковая дама» Чайковского). В настоящее время – приглашенная солистка театра. В репертуаре партии в операх «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова (Снегурочка и Марфа), «Борис Годунов» Мусоргского (Ксения, концертное исполнение), «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Церлина и Барбарина), «Фальстаф» Верди (Наннетта), «Сестра Анджелика» Пуччини (Сестра Женевьева, Сестра-привратница), «Адриана Лекуврёр» Чилеа (Мадемуазель Жувено), «Зигфрид» и «Парсифаль» Вагнера (Лесная птичка и Волшебная дева), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Мелизанда), «Рождественская сказка» и «Левша» Щедрина (Замарашка и Английская невеста Левши) и другие. На сцене Концертного зала Мариинского театра исполняла партии Архангела Гавриила в оратории «Сотворение мира» Гайдна, партии сопрано в оратории «Мессия» Генделя, Мессе си минор Баха и кантате «Кармина Бурана» Орфа. 

    Участвовала в постановках фестиваля «Опера – всем» в Санкт-Петербурге (Луиза в «Обручении в монастыре» Прокофьева и Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки). Исполнила партии Микаэлы («Кармен» Бизе) и Виолетты («Травиата» Верди) на сцене театра «Ванемуйне» в Тарту (Эстония). Сотрудничает со Свердловской филармонией, дирижерами Эрки Пехком, Дмитрием Лиссом, Томасом Зандерлингом, Юстусом Франтцем и другими. 

    В репертуаре певицы также партии Сюзанны, Деспины и Илии («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Идоменей» Моцарта), Мими и Лауретты («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Софи («Вертер» Массне), партия сопрано в «Магнификате» Баха.

    Екатерина Сергеева

    Екатерина Сергеева окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2005, класс профессора Евгении Гороховской). Лауреат Международного конкурса имени Павла Лисициана во Владикавказе (2006) и Международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (2008), дипломант Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2007, удостоена специального приза за лучшее исполнение современного произведения).

    С 2004 года – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, в 2017 году вошла в состав оперной труппы. Исполняет ведущие партии в операх «Борис Годунов» (Марина Мнишек, Царевич Фёдор) и «Хованщина» (Марфа) Мусоргского, «Царская невеста» (Любаша), «Снегурочка» (Лель), «Садко» (Любава) и «Кащей Бессмертный» (Кащеевна) Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина (Кончаковна), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Миловзор) и «Иоланта» (Лаура) Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» (Линетта, Николетта) и «Война и мир» (Элен Безухова, Княжна Марья) Прокофьева, «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Керубино), «Фальстаф» Верди (Мэг Пейдж), «Валькирия» Вагнера (Фрика, Зигруна), «Кармен» Бизе (заглавная партия), «Дон Кихот» Массне (Дульсинея), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Никлаус), «Сельская честь» Масканьи (Лола), а также в концертных версиях опер Массне «Вертер» (Шарлотта) и «Клеопатра» (заглавная партия), «Каменный гость» Даргомыжского (Лаура) и «Зори здесь тихие» Молчанова (Женька Комелькова). Принимала участие в исполнении ряда опер Родиона Щедрина: «Не только любовь» (Варвара Васильевна), «Боярыня Морозова» (заглавная партия), «Лолита» (Шарлотта), «Левша» (Принцесса Шарлотта), «Очарованный странник» (Цыганка Груша) и «Рождественская сказка» (Царица, мировая премьера). В 2017 году была удостоена премии фонда Родиона Щедрина и Майи Плисецкой. 

    Сотрудничает с другими театрами в России и за рубежом. Исполняла партию Ольги в опере «Евгений Онегин» в Михайловском театре (режиссер – Василий Бархатов), Баварской государственной опере (режиссер – Кшиштоф Варликовский), берлинской Дойче Опер (режиссер – Гётц Фридрих) и на Глайндборнском фестивале (режиссер – Грэм Вик). На сцене Большого театра России выступала в операх «Дитя и волшебство» Равеля и «Каменный гость» Даргомыжского. Исполняла заглавную партию в опере «Кармен» на сцене Большого театра Женевы, участвовала в постановке оперы «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло (Бланш). 

    В концертном репертуаре певицы – партии в Мессе си минор и «Страстях по Матфею» Баха, ораториях «Мессия» Генделя и «Илия» Мендельсона, Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера, «Свадебке» Стравинского, а также вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича и «Поэтория» Щедрина. В 2015 году исполнила сольную партию в симфонии The Rite of Winter 1949 («Зима священная 1949 года») Леонида Десятникова на юбилейном фестивале композитора в Москве. С труппой Мариинского театра гастролировала в Германии, Италии, Японии и США.

    Александр Михайлов

    Александр Михайлов родился в Мурманске. В 2009 году окончил дирижерско-хоровое отделение Мурманского колледжа искусств, в 2014 году – вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Валентины Гаген). 

    В 2014 году завоевал награды Международного конкурса вокалистов имени Бориса Штоколова (II премия) и Всероссийского смотра-конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов в Санкт-Петербурге, Международного конкурса камерного пения имени Георгия Свиридова (Курск) и конкурса Le Grand Prix de l’Opéra (Бухарест).

    В том же году дебютировал на сцене Мариинского театра в опере «Троянцы» Берлиоза. С 2016 года – солист оперной труппы театра. В 2016–2018 гг. – участник Программы Аткинс в Мариинском театре. Работал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Александр Титов, Кристиан Кнапп, Дмитрий Морозов, Павел Смелков. 

    В репертуаре певца свыше 30 различных оперных партий, в том числе Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Царь Берендей, Кузнец Вакула, Иван Лыков («Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Альфред, Герцог Мантуанский («Травиата», «Риголетто» Верди), Фауст («Осуждение Фауста» Берлиоза), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Рудольф («Богема» Пуччини) и многие другие.

    Дмитрий Григорьев

    Дмитрий Григорьев родился в 1987 году в Горьком (сейчас — Нижний Новгород). Окончил ДМШ № 12 по классу скрипки, затем учился в Нижегородской лингвистической гимназии, ННГУ имени Лобачевского и РГТЭУ по специальности «финансы и кредит».

    В 2013 году Дмитрий начал брать уроки академического вокала у приглашенного солиста Большого театра, художественного руководителя театра «Русская опера» С. Б. Москалькова, который обратил внимание на его вокальный талант и предсказал карьеру оперного певца. В том же году Дмитрий Григорьев стал солистом-стажером театра «Русская опера» (с 2014 года — солист труппы). Занимался также на мастер-классах народного артиста СССР А. Ф. Ведерникова. В настоящее время — студент Российской академии музыки имени Гнесиных по специальности «академическое пение» (класс А. И. Григорьева).

    Летом 2015 года Дмитрий Григорьев стал лауреатом XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (IV премия). За год до этого им были завоеваны награды на международных конкурсах: камерного пения имени Г. Свиридова (III премия и диплом за лучшее исполнение романса на стихи М. Лермонтова), молодых оперных певцов имени М. Михайлова (III премия), имени М. И. Глинки (диплом) и Всероссийском конкурсе вокалистов «Шедевры русской музыки» имени Н. Шпиллер (I премия).

    С коллективом театра «Русская опера» Дмитрий выступал с концертами в Сарове, Ейске, Тарусе, Ельце и Липецке.