6 ноября 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетВедёт концерт Николай Бульчук
Певческие святыни Древней Руси
«Страсти Христовы». По певческой рукописи Супрасльской лавры XVI века
Песнопения Дня памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны
Дешифровка и обработка песнопений –Анатолий Конотоп
Абонемент №43:
Духовные песнопения
Об уникальном
хоре Данилова монастыря впервые упоминалось в стародавних летописях.
Позднее в печатных изданиях середины XIX — начала XX века отзывы
и статьи о монастырском хоре публиковали выдающиеся деятели русской
хоровой культуры П. Г. Чесноков, Д. В. Аллеманов, А. Д. Кастальский. После
революции, когда были закрыты многие монастыри и храмы, наместник
монастыря и ректор Московской Духовной академии Владыка Феодор Поздеевский
пригласил в Данилов монастырь известных певчих из разных хоров. Так
был собран «золотой состав» Праздничного хора, который, несмотря на очень
сложное для страны время, переживал свой расцвет. Коллектив принимал участие
в богослужениях вплоть до 1930-го года и с закрытием
монастыря был расформирован.
Возрождение Праздничного хора осуществилось в 1989 году под руководством регента — игумена Товия (Глазырина). Он пригласил в хор профессиональных певцов, как это было в дореволюционных традициях Данилова монастыря. Вскоре пришел и первый успех: в 1991 году Хор завоевал Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште. Впоследствии коллектив не раз выступал на различных международных фестивалях духовной музыки и становился их лауреатом.
В 1994 году художественным руководителем и бессменным главным регентом Праздничного хора Данилова монастыря становится выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных Георгий Сафонов. С его приходом открылась новая страница в истории коллектива.
В 1995 году Хор впервые принял участие в концерте Международного фестиваля духовной музыки, который прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. Выступление коллектива получило большой резонанс. С этого момента Хор начинают приглашать для участия в концертах, торжественных мероприятиях и фестивалях духовной музыки в России и за рубежом: в 1997 году Хор совершил свои первые поездки по Сибири и Забайкалью, побывал в Германии, Франции и Италии. В дальнейшем был приглашен на Рождественский и Пасхальный фестивали в г. Санкт-Петербург, посетил Грецию, Америку и Австралию.
На сегодняшний день Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В его составе 16 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор постоянно принимает участие в богослужениях по субботним и воскресным дням, в торжественных праздничных богослужениях во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, имеет большой опыт работы на крупных концертных площадках Москвы (Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы Московской консерватории, Московский международный Дом музыки), является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки, различных благотворительных и молодежных фестивалей. География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России: от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира: в Украине, странах Балтии, Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Греции, Франции, Германии, Англии, Голландии, США, Австралии и Новой Зеландии.
С коллективом выступали выдающиеся деятели российского искусства ― И. Архипова, А. Эйзен, Б. Штоколов, А. Ведерников, В. Маторин и многие другие ведущие солисты оперных театров России. Хор сотрудничает с известными творческими коллективами, среди которых Государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки (Санкт-Петербург), Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Ансамбль Министерства внутренних дел России, оркестры Министерства обороны, Военно-морского флота России, Концертный хор Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Хор «Русский казак», Хор мальчиков г. Санкт-Петербурга, Детские хоровые студии «Веснянка» и «Радость».
В репертуаре Хора ― песнопения Великих и двунадесятых праздников, части Всенощного бдения и Божественной Литургии, песнопения Великого Поста, Рождества Христова и Святой Пасхи, канты, колядки, духовные стихи, российские военные и исторические песни и гимны, а также романсы, вальсы, народные песни и песни современных авторов, русская и зарубежная классическая музыка. Многое из репертуара записано на диски (их более 20), среди которых «Не отврати лица Твоего», «Ночь тиха над Палестиной», «Литургия св. Иоанна Златоуста» (по напеву Супрасльской лавры 1598 года), «Боже Царя храни» (гимны и патриотические песни Российской Империи), «Добрый тебе вечер» (рождественские канты и колядки), «Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршества в России», «Духовные стихи и песни русского народа», «Музыка русской души» и многие другие.
Особое
значение Хор придает сотрудничеству с профессором Анатолием Викторовичем
Конотопом, пропагандирующим древнерусское певческое искусство в Европе
и активно работающим над расшифровкой и обработкой старинных
рукописей. Благодаря этому союзу хор Данилова монастыря посещает древние
монастыри Македонии и Супрасльскую лавру в Польше, изучает
и производит аудиозаписи древних песнопений.
Праздничный мужской хор – Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки, награжден Патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил коллективу статус «патриаршего». 12 сентября 2014 года во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил регента хора Данилова монастыря Георгия Сафонова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
В 2021 году Московский Синодальный хор отметил 300-летие своего создания Указом Петра Первого.
Один из старейших профессиональных хоров России, он ведет свою историю с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Получив статус Синодального во времена реформ Петра Первого в 1721 году, хор участвовал в богослужениях и главных государственных церемониях своего времени, был живым преемником певческой традиции, восходящей к русскому Средневековью. При хоре существовало училище духовно-певческого искусства.
Со второй половины XIX века Синодальный хор вел также концертную и гастрольную деятельность; его репертуар значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Активное участие в судьбе коллектива принял Чайковский, специально для хора создавший ряд духовных сочинений. Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Под управлением Данилина хор впервые исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» Рахманинова. Деятельность коллектива поддерживалась Генерал-губернатором Москвы Великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В 1919 году хор прекратил существование.
В 2010 году Московский Синодальный хор возрожден на базе хора храма «Всех скорбящих радость», где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева.
Сегодня в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях, хор выступает с концертными программами в Москве, других российских городах и за рубежом. С хором Сикстинской капеллы – главным хором Ватикана – Московский Синодальный хор осуществил ряд совместных проектов. Выступления хора проходили более чем в 40 странах, включая Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Израиль, США, Чехию. Синодальный хор является участником именитых международных фестивалей – Брукнеровского, Московского Пасхального, Рождественского фестиваля духовной музыки, Международного Великопостного и многих других.
При хоре также работают Детское отделение (руководитель – Наталья Асмус), Молодежный Синодальный хор (руководитель – Михаил Котельников) и симфонический оркестр Voce Anima (руководитель – Алексей Медведев).
В 2010 году учрежден Фонд содействия возрождению Синодального хора (директор – Дмитрий Маяков), который занимается сохранением и развитием лучших традиций богослужебного церковного пения в России.
Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.
Алексей Пузаков
родился в 1966 году в Москве. В 18-летнем возрасте был принят на работу на
должность чтеца и алтарника, год спустя стал вторым после Николая Матвеева
регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.
Также служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в
Николо-Кузнецком храме, руководил архиерейским хором Виленской и Литовской
епархии, а также сводным хором Московской городской епархии, состоящим из 400
певчих.
В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 года руководит Московским Синодальным хором и является Президентом Фонда содействия возрождению Синодального хора. В 2017 году назначен заместителем председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Награжден орденами Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Иннокентия Московского, Преподобного Андрея Рублёва и князя Даниила Московского.
Полина Шамаева получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижерско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям – «хоровое дирижирование»(2011)и «сольное пение»(2016). Победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017).
С 2016 года – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2017 года – Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Приглашенная солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге и Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ). Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021).
В качестве солистки выступала с различными коллективами в Большом театре России,Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, на Красной Площади и в Государственном Кремлевском дворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в Осаке и Минато-Мирай-холле в Иокогаме (Япония), Аудитории Тенерифе на Канарских островах, Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария) и на других известных концертных площадках.
Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и регионах России, Московском Пасхальном фестивале, Opera Art Динары Алиевой, «Опера Live» Василия Ладюка, «Преображение» (Ярославль), «Кремлевские вечера» (Рязань), «Кружева» (Вологда), Concordi имени Софии Губайдулиной (Казань), на Канарских островах.
Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Александр Сладковский, Томас Зандерлинг, Андрес Мустонен и многие другие.
Принимала участие в записи «Свадебки» Стравинского (Мать, дирижер – Геннадий Дмитряк) и оперы «Евгений Онегин» Чайковского (Няня, дирижер – Владимир Спиваков), Реквиема Моцарта (дирижер – Олег Романенко), «Всенощного бдения» Рахманинова и Реквиема Слонимского (дирижер – Лев Конторович).
В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга и Лаура («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Маддалена и Фенена («Риголетто» и «Набукко» Верди), Зибель («Фауст» Гуно), Кристина («Пассажирка» Вайнберга), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского)и другие, а также свыше 55 произведений кантатно-ораториального жанра.