Футуризм и формы в воздухе : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Футуризм и формы в воздухе

    20 мая 2021

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Юрий Каспаров (ведущий)
    Ольга Власова (вокал)
    Солисты OpensoundOrchestra

    Станислав Малышев (скрипка)
    Инна Зильберман (скрипка)
    Никита Кейман (альт)
    Ольга Калинова (виолончель)
    Сергей Карачун (контрабас)
    Дмитрий Баталов (фортепиано)

    В программе:

    А. Лурье – «Формы в воздухе» для фортепиано

    В. Горлинский – «Брампутапсель» для голоса

    М. Матюшин – «Дон Кихот» для фортепиано

    А. Бесогонов – «Немые касания» для фортепиано и струнного квинтета

    Е. Голышев – Струнное трио

    А. Поспелова – «Техника сна» для фортепиано и струнного квинтета

    С. Протопопов – «Юность» для голоса, скрипки, альта и фортепиано

    Д. Хоров  – Баркарола для фортепиано и струнного квинтета

    12+

    Абонемент №147:

    100 лет русскому музыкальному авангарду

    Opensound Orchestra и Юрий Каспаров представляют абонемент «100 лет Русскому музыкальному авангарду». Идея абонемента отражена в его структуре: в каждом из трех концертов будет представлена музыка композиторов авангарда начала XX века и композиторов авангарда сегодняшнего дня. Благодаря этому на примерах будет показано, что изменилось за столетие, какие задачи стояли перед музыкантами-новаторами прошлого века, и какие стоят сейчас. Также будут рассмотрены методы решения этих задач: идеи, концепции, арсенал приемов, эволюция психологии и философии творчества. 

    Авангардное композиторское сообщество начала XX века будет представлено футуризмом Николая Кульбина и Михаила Матюшина, четвертитоновой техникой Ивана Вышнеградского, русским космизмом Николая Обухова, формами в воздухе Артура Лурье, математическими алгоритмами Иосифа Шиллингера, русской серийностью Николая Рославца и урбанизмом Александра Мосолова. Поиски новых путей в наше время можно показать на работах молодых композиторов, выпускников Московской консерватории Максима Бабинцева, Андрея Бесогонова, Александра Хубеева, Евгении Бриль, Олега Крохалева, Владимира Горлинского, Алексея Наджарова, Рачия Есаяна и Данила Севостьянова. 

    Юрий Каспаров

    Юрий Каспаров – один из наиболее творчески активных современных композиторов, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель российской секции в Международном обществе современной музыки (ISCM) – организации, объединяющей около шестидесяти стран. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Казахстана. Кавалер ордена Искусств и литературы Франции.

    Юрий Каспаров родился в 1955 году в Москве. В 1978 году окончил Московский энергетический институт, в 1984 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс композиции профессора Михаила Чулаки), в 1991 году – аспирантуру МГК в классе Эдисона Денисова. Юрий Каспаров полагает, что точные науки сыграли положительную роль в его творческой деятельности: «...Математика дает очень многое, способ мышления становится совершенно другим. Вообще между музыкой и математикой гораздо больше общего, нежели может показаться на первый взгляд, так считал и мой учитель Эдисон Денисов».

    В 1984–1989 гг. был главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов; активно работал как кинокомпозитор. В 1990–2008 гг. возглавлял созданный им при Союзе композиторов Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) – первый в России коллектив такого рода. 

    Каталог произведений композитора включает монооперу "Nevermore!" по стихотворению «Ворон» Эдгара По, около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).Многие его сочинения имеют программные заголовки, к примеру, симфонии (№ 1 «Герника», № 2 «Крейцерова», № 3 «Экклезиаст», № 4 «Нотр-Дам», № 5 «Кафка»), концерт для органа «Обелиск», симфоническая картина «Мир, каков он есть», «Линкос», «Символы Пикассо», «Исчезающий мир», «Пять фотографий невидимого» для больших ансамблей солистов, «Воздушные замки» для 24 флейт или «Дьявольские трели» (вариации на тему Тартини). 

    Будучи блестящим эрудитом, уверенно владеющим различными техниками композиции, Юрий Каспаров неизменно отдает предпочтение «базовым музыкальным понятиям» во имя избранной идеи, концепции. По его собственному признанию, ему «необходим некий изначальный инвариант, совмещающий в себе и образ, и символ, и выбранную для конкретного произведения модель. Модель, претерпевающую множество трансформаций и толкований, но сохраняющую внутреннюю устойчивость и стабильность». «Я воспринимаю музыку как процесс. Тот ее тип, который мне близок, имеет драматургию, логику развития материала, что в конечном счете создает выстроенную форму целого», – говорит композитор. 

    Музыка Юрия Каспарова постоянно звучит в России и за ее пределами. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России; они исполнялись на престижных фестивалях современной музыки: Франкфуртском, «Варшавская осень», «Токийское лето», «Радио Франс представляет», Pontino (Италия), Ensems (Испания) и многих других.

    Композитор создавал новые сочинения по заказу Ensemble Modern (Германия), Радио Франс совместно с Институтом музыкальных исследований (L’Institut National de l’Audiovisuel), фестиваля «Дни новой музыки в Цюрихе» и «Фельдкирх-фестиваля» (Австрия), Гранд-театра и Симфонического оркестра Тура (Франция), Симфонического оркестра Ставангера (Норвегия), ансамблей Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE-Ensemble (США), Archaeus (Румыния), Французского оркестра флейт (Orchestrede Flûtes Française) и других коллективов.

    Среди исполнителей музыки Юрия Каспарова – Уэльский национальный оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Ниццы, Национальный оркестр Румынского радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), «Зальцбургская камерата», Амстердамская симфониетта, ансамбль 2e2m (Франция); дирижеры Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка, Фридрих Гольдман, Лев Маркиз, Оливье Кюанде, Тадааки Отака, Дэвид Милнс, Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев; флейтист Пьер-Ив Арто, гобоист Дорин Глига, кларнетисты Арман Ангстер и Николас Кокс, фаготисты Валерий Попов и Джонни Райнхард, баритоны Жак Бона и Венсан Ле Тексье, органист Эрве Дезарбр, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский, Грациано Белуффи и многие другие артисты.

    Юрий Каспаров удостоен I премии Всесоюзного конкурса композиторов за Симфонию № 1 «Герника» (Москва, 1985), I премии Международного конкурса Гвидо д'Ареццо за сочинение Ave Maria для 12 голосов и трех инструменталистов (Италия, 1989), Гран-при конкурса имени Анри Дютийё за сочинение Effet de Nuit для бас-баритона и пяти исполнителей на стихи Поля Верлена (Франция, 1996). Сочинения композитора опубликованы французскими издательствами Le Chantdu Monde, Alphonse Leduc и Gerard Billaudot; записи музыки выпущены фирмами Olympia, Harmonia Mundi, Vista Vera и другими.

    С 2005 года Юрий Каспаров преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (профессор). Регулярно проводит лекции и мастер-классы в различных высших учебных заведениях во многих странах. Автор книги «...И я – композитор».

    Ольга Власова

    Ольга Власова окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова (2007, класс Натальи Кошкаревой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2012, класс профессора Бориса Тевлина) по специальности «дирижер хора», после чего обучалась в ассистентуре-стажировке на кафедре современного хорового исполнительского искусства (класс профессора Александра Соловьева). 

    Принимала участие в Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте (2016), Летней академии современной музыки ансамбля Linea в Страсбурге (2014), VIII Международной академии современной музыки impuls в Граце (2013), мастер-классах ансамбля Neue Vocalsolisten Stuttgart (Германия) и дуэта UMS 'n JIP (Швейцария) в Москве. Обучалась на летних курсах Австрийской барочной академии в Гмундене (2012).

    Удостоена стипендии имени Мичико Хираямы от Фонда Шельси, присуждаемой выдающимся исполнителям современной вокальной музыки (2018/19). Лауреат вокальных конкурсов и фестивалей, дипломант I Международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина (Москва, 2014). 

    Руководитель музыкального направления театра «Практика», вокально-инструментального ансамбля «Практика» и вокального ансамбля interACTive. Музыкальный руководитель и дирижер хоровой оперы «Сверлийцы» Дмитрия Курляндского (2012, центр дизайна ArtPlay, режиссер Борис Юхананов), хормейстер оперы “Cantos” Алексея Сюмака (2016, Пермский театр оперы и балета, дирижер Теодор Курентзис, режиссер Семен Александровский, спектакль удостоен двух премий «Золотая Маска»), хормейстер-постановщик и дирижер оперы «Свадьба» Аны Соколович (2017, Пермский театр оперы и балета, дирижер Теодор Курентзис, режиссер Антон Адасинский), музыкальный руководитель и дирижер спектакля «Норма» по роману Владимира Сорокина в Театре на Малой Бронной (2019, музыка Алексея Ретинского, режиссер Максим Диденко). 

    Преподаватель Лаборатории современной музыки Gnesin Contemporary Music Week в Российской академии музыки имени Гнесиных (2018, 2019). 

    Сотрудничала с ансамблем «Студия новой музыки» и ансамблем средневековой музыки Labyrinthus. Как солистка регулярно выступает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ).

    Солисты OpensoundOrchestra

    OpensoundOrchestra – содружество исполнителей, специализирующихся на современной музыке. Создан в 2018 году скрипачом Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой. Состав участников трансформируется в зависимости от программы – от струнного квартета до полноценного оркестра. Проекты коллектива охватывают музыку самых разных жанров и направлений. 

    С OpensoundOrchestra сотрудничают композиторы Габриэль Прокофьев, Кристиан Ярви, Владимир Мартынов, Павел Карманов, исполнители Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Игорь Будинштейн, Надежда Павлова, Варсеник Аванян, Московский государственный академический камерный хор, ансамбль Questa Musica, режиссер Алексей Агранович.

    Оркестр записал музыку к фильмам «Мистер нокаут» (композитор – Иван Бурляев), «Кольская сверхглубокая» (композитор – Дмитрий Селипанов), «Белый снег» (композитор – Алексей Айги), песни из саундтрека к сериалу Jetlag (more.tv).

    OpensoundOrchestraсотрудничает с Музеем С. С. Прокофьева, Мемориальным музеем А. Н. Скрябина, Еврейским музеем, Музеем Москвы, ежегодной премией The Art Newspaper Russia, Московским международным кинофестивалем, чемпионатом ArtMasters, кинопремией «Золотой орел»; выступает на ведущих филармонических и клубных сценах, включая залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал МКЗ «Зарядье», Колонный зал Дома Союзов, культурный центр «Дом». 

    В дискографии оркестра – записи, выпущенные фирмами «Мелодия» и Donemus Publishung.