ГАКО России, Алексей Уткин,
    Илья Грингольц (скрипка)

    21 мая 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром
    Пьяццолла
    «История танго» (переложение для гобоя и струнных А. Стрельникова)
    Шостакович
    Прелюдия и скерцо

    12+

    Абонемент №26:

    Государственный академический камерный оркестр России п/у Алексея Уткина

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Илья Грингольц

    За плечами Ильи Грингольца, несмотря на молодой возраст — пятнадцать лет успешной скрипичной карьеры. За эти годы он утвердил себя как неординарная творческая личность.

    Илья Грингольц родился в 1982 году в Ленинграде, где получил начальное музыкальное образование (учился у Татьяны Либеровой по классу скрипки и у Жанны Металлиди по классу композиции), после чего продолжил обучение в знаменитой Джульярдской школе Нью-Йорка в классе Ицхака Перлмана.

    В 1998 году 16-летний скрипач одержал победу на Конкурсе имени Н. Паганини в Генуе, получив, помимо высшей награды, два специальных приза — за лучшую интерпретацию каприсов Паганини и как самый молодой победитель за всю историю конкурса.

    С тех пор артист активно гастролирует по всему миру, успешно сочетая сольные концерты с оркестровыми и камерными. Среди всемирно известных коллективов, с которыми он постоянно выступает, — Чикагский симфонический оркестр, Лондонский филармонический, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Мельбурнский филармонический, Симфонический оркестр NHK (Токио), Королевский симфонический оркестр Ливерпуля, Симфонический оркестр Бирмингема, Шотландский симфонический оркестр Би-Би-Си, Израильский филармонический, Камерный оркестр имени Густава Малера, оркестр Северонемецкого радио (г. Ганновер), Немецкий симфонический оркестр Берлина, симфонические коллективы Базеля, Бостона, Барселоны, Каталонии. Многочисленные сольные и ансамблевые концерты скрипача проходят на известных музыкальных фестивалях: в Люцерне, Кухмо, Рисоре, Церматте, Вербье, Кольмаре, Монте-Карло, Базеле, Милане, «Променадных концертах» Би-Би-Си, фестивале имени Джорджа Энеску в Бухаресте, а также в прославленных концертных залах — Вигмор-холле, залах Московской и Санкт-Петербургской филармоний.

    Илья Грингольц выступает под управлением знаменитых дирижеров, среди которых Юрий Темирканов, Василий Синайский, Владимир Юровский, Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм, Курт Мазур, Зубин Мета, сэр Роджер Норрингтон, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Неэме Ярви.

    В качестве камерного исполнителя Илья Грингольц сотрудничает с Юрием Башметом, Петром Лаулом, Линном Харрелом, Димутом Поппеном, Владимиром Мендельсоном, Итамаром Голаном и рядом других музыкантов.

    В своей сольной карьере Илья Грингольц большое уделяет внимание редко звучащим произведениям и современной музыке, постоянно находится в неустанном поиске новых музыкальных идей. Он был первым исполнителем многих сочинений, в том числе посвященной ему скрипичной сонаты Питера Максвелла Дэвиса. Особое место в творчестве Ильи Грингольца занимает аутентичное исполнение старинной музыки. Так, летом 2010 года на музыкальном фестивале в Вербье совместно с Масааки Судзуки им был представлен полный цикл скрипичных сонат Баха, исполненный на барочном инструменте. Грингольц является первой скрипкой в основанном им в 2008 году Грингольц-квартете.

    И. Грингольц записал более 10 дисков на фирмах BIS, Deutsche Grammophon, Hyperion и Onyx. В 2006 году диск «Танеев — камерная музыка» (Фортепианный квинтет и Фортепианное трио), записанный И. Грингольцем совместно с М. Плетневым, В. Репиным, Н. Имаи и Л. Харрелом, был удостоен премии журнала Gramophone. Альбом с записью виртуозных произведений Г. В. Эрнста был назван «выбором редактора» этого же престижного издания. В творческом багаже скрипача также три диска с сочинениями Прокофьева, Сибелиуса, Баха, Чайковского и Шостаковича, запись скрипичных концертов Танеева и Аренского с Шотландским симфоническим ВВС. В 2010 году Илья Грингольц совместно с пианистом Петром Лаулом записал на фирме Onyx три сонаты для скрипки и

    фортепиано Р. Шумана. После этого также на Onyx были записаны камерные ансамбли Шумана: фортепианные трио (И. Грингольц, Д. Коузов и П. Лаул), струнные квартеты и фортепианный квинтет (Грингольц-квартет и П. Лаул). Вышедший в 2013 году диск с произведениями В. Браунфельса и Р. Штрауса (Д. Герингас и Грингольц-квартет) был награжден престижной премией Echo Classic. В ближайшее время на студии Orchid Classics выйдет диск с записями всех Каприсов Паганини, а также диск со струнными квартетами Брамса.

    В сезоне 2013/2014 Грингольц выступит как солист с Бамбергским симфоническим оркестром (дирижер Эйвинд Аадланд), с камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, с оркестром Копенгагенской филармонии (дирижер Сантту-Матиас Рували), Исландским симфоническим оркестром и Шотландским симфоническим оркестром ВВС (дирижер Илан Волков), симфоническим оркестром города Тайпей (дирижер Олег Каэтани), симфоническим оркестром Колумбус (дирижер Томас Вилкинс), симфоническим оркестром Галиции (дирижер Осмо Вянска) и др. В камерном репертуаре Грингольца можно будет услышать на музыкальных фестивалях в Вербье и Гштааде и совместно с Максимом Венгеровым в Барбикан-центре в Лондоне.

    Активную концертную деятельность Илья Грингольц успешно сочетает с педагогической работой в Базельской консерватории, Высшей школе искусств (Цюрих) и Королевской Шотландской консерватории в Глазго.

    Илья Грингольц играет на скрипке Страдивари (1718 – 1720 гг.), предоставленной ему из частной коллекции.