«Годы странствий». АСО, Юрий Симонов и Владимир Овчинников (фортепиано)

    14 февраля 2012

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №69:

    Из сокровищницы мировой классики

    Исполнители:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии
    Дирижёр – художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов

    Солист – Владимир Овчинников

    В программе:

    Шуберт
    Симфония № 8 («Неоконченная»)

    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Лист
    «Тассо» – симфоническая поэма

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии продолжает радовать публику интересными концертными программами. В феврале состоятся сразу два грандиозных музыкальных события с участием ведущего симфонического коллектива Московской филармонии. 7 февраля, в продолжение юбилейного цикла концертов, АСО совместно с Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова исполнит шедевры русской музыки XIX — начала XX вв.; 14 февраля в сопровождении оркестра выступит пианист Владимир Овчинников. В программе вечера — знаменитые произведения западноевропейского романтизма. Оба концерта пройдут на сцене Большого зала консерватории.

    В концертном сезоне 2011-2012 Академический симфонический оркестр празднует свой 60-летний юбилей. Универсальность оркестра, являющегося визитной карточкой Московской филармонии, его открытость новым идеям позволяет АСО регулярно привлекать к творческому сотрудничеству множество выдающихся коллективов, солистов с мировыми именами и лучших дирижёров. В 2011 году, в рамках юбилейного цикла концертов, с оркестром выступили звёзды мировой музыкальной культуры — скрипач Максим Венгеров и меццо-сопрано Соня Ганасси, звезда россиниевского оперного репертуара. 7 февраля празднование юбилея оркестра будет продолжено выступлением с одним из старейших и наиболее известных российских хоровых коллективов — Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка, чей репертуар охватывает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И.С. Баха до сочинений XX века – «Военного реквиема» Б. Бриттена, Реквиема А. Шнитке. Унаследовав традиции большого русского хора, Капелла Юрлова имеет необычайно широкую звуковую палитру и стремится синтезировать мощный и тембрально богатый колорит с интонационной пластикой и виртуозной подвижностью звучания. Капелла регулярно выступает с ведущими мировыми музыкальными коллективами, такими как Оркестр Берлинского радио, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестром п/у П. Когана, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. 7 февраля в совместном исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии и Государственной академической хоровой капеллы России прозвучит монументальная кантата С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин»для хора и оркестра на слова А.К. Толстого, а в исполнении АСО — симфонические шедевры Римского-Корсакова (Увертюра к опере «Царская невеста») и П.И. Чайковского (Симфония № 6 «Патетическая»).

    14 февраля выступление Академического симфонического оркестра Московской филармонии закроет программу абонемента № 69 «Из сокровищницы мировой классики». В концерте с символичным названием «Годы странствий» примет участие пианист Владимир Овчинников — знаменитый продолжатель традиций нейгаузовской пианистической школы, «самый тонко чувствующий и экспрессивный пианист» (отзыв «Daily Telegraph»), Народный артист России и солист Московской филармонии. Имя Владимира Овчинникова хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Выступления пианиста проходили в лучших залах мира: Большом зал Московской консерватории, Большом зале филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Альберт-холле и Роял Фестивал-холле в Лондоне, Геркулес-холле и Гевандхаусе в Германии и Мюзикферайн в Вене, Концертгебау в Амстердаме и Сантори-холле в Токио, Театре Camps- Elysees и Зале Плейель в Париже. Произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера в исполнении В. Овчинникова выходили на лейблах EMI, «Коллинз Классикс», «Русские сезоны», «Шандос». 14 февраля на сцене Большого зала консерватории, Владимир Овчинников и Академический симфонический оркестр Московской филармонии исполнят «романтическую» программу — два концерта для фортепиано с оркестром Ф. Шопена (№№ 1 и 2), Симфонию № 8 («Неоконченную») Ф. Шуберта и Симфоническую поэму «Тассо» Ф. Листа.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.