«Гоголь. Шнитке. «Мёртвые души». Александр Филиппенко : Московская государственная академическая филармония

    «Гоголь. Шнитке. «Мёртвые души».
    Александр Филиппенко

    1 ноября 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Александр Филиппенко (художественное слово)
    Николай Кожин (фортепиано)
    Сергей Кузнецов (фортепиано)

    Виктор Омельянович (ударные)



    Организатор концерта
    лекторий «Прямая речь»

    В программе:
    Шнитке
    «Гоголь-сюита» – сюита из музыки к спектаклю
    «Ревизская сказка» (концертная транскрипция Н.Мндоянца)

    Гоголь
    «Мёртвые души» – поэма
    (Последние главы)

    12+

    Александр Филиппенко

    Александр Филиппенко провёл свои школьные годы в Алма-Ате, где впервые, ещё ребёнком, ступил на сцену в драмкружке Алма-Атинского Дома пионеров. Его учителями были прекрасные актёры Русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Михаил Азовский и Юрий Померанцев. 

    После окончания школы с золотой медалью было принято решение поступать на Физтех – ведь это было время Гагарина и фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года», «физики были в почёте, а лирики в загоне»… Ни о каком театральном институте речи не было. В МФТИ была сильная команда КВН, куда Александр сразу и попал.

    «Но Судьба своё возьмёт» – писал Юлий Ким, и Судьба возникла в виде первого ведущего и автора КВН Альберта Аксельрода. На одном из выступлений команды Физтеха он предложил Филиппенко прийти к ним в эстрадную студию МГУ «Наш дом». И вот с 1964 года студент Филиппенко каждый вечер стал ездить из общежития Физтеха на репетиции в знаменитый студенческий театр, где играли молодые Семён Фарада, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов, писали Славкин, Розовский, Горин, Арканов. Там впервые в репертуаре Александра Филиппенко появляются Гоголь, Салтыков-Щедрин, Платонов, Есенин, Горький, Зощенко, А. К. Толстой, Кирсанов. 

    Но в 1969 году партком МГУ по идеологическим причинам решил закрыть студию. Все оказались на улице. Александр Филиппенко тогда уже, закончив МФТИ, работал старшим инженером в институте Геохимии АН СССР. Тогда и возник главный выбор жизни: физики или лирики… И тут вновь Судьба выступила уже в виде Юрия Любимова – он принял Филиппенко в свой Театр на Таганке, самый новаторский и модный в ту пору театр Москвы! 

    И Филиппенко с головой ушёл в творчество! Он поступает на заочное отделение Щукинского училища и получает там два диплома: актёрский и режиссёрский. Теперь он профессионал. Его дипломный спектакль «Игроки» по Гоголю, где он играет Ихорева, имеет шумный успех. Его приглашают в Театр имени Евгения Вахтангова и переносят на большую сцену «Игроков». Филиппенко переходит работать в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, где проработает 20 лет и сыграет много прекрасных ролей. Параллельно он снимается в кино и работает на эстраде. 

    Но непокорный нрав актёра не даёт ему спокойно сидеть в удобном театре. Он уходит из театра Вахтангова и становится «свободным художником». Теперь Филиппенко выступает в разных театрах: в «Сатириконе» («Гамлет» Р. Стуруа); в «Et Cetera» («Шейлок» Р. Стуруа); в «Табакерке» («На дне» А. Шапиро); в «Практике» («Продукт» М. Равенхилла); «Один день Ивана Денисовича» по повести А. Солженицына; в театре «Современник» («Сон Гафта» в постановке Р. Виктюка», «Скрытая перспектива» Е. Арье); в театре имени Моссовета («Дядя Ваня» и «Три сестры» в постановках А. Кончаловского); театре «Школа драматического искусства» («Последнее свидание в Венеции» Д. Крымова). 

    Одновременно с этим он выпускает несколько своих моноспектаклей, которые с успехом идут в Москве, многих городах России, а также в Израиле, США, Канаде, Англии. 

    Много снимается в кино. Из последних значимых работ – Коровьев в фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита» и Азазелло в одноимённом фильме В. Бортко. Он один из лучших острохарактерных актёров. Характерность для него (по Станиславскому) – это не сумма внешних приёмов и приспособлений, а умение найти другую, не похожую на него индивидуальность, перевоплотиться в неё и стать другим человеком, подчас не имеющим ничего общего с ним самим. Он настоящий актёр-труженик, не ищущий лёгкого успеха. Все его работы тщательно избираются и скрупулёзно репетируются. 

    В 1999 г. Александр Филиппенко получил Государственную премию за моноспектакль «Мёртвые души» (последние главы), то есть фактически за чтецкую работу! У него есть ещё одна, очень ценная для него награда, полученная в номинации «За верность идеалам высокой литературы на эстраде». Это очень точно – в его чтецком репертуаре только очень хорошая литература. Выбор тех или иных авторов в чтецком концерте это всегда субъективный выбор исполнителя, в данном случае Александра Филиппенко. И этот выбор не случаен, он зависит от того, в каком городе концерт, каков зритель в зале по уровню подготовленности, по возрасту, и вообще что за окном. Он читает со сцены вот уже более 40 лет и, казалось бы, мог уже «почивать на лаврах», но нет – он готовит новые программы и полон самых неожиданных творческих замыслов. У него особые отношения не только с музыкой слова, но и с музыкой к слову, тексту. В его моноспектаклях звучит много музыки. 

    Фрагменты из биографии

    Николай Кожин

    Николай Кожин – лауреат международных и всероссийских конкурсов: II Всероссийский конкурс имени Гнесиных (Москва, 2000); VII Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей (Тольятти, 2003); XVII Международный конкурс пианистов ROMA-2006 (номинация «Фортепианный дуэт»); X Международный конкурс имени М. Юдиной (гран-при в номинации «Фортепианный дуэт», Санкт-Петербург, 2008); 56-й Международный конкурс Maria Canals в Испании (Барселона, 2010);  IV Международный конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева (номинация «Фортепианный дуэт», Калуга, 2011); VIII Международный конкурс имени Тальберга в Италии (Неаполь, 2012); I Международный конкурс Bluthner в Австрии (Вена, 2013); конкурс-фестиваль Markische Musiktage в Германии (Эггерсдорф, 2015). Артист принимал участие во многих международных фестивалях, среди них «Молодые звёзды XXI века», «Пять вечеров у рояля» (Самара), «Возрождение» (Москва), Vivere memento (Киев), The International Keyboard Institute & Festival (Нью-Йорк), Фестиваль фортепианных дуэтов (Екатеринбург), XIII Международный фестиваль «Кремль Музыкальный имени Николая Петрова» (Москва), Фестиваль камерной музыки (Таллин). 

    Пианист регулярно выступает в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Камерном зале Московского международного Дома музыки и других концертных площадках столицы. Артист гастролирует по России и за рубежом (Германия, Финляндия, США, Италия, Украина, Испания, Эстония, Голландия). С 2011 года Николай является солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. Записи музыкант транслировались по радио «Орфей».

    Николай Кожин сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии, симфоническим оркестром Московской консерватории, Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром «Времена года», Филармоническим оркестром Йены и Бранденбургским симфоническим оркестром (Германия).

    Пианист успешно сочетает концертную деятельность с педагогической: он является преподавателем Московского государственного института культуры, а также концертмейстером Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Музыкант неоднократно проводил мастер-классы в городах России и за рубежом. Николай участвовал в конференции Первого всероссийского педагогического форума «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ» (Нижний Новгород) и научно-практической конференции «Эстетические и стилевые вопросы творчества композиторов XX века» (Москва), а также на международном форуме «Неделя русского образования и культуры» в Польше (Варшава, Сосновец, Катовице, Гданьск, Лодзь).

    Николай Кожин – выпускник Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора А. Г. Севидова). 

    Сергей Кузнецов

    Сергей Кузнецов родился в 1978 году в семье музыкантов. С шести лет обучался в Гнесинской школе-десятилетке в классе Валентины Аристовой. Окончил с отличием Московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Михаила Воскресенского, обучался в аспирантуре Венского университета музыки и исполнительского искусства у профессора Олега Майзенберга. С 2006 года преподает в Московской консерватории на Кафедре специального фортепиано под руководством М. С. Воскресенского.

    Сергей Кузнецов – лауреат международных конкурсов пианистов A. M. A. Calabria в Италии (1999, I премия), в Андорре (2000, III премия), имени Гезы Анды в Швейцарии (2003, II премия и приз публики), в Кливленде (США, 2005, II премия), в Хамамацу (Япония, 2006, II премия).

    Музыкант много гастролирует в России, странах Европы, а также в Турции, на Кипре, в Японии, США. Участник множества международных фестивалей – в Киото и Йокогаме (Япония), на Кипре, в Мерано (Италия), Локенхаузе (Австрия), Цюрихе, Люцерне и Эрнене (Швейцария), фестивале Боденского озера (Германия), российских «Музыкальный Олимп», «Музыкальные вечера на Селигере» и других музыкальных форумов.

    Сергей Кузнецов играл в сопровождении известных оркестров, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Уральский академический филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Штутгартский филармонический, Берлинский и Мюнхенский симфонические, Оркестр Тонхалле, Оркестр Винтертура, Кливлендский оркестр, Камерный оркестр имени Ф. Листа; под управлением таких дирижеров, как Николай Алексеев, Максим Венгеров, Гинтарас Ринкявичюс, Дмитрий Лисс, Теодор Гушльбауэр, Миша Дамев, Вальтер Веллер, Фолькер Шмидт-Гертенбах, Янош Фюрст, Георг Шмёэ и других. Пианист сотрудничал с известными камерными коллективами, в числе которых Квартеты имени Шостаковича, имени Изаи, Кавани-квартет.

    В 2015 году Сергей Кузнецов дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле по итогам международного отбора, проведенного обществом New York concert artists.

    Выступления музыканта транслировались по радио и телевидению Швейцарии (DRS 2 и RSR Espace 2), Франции (Mezzo TV, Radio France), Чехии, Сербии, США (WCLV, WQXR), Японии (NHK), России («Орфей»).

    Пианист записал два сольных компакт-диска с произведениями Брамса, Листа, Шумана и Скрябина (Classical Records), а также альбом в дуэте с японской скрипачкой Рёко Яно (Pan Classics, Швейцария).