В продаже абонемент Musica sacra nova
6 сентября 2017
Большой зал Консерватории
Уважаемые слушатели, билеты на этот концерт проданы. Обращаем ваше внимание, что следующий концерт Госоркестра России в Большом зале Консерватории состоится 15 сентября.
Абонемент №63:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
6 сентября, в день рождения Евгения Светланова, Госоркестр России по традиции посвящает концерт памяти своего легендарного художественного руководителя. За дирижерским пультом в этот вечер – Александр Лазарев. Сегодня маэстро работает с ведущими симфоническими оркестрами и оперными театрами мира. С его именем связана одна из лучших глав в истории Большого театра России, где с 1987 по 1995 гг. он занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра. Лазарев сотрудничал с филармоническими оркестрами Берлина, Мюнхена, Лондона, Осло и Мельбурна, работал в Ла Скала и других знаменитых театрах. С 2008 по 2016 гг. – главный дирижёр Филармонического оркестра Японии. В Концерте Шумана для фортепиано с оркестром будет солировать ирландский пианист Барри Дуглас. «Его техника, не уступающая рахманиновской, его искренность и лирические интонации полностью убеждают меня в том, что более продуманной интерпретации я никогда прежде не слышал» (Sunday Times). Помимо блестящей карьеры пианиста, Барри Дуглас освоил профессию дирижёра, создал свой оркестр Camerata Ireland и возглавляет Клэндбойский фестиваль в Северной Ирландии.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Александр Лазарев – выдающийся дирижер современности, народный артист России (1982). Родился в 1945 году в Москве. Дирижированию обучался у Лео Гинзбурга в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на Международном конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине.
С 1973 года работал в Большом театре, где в 1974 году выступил музыкальным руководителем первой постановки оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер – Борис Покровский). В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; осуществил с ансамблем ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. В этот период состоялись гастроли труппы в Токио, Милане (Ла Скала), на Эдинбургском фестивале и в Нью-Йорке (Метрополитен-опера).
В Большом театре Александр Лазарев вел оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балеты «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.
Под музыкальным руководством Лазарева были поставлены оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Несколько спектаклей («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») сняты телевидением. Кроме того, с Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.
Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр вещательной корпорации NHK(Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.
Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Александр Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, в 1997–2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность.
В 2008–2016 гг. Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Прокофьева, Рахманинова, ряд симфоний Глазунова и Шостаковича.
Александр Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, ГСО «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Хованщина» Мусоргского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль был также удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» по итогам сезона 2014/15.
Среди работ Александра Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Р. Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.
Барри Дуглас родился в 1960 году в Белфасте. Обучался игре на фортепиано, кларнете, виолончели и органе. В возрасте 16 лет брал уроки у Фелиситас Ле Винтер – воспитанницы Эмиля фон Зауэра, ученика Ференца Листа. Затем учился в лондонском Королевском колледже музыки у Джона Барстоу и частным образом – у Марии Курчо, ученицы Артура Шнабеля. Совершенствовался под руководством Евгения Малинина в Париже, где также обучался дирижированию у Марека Яновского и Ежи Семкува. Получил II премию на Международном конкурсе имени Паломы О’Ши в Сантандере (Испания, 1980, I премия не присуждена). В 1983 году был удостоен V премии на конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, в 1985-м – Бронзовой медали на конкурсе Вэна Клайберна в Форт-Уорте (США).
Мировая известность пришла к Дугласу в 1986 году, когда он завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. С тех пор он выступает с ведущими симфоническими коллективами, его сольные концерты проходят в странах Европы, в США, России и Южной Америке. В сезоне 2016/17, в ознаменование 30-летия победы на конкурсе в Москве, многие выступления пианиста были посвящены музыке Чайковского: он дважды исполнил все фортепианные концерты композитора в Дублине и Белфасте с Национальным симфоническим оркестром Общественной телерадиокомпании Республики Ирландия (RTÉ) и Ольстерским оркестром. В 2011, 2015 и 2019 гг. был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Барри Дуглас сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Колин Дэвис, Курт Зандерлинг, Лорин Маазель, Курт Мазур, Андре Превин, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Леонард Слаткин, Майкл Тилсон Томас, Юрий Темирканов, Лоуренс Фостер, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме и Пааво Ярви. Среди партнеров исполнителя по камерному музицированию – «Энделлион-квартет» (Великобритания), «Гварнери-квартет» (США), Квартет имени А. П. Бородина.
В 1999 году Дуглас основал камерный оркестр Camerata Ireland («Ирландская камерата») и с тех пор регулярно выступает как дирижер. Является художественным руководителем фестиваля этого коллектива в поместье Кландебой (Ирландия). Дуглас и «Ирландская камерата» активно гастролируют, в том числе в США, Франции, Финляндии, Индии, странах Южной Америки, в 2013 году дебютировали на фестивале BBC Proms. Маэстро также дирижировал коллективом «Академия Святого Мартина в полях», оркестрами Белграда, Индианаполиса, Ванкувера, Московской филармонии, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским камерным оркестром, I Pommerigi di Milano, Литовским камерным оркестром и другими.
Среди ангажементов Барри Дугласа последних лет – выступления с Лондонским симфоническим оркестром, Оркестром Халле, Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Государственной капеллой Дрездена, Национальным оркестром Франции, Гонконгским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Ванкувера, Цинциннати, Сиэтла, Колорадо, Барселоны, Сингапура, Сиднея, Мельбурна. Пианист принимал участие в фестивалях в Лондоне (BBC Proms in the Park, с Ольстерским оркестром), Вербье (Швейцария) и Канадзаве (Япония). В 2018 году гастролировал по Великобритании с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Сольные концерты Дугласа проходили в Великобритании, Нидерландах, США, Мексике, Китае и Армении. Пианист выступал в лучших залах мира – от Альберт-холла, Барбикан-холла и Уигмор-холла, до дворцового комплекса «Запретный город» в Пекине и Шанхайского Большого театра. Участвовал в премьере Концерта № 4 для фортепиано с оркестром южноафриканского композитора Кевина Воланса с ансамблем Birmingham Contemporary Music Group.
С 2011 года Барри Дуглас – эксклюзивный артист лейбла Chandos. Его запись всех сочинений для фортепиано соло Брамса получила высокие оценки критиков, журнал International Record Review назвал ее «эталонной версией» исполнения Брамса. В его дискографии также – все фортепианные концерты и Тройной концерт Бетховена с «Ирландской камератой», все концерты Рахманинова, концерты Листа, Брамса, Чайковского, Бриттена, Корильяно, Регера, «Бурлеска» Р. Штрауса; сонаты Бетховена, Чайковского, Берга, Прокофьева, «Картинки с выставки» Мусоргского и др. В 2018 году Дуглас завершил работу над собранием фортепианных сочинений Шуберта, в настоящее время работает над антологией произведений Чайковского. Под лейблом Chandos вышли также два альбома с ирландской музыкой в обработках Барри Дугласа – Celtic Reflections и Celtic Airs. Кроме того, он впервые исполнил и записал вторую редакцию концерта для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого.
Среди событий 2020 года – гастроли в США, где маэстро представил ряд сольных программ и выступил с североамериканскими оркестрами, а также цикл онлайн-концертов с «Ирландской камератой», включивший исполнение всех фортепианных концертов Бетховена.
Заслуги артиста в музыкальном искусстве отмечены государственными наградами и почетными званиями, в том числе орденом Британской империи (статус офицера, 2002; статус командора, 2021). Он является Почетным доктором Королевского университета Белфаста, Почетным профессором Королевского музыкального колледжа в Лондоне, Почетным доктором музыки Национального университета Ирландии в Мэйнусе и Университета Вайоминга (США), приглашенным профессором Дублинской консерватории.