Госоркестр имени Е.Ф.Светланова, Александр Лазарев, Жан-Ив Тибоде : Московская государственная академическая филармония

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Александр Лазарев, Жан-Ив Тибоде

    24 апреля 2017

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Буря» – симфоническая фантазия
    Сен-Санс
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Р. Штраус
    «Так говорил Заратустра» – симфоническая поэма

    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание, что следующий концерт с участием Маэстро состоится
    26 июня 2017 г. в Концертном зале Чайковского.

    12+

    Абонемент №74:

    Госоркестр имени
    Е. Ф. Светланова.
    К 80-летию оркестра

    Жан-Ив Тибоде – один из наиболее востребованных и успешных пианистов нашего времени, во всём мире признанный одним из лучших интерпретаторов французской музыки. Нередко его называют «наследником Равеля». Музыкальность, глубина интерпретаций и прирожденная харизма обеспечили Тибоде мировое признание. Он обладает редкой способностью сочетать в своём искусстве поэтику, чувственность, тонкость и колорит, особый подход к каждому исполняемому произведению и блистательную технику. «Каждая его нота — это жемчужина… Радость, блеск и артистичность его исполнения невозможно не заметить» (газета The New York Times). Известный своей элегантностью как на сцене, так и вне её, Жан-Ив Тибоде тесно связан с миром моды: его концертный гардероб создан известным лондонским дизайнером Вивьен Вествуд. Он снимается в фильмах, занимается благотворительностью.

    24 апреля пианист выступит с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением одного из ведущих дирижеров России Александра Лазарева. С его именем прочно связана одна из лучших глав в истории Большого театра России, где с 1987 по 1995 гг. он занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра. В это время в репертуаре театра появилось несколько ярких оперных постановок. Сегодня маэстро в качестве приглашенного дирижера работает с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами.  


    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Александр Лазарев

    Один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году. Учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

    С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым ансамбль осуществил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

    В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр корпорации NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

    Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТе имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Постановка также получила «Золотую Маску» по итогам сезона 2014/15 в номинации «Опера – спектакль».

    Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    Жан-Ив Тибоде

    Один из наиболее востребованных и успешных солистов нашего времени, Жан-Ив Тибоде сочетает в своем искусстве глубину интерпретаций, чувственность, тонкость и блистательную технику. 

    Жан-Ив Тибоде родился в 1961 году в Лионе, где в 5 лет начал заниматься на фортепиано, а уже в 7 лет впервые сыграл на концерте. В 12 лет он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Альдо Чикколини и Люсетт Декав, дружившей и сотрудничавшей с Морисом Равелем. В 15 лет выиграл первый приз на конкурсе Парижской консерватории, спустя три года победил в состязании молодых музыкантов в Нью-Йорке и получил вторую премию на конкурсе пианистов в Кливленде.

    Тибоде выступает в лучших залах Европы, Америки, Азии с ведущими оркестрами мира под управлением Владимира Ашкенази, Герберта Блумстедта, Андрея Борейко, Валерия Гергиева, Шарля Дютуа, Джеймса Ливайна, Эса-Пекка Салонена, Леонарда Слаткина, Тугана Сохиева, Бернарда Хайтинка, Риккардо Шайи, Мариса Янсонса и других крупнейших дирижеров современности. В числе его партнеров по камерному ансамблю – певицы Рене Флеминг и Чечилия Бартоли, скрипач Джошуа Белл, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Трульс Мёрк и Готье Капюсон. Пианист обладает широчайшим репертуаром: от Бетховена до наших современников Чэнь Цигана и Джеймса Макмиллана. Особое признание Тибоде заслужил исполнением сочинений композиторов-романтиков, а также своих соотечественников: Дебюсси, Равеля, Сен-Санса, Форе, Мессиана, Сати. 

    В дискографии Тибоде – более 50 альбомов на лейбле Decca, многие из которых отмечены премиями Schallplattenpreis, Diapason d' Or, Choc du Monde de la Musique, Gramophone, Echo (дважды) и Edison. Среди них – CD c Концертами №№ 2 и 5 Сен-Санса в сопровождении Оркестра Романдской Швейцарии под управлением Шарля Дютуа (номинировался на Grammy), альбом «Опера без слов», включающий транскрипции арий Сен-Санса, Р. Штрауса, Глюка, Корнгольда, Беллини, И. Штрауса-сына, П. Грейнджера и Пуччини (часть транскрипций принадлежит самому Тибоде); альбомы-приношения великим джазменам ХХ века Дюку Эллингтону (Reflections on Duke) и Биллу Эвансу (Conversations With Bill Evans); произведения Гершвина в аранжировках для джаз-оркестра и Симфония № 2 «Век тревог» Бернстайна с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Мэрин Олсоп. В 2016 году, к 150-летию Эрика Сати, Тибоде записал на Decca полное собрание фортепианных сочинений композитора. 

    Жан-Ив Тибоде тесно связан с миром моды и кинематографа, занимается благотворительностью. Его концертный гардероб создан известным лондонским дизайнером Вивьен Вествуд. Пианист солировал в саундтреках фильмов «Невеста ветра» об Альме Малер, «Портрет леди», «Искупление» («Оскар» за лучшую музыку и два «Золотых глобуса»), «Гордость и предубеждение», «Во всем виноват енот». В 2000 году Тибоде участвовал в проекте Piano Grand!, организованном Билли Джоэлом в честь 300-летия изобретения фортепиано. Музыкант удостоен титулов Кавалера (2001) и Офицера (2012) Ордена искусств и литературы Французской республики, награжден Премией Пегаса на фестивале в Сполето (Италия, 2002), лауреат премии Victoires de la Musique в ее высшей номинации Victoire d'Honneur (2007). 18 июня 2010 года Тибоде был введен в Зал Славы Hollywood Bowl. 

    В числе наиболее значительных событий сезона 2018/19 — мировой тур с Концертом № 5 для фортепиано с оркестром Сен-Санса (концерты в Казани и Москве с Государственным симфоническим оркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского, Монреале, Барселоне, Эссене, Мюнхене и Берлине с Симфоническим оркестром Монреаля под управлением Кента Нагано); исполнение Концертной фантазии для виолончели и фортепиано с оркестром Eros Athanatos Ришара Дюбюньона с Готье Капюсоном в городах Бельгии и в Париже; тур по США с японской скрипачкой Мидори (сонаты Шумана, Форе, Дебюсси, Энеску); участие в исполнении симфонии «Турангалила» Мессиана в городах США; исполнение Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Макмиллана «Мистерия света» с Исландским симфоническим и Кливлендским оркестрами, и в завершение сезона – выступление с оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса (Концерт соль мажор Равеля). 

    Летом 2019 года Жан-Ив Тибоде – участник образовательной программы для юных музыкантов от 10 до 20 лет, которая проводится Тэнглвудским институтом Бостонского университета в Леноксе (штат Массачусетс, США).