Приношение П. И. Чайковскому (175 лет со дня рождения) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Приношение П. И. Чайковскому
    (175 лет со дня рождения)

    20 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Сюита № 2 для оркестра
    Стравинский
    «Поцелуй феи» – музыка аллегорического балета, навеянного музыкой Чайковского
    Вустин
    «Песня Лукерьи» (мировая премьера)

    12+

    Абонемент №20:

    Приношение П. И. Чайковскому (175 лет со дня рождения)

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

    В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум»,  «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2018 году в зале имени Чайковского в шестой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета. 

    Наталья Борискова

    Наталья Борискова — это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.

    Наталья Борискова свято чтит лучшие традиции русского народного музыкального искусства. В народной песне для нее раскрывается душа народа, воспеваются красота родной земли и чаяния поколений.

    Наталья Борискова родилась в пос. Красково Московской области. В 1974-1977 годах обучалась в Школе-студии имени Т.А. Устиновой при Госхоре имени М.Е. Пятницкого (у Заслуженного деятеля искусств Н.М. Королевой), в 1993-1998 годах обучалась в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».

    В 1976-1980 годах - артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время - солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П.И. Чайковского. Певица – частый гость у воинов российской армии и пограничников, на предприятиях атомной энергии, она выступает с благотворительными концертами перед ветеранами, в госпиталях и детских домах. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.

    В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю… помню…Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я ЛЮБЛЮ, где отчий дом…» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).

    Щедро делясь своим мастерством в концертах, Наталья Борискова также много времени посвящает работе со своими учениками.

    Заслуженная артистка России (1995), обладательница медали «За ратную доблесть» (2002) и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Золотого знака Минатома (1997), Ветеран боевых действий (2009) и Ветеран труда (2012), Лучший педагог года (2008).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России им. Е. Светланова, Фортепианное трио Московской консерватории, Андрей Баранов, Юрий Фаворин

    17.11.2012

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Моцарт
    Концерт № 5 для скрипки с оркестром
    Лист
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Суми Чо, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Василий Петренко

    27.12.2018

    В программе:
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Гуно
    Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
    Доницетти
    Ария Мари из оперы «Дочь полка»
    Р. Штраус
    «Танец с семью покрывалами» из оперы «Саломея»
    И. Штраус
    «Там, в Зиверинге, уже цветёт сирень» из оперетты «Балерина Фанни Эльслер»
    Лекок
    Вальс Габриэль из оперетты «Сто дев, или Зелёный остров»
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио» ля мажор, соч. 45
    Рахманинов
    Вокализ, соч. 34 № 14
    Алябьев
    «Соловей»
    Стравинский
    «Поганый пляс Кащеева царства» из музыки балета «Жар-птица»
    Беллини
    Речитатив и ария Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»
    Ария и кабалетта Эльвиры из оперы «Пуритане»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Томоми Нисимото

    28.06.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Геннадия Рождественского. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижирует и рассказывает Василий Петренко

    Режиссерская версия

    09.07.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Ромео и Джульетта» – увертюра-фантазия
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета
    Корнгольд
    Концерт для скрипки с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова, Михаил Юровский, Александр Князев

    16.03.2017

    В программе:
    Дворжак
    Концертная увертюра «Карнавал»
    Шостакович
    Концерт № 2 для виолончели с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Молодые таланты

    28.05.2014

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Концерт для скрипки с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    Режиссерская версия

    30.12.2013

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Спящая красавица», музыка балета

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России им. Е. Светланова, Михаил Ковальков, Александр Рамм, Михаил Почекин, Павел Колесников

    04.12.2012

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Моцарт
    Концерт для альта с оркестром (переложение Ю. Тканова концерта для кларнета с оркестром)
    Дворжак
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Слуцкий, Александр Каган (скрипка) и Евгений Румянцев (виолончель)

    28.04.2012

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Pezzo Capriccioso для виолончели с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Светланова, Александр Слуцкий, Андрей Ярошинский (фортепиано), Юрий Ревич (скрипка)

    03.04.2012

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром