Госоркестр имени Светланова, Владимир Юровский, Николай Цнайдер : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Госоркестр имени Светланова,
    Владимир Юровский, Николай Цнайдер

    14 октября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Веберн
    (70 лет со дня смерти)
    Шесть пьес для оркестра
    Пять пьес для оркестра
    Нильсен
    Концерт для скрипки с оркестром
    Бетховен
    Симфония № 5 (редакция Г.Малера. Первое исполнение в России)

    12+

    Абонемент №10:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Дмитрий Юровский – младший представитель знаменитой музыкальной династии – родился в 1979 году в Москве. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели, затем продолжил обучение как виолончелист и дирижер в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине.

    В 2011–2019 гг. был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, в 2011–2018 гг. – главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В 2015 году стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в 2021 году занял пост его художественного руководителя.

    Под руководством дирижера в Новосибирском театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Турандот» и «Тоска» Пуччини, «Аида», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, а также ряда балетных спектаклей. Кроме того, Дмитрий Юровский выступает как автор и ведущий тематических программ и концертных циклов на малой сцене театра. В 2021 году за постановку оперы «Фальстаф» Дмитрий Юровский удостоен театральной премии «Парадиз» в номинации «Лучшая работа дирижера в музыкальном театре».

    Сотрудничал с известными театрами, в числе которых Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Королевский театр в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Большой театр Женевы, Опера Монте-Карло, Опера Бастий в Париже, Льежская опера, Новая опера Израиля в Тель-Авиве, Лирическая опера Чикаго, Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, театр Лисею в Барселоне и другие. Дирижировал на Уэксфордском фестивале в Ирландии, Оперном фестивале в Мартине-Франке, фестивале Россини в Пезаро и фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия).

    Под управлением Дмитрия Юровского выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Швеции, Нидерландов, Ирландии, Китая, Гонконга, Израиля, России. Летом 2010 года дирижер впервые выступал с труппой Государственного академического Большого театра России, представив в рамках гастрольного тура оперу «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Дмитрий Черняков). Спектакли состоялись в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Королевском театре в Мадриде и на Люцернском фестивале.

    Среди событий сезона 2022/23 – выступления с оркестром лейпцигского Гевандхауса, Дрезденской государственной капеллой, Симфоническим оркестром Вупперталя, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, премьеры новых постановок «Царской невесты» Римского-Корсакова и «Укрощения строптивой» Шебалина в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. 

    Николай Шепс-Цнайдер

    Николай Шепс-Цнайдер – всемирно известный скрипач и дирижер, выступающий с крупнейшими оркестрами мира. Музыкант родился в 1975 году в Копенгагене. Обучался в Королевской Датской консерватории у Милана Витека, Венском университете музыки и исполнительского искусства у Бориса Кушнира и Джульярдской школе в Нью-Йорке у Дороти Делэй. Начал блестящую международную карьеру в 1992 году, выиграв конкурс имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания). В 1997 году стал победителем конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. 

    Выступал как солист с оркестрами Мариинского театра, Баварского радио, лейпцигского Гевандхауса, Дрезденской государственной капеллы, Венским, Лос-Анджелесским и Нью-Йоркским филармоническими, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими и многими другими ведущими коллективами. Его партнерами по сцене были дирижеры Даниэль Баренбойм, Андрей Борейко, Франц Вельзер-Мёст, Валерий Гергиев, Кристоф фон Донаньи, Густаво Дудамель, Колин Дэвис, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Лорин Маазель, Зубин Мета, Кристиан Тилеман, Иван Фишер, Риккардо Шайи, Марис Янсонс.

    В числе наставников Николая Шепс-Цнайдера по дирижированию – Колин Дэвис. Как приглашенный дирижер он выступал с Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, филармоническими оркестрами Мюнхена, Стокгольма, Брюсселя, Осло, Радио Франс, Симфоническим оркестром Бирмингема, оркестром Халле в Манчестере и Северогерманского радио в Гамбурге, в Северной Америке – с оркестрами Чикаго, Питтсбурга, Кливленда, Нью-Йорка, Детройта, Вашингтона, Монреаля. 

    Более 10 лет тесно сотрудничает с Лондонским симфоническим оркестром как дирижер и солист. В 2016–2018 годах записал с этим коллективом все концерты для скрипки с оркестром Моцарта для лейбла LSO Live. В сезоне 2018/19 был назван приглашенным артистом (artist in residence) Венского симфонического оркестра также в обоих амплуа. Участвовал во многих проектах сезона, дебютировал в Большом зале Музикферайна с Первой симфонией Малера. В 2009–2012 годах был главным приглашенным дирижером Шведского камерного оркестра, с 2010 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2020 года – художественный руководитель и главный дирижер Национального оркестра Лиона. 

    В июне 2019-го дебютировал в дрезденской Земпер-опере с «Волшебной флейтой» Моцарта и был приглашен провести в октябре серию представлений оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса. В сезоне 2020/21 маэстро вновь исполнит «Кавалера розы» в Земпер-опере и дебютирует в Королевском театре Дании как музыкальный руководитель новой постановки «Волшебной флейты». 

    Николай Шепс-Цнайдер – эксклюзивный артист лейбла RCA Red Seal Records. Его дискография включает скрипичные концерты Нильсена (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта), Элгара (с Дрезденской капеллой под управлением Колина Дэвиса), Брамса и Корнгольда (с Венским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева), Бетховена и Мендельсона (с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты), Прокофьева и Глазунова (с оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса). Запись Концерта Мендельсона с оркестром Гевандхауcа под управлением Риккардо Шайи выпущена на DVD. Кроме того, музыкант записал все сочинения Брамса для скрипки и фортепиано с Ефимом Бронфманом, все фортепианные трио Моцарта – с Даниэлем Баренбоймом и израильским виолончелистом Кириллом Злотниковым. 

    Музыкант активно поддерживает молодые таланты. Он основал ежегодную летнюю школу – Северную академию музыки, которой в течение десяти лет руководил. В настоящее время возглавляет конкурс скрипачей имени Карла Нильсена в Оденсе. 

    Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери «дель Джезу» (1741), ранее принадлежавшей Фрицу Крейслеру. Инструмент предоставлен Королевским театром Дании при поддержке фонда VELUX, Фонда Виллума и Фонда Кнуда Хёйгора.