Чайковский − Симфония №6. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Томоми Нисимото : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Чайковский − Симфония №6. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Томоми Нисимото

    28 июня 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Томоми Нисимото

    Томоми Нисимото – художественный руководитель и главный дирижёр токийского IlluminArt Philharmonic Orchestra, музыкальный директор и главный дирижёр токийского Royal Chamber Orchestra, приглашённый профессор Колледжа музыки в Осаке. 

    Она получила образование в Осакском колледже музыки как композитор, а затем окончила факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, где училась у Ильи Мусина и Виктора Федотова.

    Томоми Нисимото сотрудничала с известными оркестрами и театрами, выступала на престижных фестивалях в тридцати странах мира. 

    Её творчество известно российскому слушателю: она сотрудничала с Театром оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». Томоми Нисимото дирижировала практически всеми крупными японскими коллективами, в числе которых симфонические оркестры Токио, Хиросимы, Саппоро, филармонические оркестры Токио, Осаки и многие другие. 

    Успешное выступление с Брукнер-оркестром Линца открыло для музыканта путь на европейские сцены. Значительных художественных успехов Т. Нисимото достигла в сотрудничестве с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Филармоническими оркестрами Монте-Карло и Будапешта, Оркестром филармонии имени Джордже Энеску, Латвийским национальным симфоническим и Литовским камерным оркестрами, ГАСО Республики Беларусь и другими коллективами. В 2010 году она дебютировала в США – на концерте с Американским симфоническим оркестром в Карнеги-холле, – а через год началось плодотворное сотрудничество с Уэстчестерским симфоническим оркестром. С 2014 года она регулярно гастролирует в Южной Америке. 

    Томоми Нисимото получила признание не только как симфонический, но и как оперный дирижёр. Она руководила театральными постановками во многих странах, в том числе в Венгерском государственном оперном театре, Пражской государственной опере и в Одесском национальном театре оперы и балета. В числе ярких проектов – оригинальные постановки в традиционной японской театральной стилистике «но» («ногаку») оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини и современной оперы «Сотоба Комати» («Надгоробие Комати») по пьесе Юкио Мисимы (композитор – Эйко Орита). 

    Дирижёра постоянно приглашают принять участие в международных музыкальных фестивалях, включая летние в Дубровнике и Сплите (Хорватия), “Prague Proms” (Чехия), Музыкальный фестиваль в Вильнюсе (Литва). С 2013 года она выступает на Музыкальном фестивале в Ватикане, где представила восстановленные «орасё» (orasho) – песнопения и молитвы японских «Тайных христиан» (Kakure Kirishitans), принесённые в Японию Св. Фанциском Ксаверием, первым католическим миссионером на островах. За этот проект в 2014 году Т. Нисимото была удостоена почётной премии Ватиканского фонда музыки, став самым молодым обладателем этой награды. 

    Также Томоми Нисимото была присуждена стипендия Японского Агентства по культуре. Она является обладательницей почётной докторской степени Университета в Мацумото, первым Почётным послом Хирадо в префектуре Нагасаки, первым Международным культурным послом Осаки. 

    Достаточно обширна её общественная деятельность. Дирижёр принимала участие в различных мероприятиях на высшем уровне, посвящённых значительным историческим или политическим событиям. В их числе концерты в честь 1300-летия древней японской столицы Хэйдзё-кё (также известна как столица Нара); 1200-летия горы Коя-сан – одного из древних центров буддийской культуры, где расположено множество храмов и монастырей; открытие Концертного зала в Л’Акуиле (Италия), возведённого при финансовом участии японского правительства после разрушительного землетрясения 2009 года; концерты в честь 120-летия дипотношений между Японией и Бразилией и 50-летия 

    нормализации отношений между Японией и Южной Кореей. В июне 2018 года она приглашена дирижировать Национальным симфоническим оркестром Китая в ознаменование 40-летия подписания Китайско-японского договора о мире и дружбе. 

    Еще в 2004 году журнал Newsweek Japan назвал Нисимото в числе «100 самых авторитетных японцев в мире». Она работала на форуме «Молодых глобальных лидеров» в рамках Всемирного экономического форума в Давосе (2007); в 2015 и 2016 годах участвовала в мероприятиях по подготовке Японии к саммиту «Большой семёрки». 

    В 2012 году Томоми Нисимото закончила Правительственную школу Джона Кеннеди – факультет Гарвардского университета, готовящий специалистов в области государственного управления, экономического развития и политологии.

    Рекомендуем к просмотру

    Домашний сезон

    Чайковский – «Иоланта». Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев

    Режиссерская версия

    30.04.2020

    В программе:
    Чайковский
    «Иоланта» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    80 лет Концертному залу имени
    П. И. Чайковского. Денис Мацуев,
    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Валентин Урюпин

    Режиссерская версия

    12.10.2020

    В программе:
    Чайковский
    (180 лет со дня рождения)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Всероссийский виртуальный
    концертный зал.
    В рамках XVII Московского
    Пасхального фестиваля

    08.04.2018

    В программе:
    Чайковский
    «Иоланта» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Геннадия Рождественского.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова.
    Дирижирует и рассказывает
    Василий Петренко

    Режиссерская версия

    09.07.2018

    В программе:
    Чайковский
    «Ромео и Джульетта» – увертюра-фантазия
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета
    Корнгольд
    Концерт для скрипки с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев

    22.04.2018

    В программе:
    Чайковский
    Фрагмент II части симфонии «Манфред» (по драматической поэме Дж.Байрона)
    Фрагмент I части Серенады для струнного оркестра
    Вступление к опере «Евгений Онегин»
    Фрагмент I части симфонии «Манфред»
    Интродукция к опере «Пиковая дама»
    Танец феи Драже из музыки балета «Щелкунчик»
    «Итальянское каприччио»
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский государственный
    академический симфонический оркестр
    под управлением Павла Когана,
    Гинтарас Ринкявичюс, Максим Федотов

    28.03.2018

    В программе:
    Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Цикл просветительских концертов
    «Истории с оркестром».
    Дирижирует и рассказывает
    Александр Лазарев

    Режиссерская версия

    26.06.2017

    В программе:
    Чайковский
    Серенада для струнного оркестра
    Концерт для скрипки с оркестром
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Всероссийский виртуальный концертный зал.
    Симфонический концерт с трансляциями
    в филармонии России

    Режиссерская версия

    26.11.2016

    В программе:
    Чайковский
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия по Данте
    «Спящая красавица» – сюита из музыки балета (составлена В. Федосеевым)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 140-летию
    со дня первого исполнения балета.
    П. Чайковский – «Лебединое озеро»

    Режиссерская версия

    18.01.2017

    В программе:
    Чайковский
    Фрагменты из балета "Лебединое озеро"

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Михаил Юровский, Александр Князев

    16.03.2017

    В программе:
    Дворжак
    Концертная увертюра «Карнавал»
    Шостакович
    Концерт № 2 для виолончели с оркестром
    Чайковский
    Симфония № 2