В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
8 февраля 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №15:
Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.
Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.
Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.
В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.
По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».
Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.
В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).
Алина Ибрагимова родилась в 1985 году в г. Полевской Свердловской области, училась в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. В 1995 году переехала с семьей в Великобританию, где продолжила образование в Школе Иегуди Менухина и Королевском колледже музыки. Совершенствовалась в Музыкальной академии Кронберга. Ее педагогами были Наталья Боярская, Гордан Николич и Кристиан Тецлафф. В 2005–2007 гг. участвовала в проекте радио BBC-3 для молодых артистов New Generation Artists. Удостоена премии Фонда Борлетти-Буитони (2008), Classical BRIT Awards в номинации «Лучший молодой исполнитель» (2009) и премии для молодых артистов от лондонского Королевского филармонического общества (2010).
Репертуар скрипачки простирается от музыки эпохи барокко до новейших сочинений. В текущем сезоне Алина дебютирует с Королевским оркестром Консертгебау в Амстердаме (дирижер сэр Джон Элиот Гардинер), симфоническими оркестрами Торонто и Миннесоты, выступает с Лондонским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Европы (Бернард Хайтинк), Симфоническим оркестром Шведского радио (Дэниел Хардинг), Симфоническим оркестром Сиэтла (Людовик Морло) и Оркестром Века Просвещения (Владимир Юровский). Среди ее последних ангажементов – концерты с Немецким симфоническим оркестром Берлина, Симфоническим оркестром Баварского радио, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Токийским симфоническим оркестром, оркестрами Бостона и Монреаля. Алина также гастролировала по Австралии, где играла в сопровождении симфонических оркестров Сиднея, Мельбурна, Аделаиды, Тасмании и Австралийского камерного оркестра.
С 2015 года скрипачка выступает на фестивале BBC Proms в королевском Альберт-холле в Лондоне. На знаменитой сцене в ее исполнении звучали классические концерты для скрипки с оркестром, старинная музыка в сопровождении барочного ансамбля, а также все партиты и сонаты Баха для скрипки соло (их запись, сделанную Ибрагимовой, журнал Gramophone назвал лучшей в истории). На фестивале BBC Proms летом 2018 года Алина исполнила мировую премьеру Скрипичного концерта Рольфа Валлина (Норвегия) с Филармоническим оркестром Бергена под управлением Эдварда Гарднера. Принимала также участие в фестивале камерной музыки «Возвращение» в Москве, в Платоновском фестивале искусств в Воронеже, в Дягилевском фестивале в Перми.
На протяжении долгого времени Алина Ибрагимова сотрудничает с французским пианистом Седриком Тибергяном. В числе их совместных проектов – получившие высокую оценку критиков циклы скрипичных сонат Бетховена и Моцарта в Уигмор-холле. Среди последних ангажементов дуэта – концерты в Зале имени Пьера Булеза в Берлине и Концертхаусе в Вене, гастроли по Японии, Южной Корее и Северной Америке. С 2005 года скрипачка выступает в составе квартета Chiaroscuro, специализирующегося на историческом исполнительстве. Квартет записал шесть CD, в нынешнем сезоне выступает в США, Канаде, Японии, Китае, Германии, Австрии, Испании, Франции, Великобритании.
Ибрагимова записала на лейбле Hyperion Records 15 альбомов, где звучат сочинения Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Изаи, Равеля, Шимановского, Хартмана, Прокофьева, Рославца. Запись всех скрипичных сонат Моцарта в дуэте с Седриком Тибергяном на пяти дисках журнал Gramophone назвал «записью, на которую будут равняться современники»; дуэтом записаны также все скрипичные сонаты Бетховена на лейбле Wigmore Hall Live. 1 марта 2019 года вышел CD с сочинениями Франка, Вьерна, Изаи. В планах Алины – запись скрипичных концертов Шостаковича под управлением Владимира Юровского; в партнерстве с ним и Оркестром Века Просвещения ею записаны скрипичные концерты Мендельсона.
В 2016 году Алина Ибрагимова стала кавалером Ордена Британской империи (MBE). Играет на скрипке Ансельмо Беллозио 1775 года, предоставленной Георгом фон Опелем.
Марина Пруденская получила вокальное образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории. После окончания обучения выступала на сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 2000 году стала солисткой Государственного театра Нюрнберга. Была удостоена Первой премии крупного международного конкурса ARD в Мюнхене (2003) и многих других наград.
В 2005–2007 – солистка Немецкой оперы Берлина, выступала на фестивалях в Экс-ан-Провансе и Байрейте, как приглашенная солистка сотрудничала со многими оперными театрами Европы. В 2007–2013 гг. была солисткой Оперного театра Штутгарта, с которым продолжает сотрудничать и сегодня. Пела в опере «Золото Рейна» в совместной постановке театров Ла Скала и Берлинской государственной оперы (дирижер Даниэль Баренбойм). Выступала в театрах Палермо и Гамбурга (партия Амнерис в «Аиде») и Баварской государственной опере (партия Октавиана в «Кавалере розы»). На Пасхальном фестивале в Зальцбурге исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Верди в сопровождении Берлинского филармонического оркестра под управлением Мариса Янсонса.
С 2013 года Марина Пруденская – солистка Берлинской государственной оперы, где выступает в партиях Иродиады в «Саломее» и Композитора в «Ариадне на Наксосе», Венеры в «Тангейзере», Эболи в «Доне Карлосе» и Гертруды в опере «Гензель и Гретель». Пела в Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне (партия Азучены в «Трубадуре»), театрах Валенсии («Аида») и Штутгарта («Хованщина»), Национальной опере Вашингтона и Муниципальном театре Сантьяго в Чили («Аида»), на фестивале в Байрейте (партии Вальтрауты в «Гибели богов» и Фрики в «Валькирии»). Сотрудничала с дирижерами Себастьяном Вайглем, Кристофом фон Дохнаньи и другими.
В текущем сезоне Марина Пруденская сотрудничает с Цюрихской оперой, исполняя партии Гертруды и Ведьмы в «Гензеле и Гретель» (новая постановка Роберта Карсена). Поет Леди Макбет в «Макбете» в Антверпене (дирижер Паоло Кариньяни) и Эболи в «Дон Карлосе» в Мангейме. В Берлинской опере исполняет партию Нерис в новой постановке «Медеи» Керубини, выступает в мировой премьере новой редакции оперы «Вавилон» Йорга Видмана (дирижер Даниэль Баренбойм).
На концертной сцене Марина Пруденская выступала в Торжественной мессе Бетховена под управлением Себастьяна Вайгля, Симфонии № 9 на фестивале в Монпелье под управлением Кристиана Арминга, а также в Реквиеме Верди с Симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Марека Яновского, участвовала в концертах в Париже, Дрездене, Нюрнберге, Веймаре, Мадриде.
Всеволод Гривнов родился в 1968 году в Москве. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Евгения Белова). В 1990–1996 гг. был солистом московского театра «Новая опера» (ныне имени Евгения Колобова), в 1994–1996 гг. – солистом Оперы Ниццы (Франция), в 1996–1999 гг. – солистом Датской Королевской оперы. С 2001 года выступает в Большом театре России.
Принимал участие в Уэксфордском фестивале в Ирландии, фестивале «Флорентийский музыкальный май» (Италия), Глайндборнском фестивале (Великобритания), Савонлиннском оперном фестивале (Финляндия). Выступал на обеих сценах Парижской национальной оперы, в Немецкой опере (Берлин), Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), Берлинской государственной опере, театре Ла Скала (Милан), в оперных театрах Кальяри, Болоньи, Женевы, Кёльна, Сан-Франциско, Хьюстона, Лос-Анджелеса, Новой Израильской опере (Тель-Авив), лиссабонском театре Сан-Карло, венецианском Ла Фениче, театре Массимо в Палермо, Королевском театре де ля Монне в Брюсселе, Королевском театре в Мадриде и многих других.
Сотрудничал с выдающимися дирижерами и режиссерами, в числе которых Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Джеймс Конлон, Владимир Юровский, Михаил Юровский, Василий Синайский, Казуси Оно, Лев Додин, Франческа Замбелло, Юрий Александров, Грэм Вик, Моше Ляйзер, Патрис Корье, Клаус-Михаэль Грубер, Дэниел Слейтер и другие.
В репертуаре певца – Водемон, Ленский, Андрей, Княжич Юрий («Иоланта», «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Чародейка» Чайковского), Ричард, Измаил, Фентон, Альфред, Герцог, Якопо, Рудольф («Бал-маскарад», «Набукко», «Фальстаф», «Травиата», «Риголетто», «Двое Фоскари», «Луиза Миллер» Верди), Морис («Адриенна Лекуврер» Чилеа), Анатоль Курагин («Война и мир» Прокофьева), Хозе («Кармен» Бизе), Самозванец, Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Князь («Русалка» Даргомыжского), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Левко, Лыков («Майская ночь» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Синодал («Демон» Рубинштейна) и другие партии.
В числе заметных событий последних сезонов – исполнение партии Голицына в опере «Хованщина» Мусоргского в лондонском Королевском Альберт-холле (2017, Симфонический оркестр Би-би-си, дирижер Семен Бычков), партии Логе в опере «Золото Рейна» Вагнера в Оденсе (2018, Симфонический оркестр Оденсе, дирижер Александр Ведерников) и партии Гвидо Барди в опере «Флорентийская трагедия» Цемлинского в премьерной постановке Нового национального театра Токио (2019, дирижер Рюсуке Нумадзири).