Онлайн-трансляция

Камерный оркестр России. Искусство духовых

Юра Гинзбург кларнет
Константин Ефимов флейта
Мария Корякина флейта
Александра Симонова гобой
Евгений Бархатов кларнет
Анастасия Батракова фагот
Валерий Жаворонков валторна
Наталья Соколовская фортепиано

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Берлиоз. «Ромео и Джульетта» – драматическая симфония для солистов, хора и оркестра

среда, 19:00

В программе:

Берлиоз
«Ромео и Джульетта» – драматическая симфония для солистов, хора и оркестра, соч. 17

Абонемент продан

Трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» Берлиоз впервые увидел 15 сентября 1827 года во время гастролей английской труппы в парижском театре Одеон. Роль Джульетты исполняла 27-летняя Генриетта Смитсон, в которую 24-летний композитор влюбился без памяти. Три года он провел в лихорадочных попытках привлечь ее внимание, но безуспешно.

Получив в 1830-м Римскую премию, Берлиоз отправился в Италию, где все вокруг живо напоминало ему о месте действия «Ромео и Джульетты». Во Флоренции он слушал оперу Беллини «Капулети и Монтекки» и постепенно набросал подробный план собственного сочинения на сюжет Шекспира. Хотя Эмиль Дешан, ставший впоследствии либреттистом «Ромео и Джульетты», утверждал, что они разработали план симфонии еще в 1828 году, под непосредственным впечатлением от спектаклей с участием Смитсон.

Вернувшись в Париж, Берлиоз продолжал грезить своей «Джульеттой» и даже снял тот самый номер в отеле, где некогда жила она. Сама же Генриетта, к тому моменту лишившаяся прежнего блеска славы, с трудом сводила концы с концами. Она не смогла устоять перед очередной попыткой Берлиоза завоевать ее — «Фантастической симфонией», где Гектор в романтически преувеличенном ключе поведал миру о своей любви. В октябре следующего года, несмотря на противодействие обеих семей, Берлиоз женился на Генриетте Смитсон. Но их жизнь омрачали постоянные денежные трудности и раздражительность супруги, завидовавшей растущей славе мужа.

Вернуться к замыслу «Ромео и Джульетты» помог счастливый случай. 16 декабря 1838 года концерт, где звучали две симфонии Берлиоза, посетил Никколо Паганини, давний поклонник его таланта. Под аплодисменты публики он встал на колени перед композитором, а на следующий день прислал любезное письмо, где назвал его наследником Бетховена, и чек на 20 тысяч франков. Впервые за многие годы Гектор смог расплатиться с долгами, не думать, как прокормить жену и маленького сына, а полностью посвятить себя творчеству. По его словам, он теперь мог «плыть по морю блаженства», сочиняя «Ромео и Джульетту».

К 8 сентября 1839 года он завершил огромную партитуру для симфонического оркестра, трех хоров и трех солистов, посвятив ее Паганини (увы, тот вскоре скончался, не услышав «Ромео и Джульетты»). 24 ноября после двух месяцев репетиций премьера состоялась под руководством автора; афиша с гордостью сообщала, что оркестр состоит из ста музыкантов, а хор из ста одного. В переполненном зале Парижской консерватории присутствовали даже члены королевской семьи. «Это был наиболее крупный успех, какой я когда-либо имел», «меня сокрушили криками, слезами, аплодисментами, всем», — писал композитор. В числе зрителей был Рихард Вагнер, признавшийся, что рядом с Берлиозом почувствовал себя школьником.

Для своей третьей симфонии Берлиоз фактически изобрел новый жанр, обозначив его как «драматическая симфония с хорами и вокальными соло». В предисловии к партитуре он объяснял, что пение, возникающее в начале, должно подготовить к восприятию последующих сцен, где сюжет и чувства персонажей выражены средствами оркестра. Ромео и Джульетта — образы исключительно симфонические; отказ от вокальных дуэтов Берлиоз мотивировал тем, что хотел «придать фантазии свободу, которую определенный смысл спетого слова не может ей предоставить» и говорить на оркестровом языке — «более богатом, более разнообразном, менее сдержанном и благодаря своей неопределенности — неизмеримо более могущественном».

Либретто основано на пьесе Шекспира в редакции Дэвида Гаррика: в ней Джульетта просыпается до того, как умирает Ромео. Берлиоз и поэт Эмиль Дешан не следуют за сюжетом буквально, в центре их внимания — события первого и последнего актов трагедии, которые представлены очень подробно: о них то рассказывается, то они оживают в драматических сценах, то воплощаются средствами оркестра.

Партитуру «Ромео и Джульетты» отличает исключительная виртуозность оркестрового письма. Вокальные силы Берлиоз использует экономно, лишь в финале представляя их во всей мощи. Стилистические нити от этой симфонии тянутся в прошлое — к Бетховену, и в будущее — к Вагнеру. От Бетховена Берлиоз усвоил само понимание программной музыки, которая может быть выразительной, не будучи наивной, приемы симфонических скерцо и эффектного хорового финала — связь «Ромео и Джульетты» с Девятой симфонией очевидна. Изобретательно используя лейттемы, Берлиоз закладывал основу лейтмотивной системы Вагнера. Последний любил и хорошо знал «Ромео и Джульетту», ставшую прямой предшественницей «Тристана и Изольды» (не случайно возникло родство между первыми тактами оперы с началом второй части симфонии). В 1860 году Вагнер отправил Берлиозу опубликованную партитуру «Тристана» с надписью: «Великому и дорогому автору “Ромео и Джульетты” от благодарного автора “Тристана и Изольды”».

Симфонию можно поделить на три раздела; каждый состоит из нескольких эпизодов с развернутыми подзаголовками, а общая структура напоминает скорее ораторию, чем симфонию. Здесь Берлиоз вновь раздвинул границы возможностей современного ему оркестра — с точки зрения программных возможностей, красочности и виртуозности оркестрового письма. И хотя эти слова можно отнести к большей части музыки Берлиоза, они особенно справедливы в отношении «Ромео и Джульетты», написанной на пике его сил и творческих амбиций.

«Ромео и Джульетта» — самый совершенный образец синтеза оперной и симфонической музыки в творчестве Берлиоза и одно из лучших его произведений. Яркие симфонические «декорации» этого сочинения превосходят многие оперы. Берлиоз очень любил эту симфонию и в мемуарах называл «Сцену любви» (Adagio) своим самым любимым произведением.

Однако его брак с «Джульеттой» не принес счастья. Развод был невозможен; через 10 лет после свадьбы супруги просто разъехались, а композитор продолжал обеспечивать тяжело больную Генриетту вплоть до ее смерти в 1854 году. И хотя Гектор теперь мог жениться снова (долгие отношения уже связывали его с певицей Марии Ресио), в мемуарах он писал: «Я не в силах передать муки моего сердца, причиненные этой потерей... Наряду с сожалением об этой угасшей любви, во мне рождалось стремление раствориться в неизмеримой, страшной, необъятной и неиссякаемой жалости, которая подавляла меня вместе с воспоминаниями о несчастьях моей бедной Генриетты». И восклицал: «Шекспир! Шекспир!.. Лишь он один может пожалеть нас обоих, двух несчастных артистов, любящих и терзающих один другого. Шекспир! Шекспир!.. Это ты — отец сущий на небеси, если только есть оно, небо».

Получив семейное место на кладбище, Берлиоз распорядился перенести туда прах бывшей возлюбленной, и сегодня они — Берлиоз и две его супруги — покоятся там вместе.

Наталия Сурнина