Берлиоз, Штраус, Малер – три колосса романтизма, крупнейшие достижения которых связаны с глубочайшим знанием оркестровой специфики. Для любого дирижера и коллектива наследие этих авторов является неизменным фундаментом, на котором оттачиваются все аспекты исполнительского мастерства – от слаженности оркестровых групп до тембровой драматургии. По мнению многих маэстро, программные симфонические произведения Рихарда Штрауса особенно «тонизируют» оркестр, побуждая музыкантов демонстрировать свои лучшие качества и подстегивая их фантазию. И Госкапелла России, регулярно исполняющая под управлением Валерия Полянского шедевры трех величайших симфонистов, не стала исключением.
«Я возымел желание хоть один раз сочинять музыку так же естественно, как корова дает молоко», – сказал Штраус о своей «Альпийской симфонии» перед премьерой в Берлине. В этом сочинении, продолжающем ряд автобиографических опусов Штрауса, композитор предстает в облике путешественника-альпиниста, а программа охватывает события одних суток – с раннего утра до глубокой ночи. В одночастной композиции четко просматривается абрис традиционного четырехчастного симфонического цикла. Партитуру, изобилующую звукописью (перезвон колокольчиков пасущегося стада, ветер, гром, шум водопада и т.д.), автор снабдил множеством ремарок, рисуя живописную панораму Альп. И при этом не поскупился на россыпь наивно-радостных мелодий, облеченных в наряд гармонического благозвучия.
«Альпийскую симфонию» предварит один из самых светлых фортепианных концертов Моцарта, считавшего этот жанр содержащим «много блеска» и «приятным для слуха». Сольную партию исполнит Андрей Коробейников – горячо любимый московской публикой пианист с сугубо оригинальным творческим почерком и внушительным списком конкурсных побед.