Государственный академический
    камерный оркестр России,
    дирижер – Алексей Уткин,
    Штефан Владар (фортепиано),
    Мария Чепурина (флейта)

    19 декабря 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Квартет № 1
    Й. Гайдн
    Концерт для фортепиано и камерного оркестра ре мажор
    Мошелес
    Кончертанта для флейты, гобоя и камерного оркестра
    Моцарт
    Симфония № 28

    50-й Фестиваль искусств «Русская зима»

    12+

    Абонемент №27:

    Государственный академический камерный оркестр России

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Штефан Владар

    Австрийский пианист и дирижер Штефан Владар по праву считается одним из самых разносторонних музыкантов мира. Его концерты проходят в главных музыкальных центрах Европы, Америки и Азии, он выступает как сольно, так и в сопровождении лучших оркестров, дирижирует, аккомпанирует певцам и играет в камерных ансамблях. В сезоне 2015/16 на сцене венского Концертхауса прошла серия концертов, приуроченная к 50-летию музыканта, на которых Владар выступил во всех своих амплуа.

    С 2008 года Штефан Владар является художественным руководителем и главным дирижером Венского камерного оркестра, с которым много гастролирует по разным странам. В прошедшем сезоне он также дирижировал Государственным академическим симфонический оркестром России имени Е. Ф. Светланова и Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского в Москве, Симфоническим оркестром Портленда, Бангкокским и Каирским симфоническими оркестрами. В качестве солиста выступал в сопровождении Симфонического оркестра Пражского радио и Филармонического оркестра Констанца. Сольные концерты музыканта состоялись в Вене, Мюнхене, Загребе, Будапеште и других городах.

    В 2015 году началось тесное сотрудничество Ш. Владара с австрийской звукозаписывающей компанией Capriccio, на которой уже вышел диск с фортепианными произведениями Мориса Равеля. В 2016 году будет выпущено 4 компакт-диска с записью всех концертов Бетховена — пяти фортепианных, скрипичного, тройного, а также двух романсов для скрипки (Ш. Владар выступает в качестве солиста и дирижирует Венским камерным оркестром). Ранее музыкант записывался на фирмах Harmonia mundi и Sony. Всего в его дискографии более 30 CD с музыкой Гайдна, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева, Скрябина и других композиторов.

    Штефан Владар родился в 1965 году в Вене. Учился в венской Высшей школе музыки у Ханса Петермандля. В 1985 году одержал победу на Международном конкурсе пианистов имени Бетховена в Вене, став самым молодым лауреатом этого состязания.

    Блестящая карьера привела пианиста в крупнейшие музыкальные столицы Европы, США и Азии. Он сотрудничал с Иегуди Менухиным, Клаудио Аббадо, Риккардо Шайи, Кристофом фон Дохнаньи, Владимиром Федосеевым, Кристофером Хогвудом, Луи Лангре, Невилом Мэрринером, Сейджи Озавой, Саймоном Рэттлом, Кристианом Тилеманном и другими знаменитыми дирижерами. В качестве солиста играл в сопровождении таких известных коллективов, как Венский симфонический и Венский филармонический оркестры, Баварский государственный оркестр, Академия св. Мартина-в-Полях, оркестр амстердамского Консертгебау, Роттердамский филармонический, оркестр Цюрихского Тонхалле, Камерный оркестр Европы, Чикагский симфонический, Токийский симфонический оркестр NHK и других.

    С 90-х годов начала развиваться дирижерская карьера музыканта. Он выступал с Венским симфоническим оркестром, Зальцбургской Камератой, Камерным оркестром Моцартеума, Гаагским Резиденц-оркестром, Штутгартским филармоническим, Бамбергским симфоническим, оркестрами Датского и Будапештского радио, камерными оркестрами Линца, Граца, Базеля, Цюриха, Кёльна, Праги и другими.

    Как дирижер и пианист Штефан Владар сотрудничает со многими известными солистами, среди которых Жанин Янсен, Цимон Барто, Изабель ван Кейлен, Виктория Муллова, Юлиан Рахлин, Хайнрих Шифф, певцы Йен Бостридж, Йохан Бота, Йонас Кауфман, Анджелика Кирхшлагер, Томас Квастхофф, Рамон Варгас, Претти Йенде. Многолетняя творческая дружба связывает его с датским баритоном Бо Сковусом. В сезоне 2015/16 музыканты исполнили три вокальных цикла Шуберта («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня») в Австрии, Германии и Швейцарии. Готовится к выпуску запись этих произведений на фирме Capriccio.

    В качестве солиста, камерного музыканта и дирижера Штефан Владар принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях: Зальцбургском, «Шубертиада» в Шварценберге, музыкальных фестивалях в Бремене, Шлезвиг-Гольштейне, Людвигсбурге, Шветцингене, Рейнгау, Рурском фортепианном фестивале, в Экс-ан-Провансе, Бергене,

    Эдинбурге, Гштааде, Боготе, Гонконге, Осаке, а также в фестивалях, проводимых в парижской Опера Бастий и венском Музикферайне.

    В 2010 году Штефан Владар был артистом-резидентом фестиваля на Боденском озере (Германия), в сезоне 2012/13 — артистом-резидентом Дуйсбургской филармонии. Почти 30 лет он является артистическим директором фестиваля Neuberger Kulturtage в Нойберге (Австрия).

    Штефан Владар — профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства. Награжден «Орденом за заслуги» Австрийской Республики.

    Мария Чепурина

    Мария Чепурина (флейта) окончила ЦССМШ, Московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Ю. Н. Должикова. В годы учёбы стала лауреатом многих юношеских исполнительских конкурсов.

    Как солистка и участница камерных ансамблей сотрудничала с такими известными музыкантами, как Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский, Алексей Уткин, Михаил Мильман, Григорий Ковалевский, Валерий Гроховский, Елена Образцова, Любовь Казарновская. 

    Неоднократно выступала с камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, "Musica Viva" под управлением А. Рудина и Государственным академическим камерным оркестром России под управлением А. Уткина. С 2001 года - солистка ансамбля «Эрмитаж», с которым участвовала в записях дисков с сочинениями И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, В. А. Моцарта, Д. Шостаковича (на лейбле "Caro Mitis"). 

    Мария Чепурина — участница фестивалей в Испании, Франции, Польше, Латвии, Турции и России, где её исполнительскому мастерству и профессиональному вкусу была дана высокая оценка.

    В настоящее время М. А. Чепурина совмещает концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории. Неоднократно проводила мастер-классы в России, Испании, Португалии и других странах.