200-летие Рихарда Вагнера отмечается с размахом во всем мире. Вагнер
был не просто величайшим реформатором — он был великим музыкальным
революционером, чьё творчество направило развитие музыкального искусства
по неизведанному ранее пути и предопределило это развитие на
десятилетия вперёд.
Грандиозные замыслы Вагнера потребовали
совершенно новых средств воплощения, новой оперной реформы. Отталкиваясь
от древнегреческой трагедии, от творческих исканий Глюка и Бетховена,
которых он считал своими идеалами в музыке, Вагнер создал принципиально
новый жанр — музыкальную драму, основанную на синтезе музыки и драмы,
монументальных идеях, мифологических и легендарных сюжетах, и дал ей
теоретическое обоснование в своих многочисленных литературных трудах.
«Он хотел быть новым Эсхилом, новым Софоклом, хотел развернуть на сцене
такой миф, который объединил бы громадную массу слушателей» (И.
Соллертинский).
Жизнь Вагнера была необычайно насыщена
всевозможными перипетиями, перемещениями из города в город, из страны в
страну. В ней были грандиозные провалы и грандиозные триумфы, бегство от
кредиторов и обожествление со стороны музыкантов и королей. Отношение
современников к Вагнеру (как и Вагнера к современникам) было далеко не
однозначным, но отрицать значение его творчества было невозможно. Споры о
его творчестве, философских воззрениях и политических взглядах,
кажется, будут идти бесконечно, но его место навсегда останется на
вершине Музыкального Олимпа.