Хор имени А.В. Свешникова. Гала-концерт, посвященный 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Хор имени А.В. Свешникова. Гала-концерт, посвященный 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

    26 марта 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу»
    «Хор духов» по драматической поэме А.К.Толстого «Дон Жуан»
    «Пантелей-целитель», хор на слова А.К.Толстого
    Две обработки народных песен: «Чоботы», украинская народная песня, «Бурлацкая», русская народная песня для мужского хора и фортепиано
    Шесть хоров для женского хора и фортепиано
    Литургия святого Иоанна Златоуста для смешанного хора а cappella

    Концерт, посвященный 140-летию со дня рождения С.В.Рахманинова

    12+

    Абонемент №32:

    Шедевры хоровой музыки

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019). С 2020 года художественный руководитель коллектива – Геннадий Дмитряк.

    Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград. 

    В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др. 

    Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. 

    В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера). 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.

    Евгений Волков

    Евгений Волков родился в Москве в 1975 году. В 1995-м окончил теоретическое отделение Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, в 2000-м – с отличием дирижерско-хоровой факультет Консерватории, в 2002-м – аспирантуру (класс хорового дирижирования профессора  Б. Г. Тевлина; по оперно-симфоническому дирижированию занимался в классе профессора И. А. Дронова). Участвовал в мастер-классах профессоров Эрика Эриксона (Москва, 2001), Герта Фришмута и Габора Холлерунга  (Германия, 2003).

    Преподает в Московской консерватории с 2000 года – на кафедре хорового дирижирования, с 2010-го – на кафедре современного хорового исполнительского искусства; с 2009-го – в должности доцента.

    Хормейстерскую деятельность осуществляет с 1995 года.

    В 2002 году удостоен Золотой медали, Приза за лучшее исполнение обязательного произведения, Специального приза Международной ассоциации INTERKULTUR за лучшую дирижерскую работу на Международном хоровом фестивале «Звучит Москва».

    С профессиональными хоровыми коллективами успешно работает с 2000 года (концерты и фондовые записи с Хором Красноярского театра оперы и балета, Хором радио и телевидения г. Вернигероде (Германия), Государственной хоровой капеллой Республики Башкортостан).

    С 2008 по 2010 год – главный хормейстер Камерного хора Musica Viva при одноименном  камерном оркестре (художественный руководитель А. Рудин).

    В составе Камерного хора Московской консерватории под руководством профессора Бориса Тевлина – с момента его основания (1995). С 2000 года – ведущий хормейстер коллектива, с 2008 по 2012 год – главный хормейстер. Принимал активное участие во всех проектах, концертах и записях коллектива как ближайший помощник и ученик Маэстро.

    По приглашению Учителя занял пост хормейстера Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова в 2008 году; с 2011 – главный хормейстер коллектива.

    С августа 2012 года Е. Волков является художественным руководителем Госхора им. А. В. Свешникова. Под управлением дирижера коллектив подготовил ряд ярких разноплановых программ, в том числе ряд российских и мировых премьер композиторов-классиков и современников.

    Наряду с исполнительской и педагогической деятельностью музыкант ведет активную исследовательскую работу в сфере теории, идеологии и философии хорового искусства, музыкознания, истории отечественной культуры. Член Президиума Всероссийского хорового общества (с 2013 г.).

    Как соавтор и музыкальный руководитель программы «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» удостоен благодарности Губернатора Санкт-Петербурга (2014).

    Автор научных статей, очерков, творческих портретов, сценариев, рецензий, эссе, произведений художественной литературы.

    Виктория Постникова

    Народная артистка России Виктория Постникова входит в число выдающихся исполнителей нашего времени. Она давно завоевала мировое признание, за полвека блестящей карьеры не раз покоряя своим искусством залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио, Буэнос-Айреса и других музыкальных столиц мира. Исключительная природная одаренность, темперамент и совершенная техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – всё это выделяет пианистку среди современников.

    Виктория Постникова родилась в Москве в семье музыкантов и уже в возрасте трех лет начала играть на фортепиано. В шесть лет она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории к известному педагогу Элеоноре Мусаэлян. В семь лет впервые выступила с оркестром, исполнив концерт № 23 Моцарта. В 1962–1967 гг. обучалась в Московской консерватории у профессора Якова Флиера (первой ученицей которого была ее мать, М.А. Постникова). У него же в 1969 году завершила учебу в аспирантуре. 

    Пианистка завоевала награды на престижных международных конкурсах: почетный диплом конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1965), вторую премию на конкурсе пианистов в Лидсе (1966), первую премию конкурса имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (1968), третью премию IV международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1970). Благодаря этим успехам имя Виктории Постниковой стало широко известно в нашей стране и за рубежом. С тех пор она с неизменным триумфом выступает в крупнейших музыкальных центрах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. 

    Артистка играла со всеми ведущими оркестрами СССР и России, оркестрами Берлинской филармонии, амстердамского Концертгебау, самыми известными коллективами Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Королевский филармонический), США (Нью-Йоркский, Бостонский, Чикагский, Кливлендский, Филадельфийский оркестры), Франции (оркестр де Пари), Австрии, Чехии, Японии и других стран. Со многими из этих оркестров Постникова гастролировала в Европе, Японии, Австралии, Южной Америке. Ее сценическими партнерами были сэр Адриан Болт, сэр Джон Барбиролли, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, лорд Иегуди Менухин, Курт Мазур, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов. 

    Почти 50 лет она выступала в великолепном тандеме с супругом – маэстро Геннадием Рождественским: как солистка с руководимыми им оркестрами и в фортепианном ансамбле. Была бессменным участником его филармонических абонементов. 

    Репертуар пианистки включает 80 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе все концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие – Моцарта и Гайдна, огромное количество сольных и камерных произведений: Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина, Бартока, Бриттена, Р. Штрауса, Дилиуса, Шнитке. 

    В камерном репертуаре она много лет сотрудничала с Иегуди Менухиным, не раз исполнив с ним все сонаты для скрипки и фортепиано Брамса, а также сонаты Моцарта, Бетховена, Бартока. В последние годы постоянно выступает в дуэте с сыном – скрипачом Александром Рождественским. 

    Среди многочисленных записей Виктории Постниковой, сделанных на крупнейших отечественных и мировых лейблах (Decca, Erato, Chandos, «Мелодия»), особое место занимает впервые в истории записанное собрание всех произведений для фортепиано 

    Чайковского на семи компакт-дисках, выпущенное французской фирмой Erato; три концерта Чайковского с Венским симфоническим оркестром; полные собрания фортепианных произведений Мусоргского, Глинки, Яначека; все концерты Шопена, Брамса, Прокофьева; концерты и другие сочинения Скрябина, Бузони; «Песни без слов» Мендельсона, сочинения Сен-Санса, Тищенко и многих других композиторов XVIII–XX веков. 

    В 2004 году пианистка удостоена звания народной артистки Российской Федерации.