В продаже абонемент Musica sacra nova
2 февраля 2019
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаДжузеппе
Верди «Сицилийская вечерня»
Опера в пяти
действиях
Либретто – Эжен Скриб,
Шарль Дюверье
Итальянская версия либретто
– Эудженио Кайми
Оркестр и хор Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев
Действующие лица и исполнители:
Джованни да Прочида — Ильдар Абдразаков
Монфор — Владислав Сулимский
Арриго — Мигран Агаджанян
Елена — Ирина Чурилова
Мировая премьера: 13 июня 1855 года,
Opera Imperial, Париж
Итальянская премьера: 25 декабря 1855 года,
Театро Реджо, Парма
Премьера в России: 25 ноября 1857 года,
Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 17 марта 2017 года,
Мариинский театр, Санкт-Петербург
Режиссёр-постановщик, художник по свету – Aрно Бернар
Запись спектакля Мариинского театра, 2017 год
Исполняется на языке оригинала
Продолжительность: 4 часа 30 минут с двумя антрактами
Коллекции
вердиевских опер в Мариинском театре пополнилась «Сицилийской вечерней». Пять
актов, тщательно прописанный исторический пейзаж, обязательный балетный
дивертисмент в третьем акте – некогда популярный жанр «гранд-опера», в котором
написана «Вечерня», сегодня нечасто гостит на мировых сценах.
Постановка режиссера Арно Бернара переносит действие с Сицилии XIII века в Нью-Йорк – в эпоху, знакомую по фильмам «Крестный отец» и «Однажды в Америке». Предусмотренная оригинальным либретто борьба сицилийцев против захватчиков – французов в спектакле Бернара оборачивается борьбой итальянских иммигрантов за осуществление своей американской мечты. Страна равных возможностей не встречает новых граждан с распростертыми объятиями: полиция Нью-Йорка коррумпирована настолько, что нарушение сицилийцами законов их новой родины становится неизбежным злом. Продажный комиссар Монфор и противостоящий ему беспринципный глава мафии Прочида, фанатичная мстительница Елена и влюбленный в нее максималист Арриго – все показаны в спектакле без прикрас.
Однако стоит довериться слуху, для каждого из героев Верди нашел теплые интонации, каждый из характеров представил многосложно: злодей Монфор неожиданно для слушателя открывается нежно любящим отцом, Елена, еще недавно снедаемая мыслями о вендетте, поет искрящееся радостью и южным солнцем болеро. Предусмотрел Верди и технические каверзы: ария тенора без жалости к исполнителям роли Арриго помещена композитором в четвертый акт, а столь развернутую партию баса, какую Верди предназначил Прочиде, мало в какой опере встретишь. Неудивительно, что поставить «Вечерню» в Мариинском Валерию Гергиеву предложил Ильдар Абдразаков, исполнявший партию Прочиды в туринском Театре Реджо на праздновании 150-летия независимости Италии. Остальные солисты Мариинского за освоение незнакомой партитуры взялись с азартом, результатом чего стали блестящие работы Ирины Чуриловой, Миграна Агаджаняна, Владислава Сулимского, Кирилла Жаровина, Станислава Трофимова.