В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетЭ.Вольф
– Феррари
Сюита-концертино для фагота с оркестром, соч.16
Абонемент №69:
Музыкальный путеводитель Артема Варгафтика.
Субботние дневные симфонические концерты
для детей и юношества.
Четвертый год цикла
Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.
Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.
В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».
В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Алексей Богорад родился в 1979 году в Москве в семье дирижера Владимира Богорада. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «кларнет» (класс профессора Владимира Соколова, 2001) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Геннадия Рождественского, 2009).
Лауреат международных конкурсов дирижеров имени Стефана Турчака в Киеве (2010, II премия) и имени Ловро фон Матачича в Загребе (2011, I премия).
В 1997–2011 гг. – солист, артист группы кларнетов оркестра Большого театра, в 2001–2011 гг. – Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва.
В 2011–2012 гг. – дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова, с 2012 года – дирижер Государственного академического Большого театра России, с 2015 года – приглашенный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета (ныне Урал Опера Балет).
В качестве дирижера-постановщика в Большом театре подготовил спектакль по «Путеводителю по оркестру» Бриттена (2012), оперу «Дитя и волшебство» Равеля (2013), балеты «Мойдодыр» Ефрема Подгайца (мировая премьера), «Марко Спада» Обера, «Орландо» на музыку Элгара, Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин (2021).
Выступил музыкальным руководителем постановок балета «Щелкунчик» Чайковского в Японии (2011), «Истории солдата» Стравинского в Театре-студии Института русского театра (2013), балетов «Корсар» Адана и «Ромео и Джульетта» Прокофьева в неаполитанском Театре Сан-Карло (2014 и 2016), «Баядерка» Минкуса в Национальном театре Белграда (2015), «Жизель» Адана и «Наяда и рыбак» Пуни в театре Урал Опера Балет в Екатеринбурге (2017).
Также в обширном театральном репертуаре дирижера – оперы «Дон Жуан» Моцарта, «Летучий голландец» Вагнера, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе, «Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Воццек» Берга, «Руслан и Людмила» Глинки, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Царская невеста» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Огненный ангел» Прокофьева, множество балетов.
Выступал с Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра (в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге Саммита G20), оркестром Михайловского театра, Уральским академическим филармоническим оркестром, ГСО Республики Татарстан, Ростовским и Волгоградским академическими симфоническими оркестрами, Академическим симфоническим оркестром имени В. И. Сафонова. Продолжает регулярно выступать с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова; в июне 2015 года дирижировал этим коллективом на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Сотрудничал с Пермским, Нижегородским, Новосибирским и Якутским театрами оперы и балета, Михайловским театром в Санкт-Петербурге, Национальными театрами в Праге и Белграде, неаполитанским Театром Сан-Карло, симфоническими оркестрами Литвы, Украины, Хорватии, Норвегии, Испании.
Дважды номинировался на премию «Золотая маска» как лучший дирижер в категориях «Балет» («Наяда и рыбак» Пуни – театр Урал Опера Балет, 2018) и «Опера» («Три сестры» Петера Этвёша – театр Урал Опера Балет, 2020).
Ансамбль Εἶδος (Эйдос) был основан в 2010 году. Репертуар коллектива простирается от русской духовной музыки и музыки Средневековой Европы до джаза и современных академических опусов, артисты исполняют сочинения Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Свиридова, Губайдулиной, Агафонникова, Подгайца, Брамса, Мендельсона, Мессиана, Дюруфле, Ксенакиса, Берио, Ноно, Пярта и других отечественных и зарубежных композиторов.
Ансамбль выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским камерным оркестром «Времена года». Тесно сотрудничает с ансамблем «Студия новой музыки» (руководитель – В. Тарнопольский), современными российскими и зарубежными артистами.
Коллектив много гастролирует, в разное время ансамбль выступал в городах России (Новосибирск, Тюмень, Курск, Томск, Благовещенск, Ярославль, Южно-Сахалинск, Новоуральск и других) и Китая. Участник фестивалей «Франкофония», «Россия – Италия: Искусство перспективы», Soli Deo Gloria, «Зеркало в зеркале», «Под зонтиком Сати», «Преображение», «Суждено России возродиться», «Амурская осень» и Международного форума имени Эдисона Денисова в Томске.
В 2010 году вышел дебютный компакт-диск ансамбля.
Людмила Голуб получила образование в Московской консерватории, где училась у известного органиста, профессора Л. И. Ройзмана по классам фортепиано, органа и клавесина. Принимала участие в мастер-классах знаменитых французских музыкантов Мишеля Шапюи и Андре Изуара.
Сольные концерты Людмилы Голуб проходят в ведущих залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах России и ближнего зарубежья. Она выступала в Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании, Финляндии, Чехии, Словакии, Польше, США, в том числе в знаменитых храмах Европы – Соборе Святого Павла в Лондоне, церкви Св. Марии Магдалины в Париже и Соборе Парижской Богоматери, соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, Королевской Капелле в Мадриде. Принимала участие во многих российских и международных фестивалях, в числе которых «Русская зима», «Московские звезды», «Альтернатива», фестиваль имени И. С. Баха в Западном Берлине, Эдинбургский, фестивали в Хельсинки (Финляндия), «Сакро-Арт» в Локкуме и «Музыка из стран Восточной Европы» во Фрайбурге (Германия), Фестиваль органной и камерной музыки во Вроцлаве (Польша).
Л. Голуб сотрудничает со многими оркестрами и камерными ансамблями. Она играла под управлением П. Булеза, И. Менухина, Е. Светланова, И. Белоглавека, постоянно сотрудничает с Г. Рождественским, М. Плетнёвым, В. Спиваковым, А. Лазаревым, В. Полянским, А. Рудиным, В. Юровским, Т. Курентзисом и другими известными дирижерами.
Органный репертуар артистки включает большую часть сочинений И. С. Баха, все органные опусы И. Брамса и В. А. Моцарта, произведения С. Франка и французских романтиков, сочинения для органа с оркестром Г. Ф. Генделя, А. Сальери, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, О. Респиги, С. Барбера. Она исполняет множество произведений для хора и органа, среди которых три мессы и литургия А. Гречанинова, месса А. Дворжака, сочинения Ф. Мендельсона, Ч. Айвза, С. Франка, Ф. Пуленка, И. Брамса и других композиторов.
Особый интерес Л. Голуб проявляет к музыке ХХ века, являясь первой исполнительницей в России некоторых произведений Ч. Айвза, О. Мессиана, Д. Лигети, А. Жоливе. Неотъемлемую часть ее репертуара составляют сочинения отечественных композиторов – Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, С. Слонимского, Р. Щедрина, А. Кнайфеля, В. Екимовского, А. Раскатова, А. Вустина, Д. Кривицкого и других современных авторов.
В репертуаре Людмилы Голуб много ансамблевых программ с участием скрипки, виолончели, тромбона, гобоя, трубы, ударных инструментов и голоса, которые она исполняла с известными музыкантами: Иваном Монигетти, Андрашом Адорьяном, Григорием Фейгиным, Марком Лубоцким, Александром Князев, Анатолием Скобелевым, Владиславом Лавриком, Марком Пекарским, Хиблой Герзмавой, Юрием Лаптевым. Большое внимание артистка уделяет работе в фортепианном дуэте с пианистом Тиграном Алихановым, с которым сыграла весь классический и современный репертуар этого жанра. В 1994 году она исполнила с Николаем Петровым программу «Французская музыка для фортепиано и органа», включающую оригинальные, ранее почти никогда не исполнявшиеся сочинения С. Франка, К. Сен-Санса, Ш. Видора, М. Дюпре, Ж. Лангле. Газета «Музыкальное обозрение» в 1995 году назвала это выступление «Лучшей программой года».
Людмилу Голуб привлекают проекты, соединяющие разные виды искусств. Несколько программ она исполнила с известным актером Альбертом Филозовым, где наряду с музыкой звучали тексты хоралов и отрывки из Евангелия, а также было использовано световое оформление под руководством режиссера Андрея Хржановского. Это — «Органная книжечка И. С. Баха», «Музыка Рождества» (Бах, Мессиан) и «Концерт на Страстной неделе» (Бах, Дюпре).
Л. Голуб также сотрудничает с известной мультимедийной художницей Ольгой Кумегер. В их совместной работе «Белое и чёрное» в Концертном зале имени Чайковского сочинения Пярта, Кагеля, Лигети и Губайдулиной сопровождались компьютерной графикой, создаваемой непосредственно с исполняемой музыкой.
В 2004 году в рамках года Л. Яначека Людмила Голуб выступила музыкальным руководителем постановки оперы «Записки исчезнущего» (на материале одноименного вокального цикла Яначека) в театре «Геликон-опера» (реж. В. Бархатов). Исполняла одну из ролей, а также фортепианную партию в этом спектакле.
Органистка имеет большое количество записей на
компакт-дисках (фирмы Chandos, Le Chant du Monde, Hyperion), а также на радио и
ТВ.
Людмила Голуб была экспертом при строительстве органа Московского международного Дома музыки и теперь является штатной органисткой ММДМ. В 2002 году Людмиле Голуб присвоено звание «Заслуженная артистка России».
Михаил Урман родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Владимира Горбачёва и профессора Валерия Попова) и Московскую консерваторию (класс профессора Валерия Попова).
С 1989 года – солист Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, с 1994 года – Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (художественный руководитель – Владимир Федосеев). С 2001 года – солист Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Сотрудничал с выдающимися российскими и зарубежными дирижерами, среди которых Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Рудольф Баршай, Геннадий Рождественский, Вольдемар Нельсон, Валерий Гергиев, Сейдзи Озава, Александр Лазарев, Владимир Юровский, Василий Петренко, Шарль Дютуа. Как солист выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, камерными оркестрами Kremerata Baltica и Kremlin.
Часто выступает в концертах камерной музыки. Его партнерами по сцене были такие известные солисты, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Василий Лобанов, Элисо Вирсаладзе, Валерий Попов, Эдуард Бруннер, Никита Борисоглебский, Алексей Володин. Принимает участие во многих фестивалях, в их числе «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и «Посвящение Олегу Кагану». В 2017 году на фестивале современной музыки «Московская осень» участвовал в премьере Концерта для фагота с оркестром «Жизнь героя» Игоря Голубева (сочинение посвящено Михаилу Урману).
Преподает в Московской консерватории (с 2002 года, с 2012 – доцент), Государственном училище духового искусства (с 2005 года) и Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (с 2018 года). Дает мастер-классы в городах России и за рубежом, сотрудничает с Образовательным центром Юрия Башмета.
В 2004 году удостоен звания «Заслуженный артист России».