IX Большой фестиваль РНО : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    IX Большой фестиваль РНО

    11 сентября 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Михаил Плетнёв
    Московский синодальный хор
    Люка Дебарг (фортепиано)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнёв 

    Партия органа – Леонид Огринчук

    В программе:
    Бизе
    Сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (составитель М.Плетнёв)
    Равель
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    «Дафнис и Хлоя» – сюита из музыки балета
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра


    Генеральный спонсор концерта:




    Другие концерты фестиваля состоятся
    19 сентября, 23 сентября, 27 сентября и 2 октября

    12+

    Абонемент №19:

    IX Большой фестиваль РНО

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе. 

    «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых 

    проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Московский синодальный хор

    Один из старейших профессиональных хоров России, ведет свою историю с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Получив статус Синодального во времена реформ Петра Первого в 1721 году, хор участвовал в богослужениях и главных государственных церемониях своего времени, был живым преемником певческой традиции, восходящей к русскому Средневековью. При хоре существовало училище духовно-певческого искусства. Со второй половины XIX века Синодальный хор вел также концертную и гастрольную деятельность; его репертуар значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Активное участие в судьбе коллектива принял Чайковский, специально для хора создавший ряд духовных сочинений. Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Под управлением Данилина хор впервые исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» Рахманинова. Деятельность коллектива поддерживалась Генерал-губернатором Москвы Великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В 1919 году хор прекратил существование Московский Синодальный хор начал возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Синодальный хор возрождается на базе хора этого знаменитого храма на Большой Ордынке, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. Сегодня в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях, хор выступает с концертными программами в Москве, других российских городах и за рубежом. С Хором Сикстинской капеллы – главным хором Ватикана – Московский Синодальный хор осуществил ряд совместных проектов. Выступления хора проходили более чем в 40 странах, включая Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Израиль, США, Чехию. В 2010 году учреждён Фонд содействия возрождению Синодального хора, который занимается сохранением и развитием лучших традиций богослужебного церковного пения в России. Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

    Люка Дебарг

    Люка Дебарг родился в 1990 году в Париже. Игре на фортепиано обучался с 11 до 15 лет в классе Катрин Мунье в Муниципальной консерватории (музыкальной школе) Компьена. Затем оставил обучение музыке и поступил на литературный факультет парижского Университета Дени Дидро («Париж VII»), который окончил с дипломом бакалавра. 

    Решающую роль в становлении исполнителя сыграла в 2011 году встреча с известным педагогом Реной Шерешевской – выпускницей Московской консерватории, ученицей профессора Льва Власенко. Она приняла его в свой класс в региональную консерваторию Рюэй-Мальмезона, затем в Высшую школу музыки имени Альфреда Корто (Ecole Normale de Musique de Paris Alfred Cortot) в Париже. В 2014 году Люка Дебарг стал победителем IX Международного фортепианного конкурса имени Адили Алиевой в Гайаре (Франция), спустя год – лауреатом XV Международного конкурса имени Чайковского в Москве, где, помимо IV премии, был удостоен премии Ассоциации музыкальных критиков Москвы.

    После конкурса пианист получил приглашения в лучшие залы мира, в числе которых Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Зал Гаво, Театр Елисейских Полей и филармония в Париже, Уигмор-холл и Ройял-фестивал-холл в Лондоне, амстердамский Консертгебау, Берлинская и Варшавская филармонии, нью-йоркский Карнеги-холл и др. Выступал с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Андрей Борейко, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Ютака Садо, Владимир Федосеев, Туган Сохиев, Владимир Юровский, в камерных ансамблях играл с Гидоном Кремером, Жанин Янсен, Мартином Фрёстом. 

    В апреле 2016 года окончил Ecole Normale с отличием и Премией имени Альфреда Корто, присуждаемой единогласным решением жюри, и продолжил последипломное образование под руководством Рены Шерешевской. Помимо академического репертуара, исполняет джаз, а также сочиняет музыку, с которой одними из первых познакомил российских слушателей. Так, в декабре 2015 года в Московском Доме музыки впервые в России прозвучала его Виолончельная соната, в октябре 2016 года – Фортепианное трио. В июне 2017 года в Цесисе (Латвия) состоялась премьера его Концертино для фортепиано и струнного оркестра в сопровождении оркестра Kremerata Baltica. 

    Фирма Sony Classical выпустила три CD Дебарга с записями произведений Доменико Скарлатти, Шопена, Листа и Равеля (2016), Баха, Бетховена и Метнера (2016), Шуберта и Шимановского (2017). В 2017 году Дебарг получил международную премию в области звукозаписи ECHO Klassik. Осенью того же года состоялась премьера документального фильма компании Bel Air (режиссер Мартан Мирабель), в котором прослежен путь пианиста с момента его успеха на Конкурсе имени Чайковского. 

    В числе ангажементов 2019–2020 гг. – концерты в Лондоне (Уигмор-холл), Берлине (Концертхаус), Кёльне (зал филармонии), Франкфурте (Альте Опер), Риме, Лиссабоне, Дрездене, Нанси, Риге, Лозанне, Париже (Театр Елисейских полей, Филармония) и др., участие в фестивалях «Музыкальные часы» в Биоте (Франция – Монако), Lavaux Classic (Швейцария), в Ла-Рок-д'Антероне (Франция), Вербье (Швейцария), а также гастроли по Японии и по городам России – от Ярославля и Москвы до Омска и Тюмени.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Новогодний концерт. АСО Московской филармонии, Мануэль Лопес Гомес, Соня Ганасси (меццо-сопрано)

    29.12.2011

    В программе:
    Бизе
    Хабанера (“L’amour est un oiseau rebelle”) из оперы «Кармен»
    Увертюра к опере «Кармен»
    Цыганская песня (“Les tringles des sistres tintaient”) из оперы «Кармен»
    Антракт к III действию оперы «Кармен»
    Сен-Санс
    Ария Далилы ("Mon coeur s’ouvre à ta voix") из оперы «Самсон и Далила»
    Доницетти
    Увертюра к опере «Фаворитка»
    Ария и кабалетта Леоноры (“Oh mio Fernando!”) из оперы «Фаворитка»
    Верди
    Увертюра к опере «Луиза Миллер»
    Ария Эболи (“O don fatale”) из оперы «Дон Карлос»
    Масканьи
    Интермеццо из оперы «Сельская честь»
    Ария Сантуццы (“Voi lo sapete, o mamma”) из оперы «Сельская честь»
    Оффенбах
    Романс Никлауса (Vois sous l’archet frémissant) из оперы «Сказки Гофмана»
    Массне
    Размышление из оперы «Таис»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Женская красота в искусстве. От «Венеры Милосской» до Пьера Огюста Ренуара.
    "Новая Россия", Денис Власенко,
    Жанна Дозорцева

    22.04.2012

    В программе:
    Крейслер
    Две пьесы для скрипки с оркестром («Муки любви», «Радость любви»)
    Малер
    Адажиетто из Симфонии № 5
    Равель
    Болеро

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Анджела Георгиу.
    X юбилейный Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    30.09.2018

    В программе:
    Элгар
    Концертная увертюра «На Юге»
    Чилеа
    Ария Адрианы из оперы «Адриана Лекуврёр»
    Пуччини
    Ария мадам Баттерфляй из оперы «Мадам Баттерфляй»
    Интермеццо из оперы «Сестра Анжелика»
    Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки»
    Энеску
    Румынская рапсодия № 1
    Массне
    Ария Химены из оперы «Сид»
    «Последний сон Богоматери» из оратории «Богоматерь»
    Шабрие
    Рапсодия «Испания»
    Бизе
    Хабанера из оперы «Кармен»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Николай Луганский,
    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников

    Режиссерская версия

    26.12.2017

    Рахманинов «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29

    В программе:
    Рахманинов
    «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Равель
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки) ре мажор
    «Вальс» – хореографическая поэма

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    Режиссерская версия

    09.06.2014

    В программе:
    Форе
    Фрагменты из музыкальной драмы «Прометей» для сопрано, хора и оркестра
    Берг
    «Лулу-сюита» для сопрано и оркестра
    Сибелиус
    «Океаниды» – симфоническая поэма
    Танеев
    Хор «Прометей» из 12 хоров a cappella на стихи Я.Полонского
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    V Большой фестиваль РНО

    19.09.2013

    В программе:
    А. Хачатурян
    (110 лет со дня рождения)
    Фрагменты из музыки балетов «Гаянэ» и «Спартак»
    Шуман
    Концерт для скрипки с оркестром
    Равель
    Болеро