Тихон Николаевич Хренников прожил долгую, сложную и интересную
творческую жизнь: он родился до появления Советского Союза и пережил
его, творчество композитора стало для многих символом советского
музыкального искусства. Хренников прочувствовал все прихоти Времени:
видел прежнюю Россию и пел в церковном хоре; обучаясь в Московской
консерватории у В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза, чутко воспринял новые
музыкальные веяния, одновременно опираясь на твердую почву русской
композиторской школы. 43 года Тихон Хренников возглавлял Союз
композиторов СССР, застав перегибы разных политических режимов, а затем –
распад воспитавшей его светлые идеалы великой державы, разгул
либерализма и очернение советского искусства, которое Тихон Николаевич
пережил с огромным достоинством.
Искусство Хренникова проникнуто
светлыми жизнерадостными красками, лишено острых драматических
конфликтов. Его «свежий мелодический дар» (как подметил ещё великий
Немирович-Данченко) основан на простых и искренних интонациях русских
песен. Хрупкая на первый взгляд мелодия переживает любые исторические
перипетии, пронизывает всё творчество композитора и помогает ему самому в
трудную минуту. «Мелодии Хренникова всегда заключают в себе частицу его
собственного сердечного тепла. Это удивительно добрый, отзывчивый
человек: он всегда готов прийти на помощь людям», – говорил Владимир
Спиваков.
Автор 8 опер, 4 балетов, а также оперетт, симфоний,
инструментальных концертов, нескольких десятков песен и музыки к
фильмам, Хренников был заслуженно любим публикой и коллегами. Он был
прекрасным пианистом, игравшим, по словам Леонида Когана, «так
совершенно, будто создаёт музыку прямо на эстраде, “рассказывая” её
руками». Драматические спектакли, в создании которых он принимал
участие, считают сегодня первыми отечественными мюзиклами. Его ценили
как руководителя за «сочетание авторитета музыканта с редкими
человеческими достоинствами», «талант радоваться достижениям других»,
«мудрость стратегии, колоссальный опыт человеческого общения» (Родион
Щедрин).