К 95-летию Елизаветы Гилельс : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, в продажу поступили летние абонементы и
детские абонементы сезона 2020-2021

    К 95-летию Елизаветы Гилельс

    30 сентября 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Дебюсси
    «Послеполуденный отдых фавна» – прелюдия для оркестра
    Сен-Санс
    «Фаэтон» – симфоническая поэма, op. 39
    Равель
    «Благородные и сентиментальные вальсы»
    Берлиоз
    «Гарольд в Италии» – симфония для солирующего альта с оркестром

    12+

    Абонемент №65:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П.Когана

    Легендарная скрипачка Елизавета (Лиза) Гилельс, младшая сестра великого Эмиля Гилельса, родилась в Одессе 30 сентября 1919 года в семье, далекой от музыки, однако давшей миру двух великих музыкантов. В шесть лет она начала обучаться игре на скрипке в классе прославленного профессора П. С. Столярского. Взлет ее таланта начался в раннем возрасте и был столь стремительным, что с тринадцати лет слава о ней уже гремела по всей стране, а с 1937 года, после победы на Международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи, она стала звездой мировой величины. Семнадцатилетняя скрипачка, орденоносец Лиза Гилельс не сходила со страниц газет, ее концертов ждали слушатели в крупнейших залах Советского Союза и Европы. Критики отмечали необычайную легкость и виртуозность ее исполнения, безупречный вкус в сочетании с одухотворенностью, волей и ярким темпераментом. Любимица Яши Хейфеца, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева, она оставалась скромным, открытым человеком, словно не замечала всенародной любви.

    В 1949 году она вышла замуж за Леонида Когана, имя которого в те годы было известно и уважаемо лишь в узком кругу профессиональных музыкантов. Но она, увидев в молодом скрипаче гениальное дарование, приняла решение посвятить себя мужу и семье, отказавшись от собственной карьеры. Она продолжала концертировать, занималась преподаванием, но сознательно ушла в тень завоевывающего мир Леонида Когана. Часто они выступали вместе, и их скрипичный дуэт восхищал публику. Елизавета Гилельс добилась больших успехов в педагогике, сохраняя традиции своего учителя П. С. Столярского, создала сборник «Ежедневные упражнения скрипача», который стал одним из самых популярных скрипичных пособий в мире. Студенты профессора Московской государственной консерватории Е. Г. Гилельс играют в лучших оркестрах России, Европы, Азии и Америки, передают ее великолепную школу своим ученикам. После ухода из жизни в 1982 году Леонида Когана, она занималась его огромным наследием, выпускала книги, фильмы, антологии записей.

    Ее не стало 14 марта 2008 года. Яркая личность, добрейший, кристальной честности человек, она притягивала к себе людей, облагораживала всех, кто находился рядом с ней. С ее уходом завершился золотой период истории музыкального исполнительства ХХ века.

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Новая эра в истории МГАСО началась с приходом Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.

    Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto, куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».

    Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках персональных и сборных абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока.

    Среди наиболее значимых событий сезона 2019/20 – исполнение цикла «Чайковский: 6 симфоний», Реквиема Верди, симфоний Шостаковича (№ 8), Шуберта (№ 9), Малера (№ 5) под управлением Павла Когана, участие в российской премьере кантаты «Память» Дженкинса, Реквиема Ллойда Уэббера, дебют в абонементах МГАФ «Звезды XXI века» и «Романтические концерты», представление новой серии «Симфонические приключения» с дирижером Айнарсом Рубикисом.

    (Пресс-служба оркестра)

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана, одного из самых уважаемых и широко известных российских дирижеров нашего времени, уже более сорока лет вызывает восхищение любителей музыки всего мира. В 2011 году имя Маэстро вошло в список 10 величайших дирижеров XX века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV.

    Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление Маэстро шло по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям, что в Советском Союзе было уникальным явлением.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. В 2010 году коллегии судей было поручено выбрать лучшего из победителей состязания за всю историю его проведения для газеты «Хельсингин Саномат». По единогласному решению жюри им стал Маэстро Коган.

    Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране, и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

    Большой театр открыл сезон 1988–1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр.

    С 1989 года Маэстро является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), ставшего под управлением Павла Когана одним из самых популярных и почитаемых российских симфонических коллективов.

    С 1998 по 2005 гг., одновременно с работой в Московском государственном академическом симфоническом оркестре, Павел Коган занимал пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

    С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

    Многочисленные записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Его диски восторженно принимаются критикой и публикой. Рахманиновский цикл в интерпретации Когана (Симфонии №№ 1, 2, 3, «Остров мертвых», «Вокализ» и «Скерцо») журнал Gramophone назвал «…пленительным, истинным Рахманиновым… живым, трепетным и захватывающим».

    За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы и других российских и международных наград.

    Лоуренс Пауэр

    Лоуренс Пауэр – один из самых талантливых альтистов современности. Его постоянно приглашают к сотрудничеству такие выдающиеся коллективы, как Чикагский и Бостонский симфонические оркестры, Амстердамский Королевский Консертгебау и оркестр Баварского радио, Ливерпульский и Стокгольмский Королевские филармонические оркестры, оба оркестра Би-Би-Си, Бергенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр г. Ставангера в Норвегии.

    Музыкант является признанным интерпретатором творчества композиторов ХХ–XXI вв. Его трактовки не раз удостаивались лучших отзывов критики, а ряд записей на лейбле Hyperion был номинирован на премии журнала Gramophone. Среди них – произведения таких композиторов, как Бела Барток, Миколош Рожа, Уильям Уолтон, Эдмунд Раббра, Дмитрий Шостакович, Йорк Боуэн, три диска с музыкой Пауля Хиндемита.

    В последние годы Л. Пауэр представил на суд публики Альтовый концерт Кшиштофа Пендерецкого в цикле выступлений с оркестром Camerata Salzburg под управлением композитора; выступил с мировой премьерой Альтового концерта Джеймса Макмиллана с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского; исполнил Концерт Уильяма Уолтона с маэстро Янником Незе-Сегеном и “Lachrymae” Бенджамина Бриттена с Владимиром Юровским. В 2012 году Лоуренс Пауэр выступил на фестивале BBC Proms с британской премьерой концерта “Remnants of Song” Ольги Нойвирт, а на Фестивале в Вербье сыграл мировые премьеры “Wonderful Two-headed Nightingale” Люка Бедфорда и “Invisible Cities” Шарлоты Брэй.

    В течение сезона 2012/13 он был приглашенным артистом Бергенского филармонического оркестра, дал серию концертов в Лондоне, Глазго, Кардиффе и других городах Великобритании, а также в Ставенгере, Цюрихе и Вене.

    Пауэр осуществил ряд записей с пианистом Саймоном Кроуфорд-Филлипсом. Он также часто сотрудничает с Максимом Венгеровым – недавно музыканты дали концерт в лондонском Барбикан-центре.

    Лоуренс Пауэр записал такие произведений, как «Дон Кихот» Р. Штрауса с кёльнским Гюрцених-оркестром и “On Opened Ground” Марка-Энтони Тёрниджа с Лондонским филармоническим оркестром (обе под управлением Маркуса Штенца); Двойной концерт Бенджамина Бриттена со скрипачом Эндони Марвудом и Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си под управлением Илана Волкова; Концерт Ральфа Воан-Уильямса с Национальным оркестром Би-Би-Си Уэльса под управлением Мартина Браббинса. Среди последних аудиозаписей альтиста – диск с произведениями Артура Бенджамина, записанный совместно с Саймоном Кроуфорд-Филлипсом, где Л. Пауэр исполняет и альтовую, и скрипичную музыку.

    В ближайшем будущем он планирует обратиться к сочинениям Уильяма Уолтона, Миколоша Рожи, Альфреда Шнитке, которые сыграет в сопровождении Филармонического оркестра Нидерландского радио, Национального оркестра Би-Би-Си Уэльса и Тирольского симфонического оркестра.

    Пауэр также вернется на фестивали в Вербье и в Зальцбурге, исполнит Симфонию Кончертанте В. А. Моцарта в нью-йоркском Линкольн-центре с Джошуа Беллом и оркестром фестиваля Mostly Mozart под управлением Дэвида Зинмана.

    В сезоне 2014/15 Лоуренс Пауэр дебютирует с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, с Брюссельским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Барселоны, Люцернским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Аделаиды.

    Лоуренс Пауэр – профессор Цюрихской Высшей школы искусств, основатель и художественный руководитель Фестиваля камерной музыки в Уэст-Уайкомбе (Великобритания). Его имя было внесено в список претендентов на премию Королевского филармонического общества.