К 95-летию со дня рождения Давида Самойлова. «Мне выпало счастье быть русским поэтом» : Московская государственная академическая филармония

    К 95-летию
    со дня рождения Давида Самойлова.
    «Мне выпало счастье
    быть русским поэтом»

    2 июня 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Елена Камбурова

    Елена Камбурова – народная артистка России, певица, актриса, основатель и художественный руководитель московского театра Музыки и Поэзии. Окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), затем факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского, работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие — музыку, текст и драматургическое начало.

    В репертуаре Камбуровой музыкальные интерпретации вершин русской поэзии (стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, В. Маяковского, И. Бродского и др.), а также лучшие образцы авторской песни – Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого. Многие композиторы пишут музыку специально для Камбуровой, с учетом ее творческой индивидуальности, вокальных особенностей и актерского диапазона . В частности, рассчитывая на ее исполнение, Владимир Дашкевич написал «Реквием» на стихи Анны Ахматовой, сочинение для певицы, хора и симфонического оркестра и вокальный цикл «Сохрани мою речь…» на стихи Осипа Мандельштама (обе премьеры состоялись на сцене Концертного зала имени Чайковского) 

    Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на французском, английском, польском, испанском, греческом языках, иврите.

    Елена Камбурова много работает в кино – ее голос звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах. Среди самых известных работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш» «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др.

    Елена Камбурова – народная артистка России (1995), Лауреат Царскосельской Художественной премии (1999), Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), Лауреат Премии Владимира Высоцкого «Своя колея» (2013), лауреат Международной премии Станиславского (2013).

    Юлий Ким

    Юлий Ким родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка и учительницы русского языка. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В студенческие годы обратился к песенному творчеству, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Первые его концерты прошли в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро обрел популярность в СССР.

    По окончании учебы Юлий Ким преподавал. В эти же годы начал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.

    С 1968 года стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов». С середины 70-х стал работать над собственными пьесами. В 1985 году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под своим именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями – «Рыба-кит». В настоящее время дискография Юлия Кима насчитывает более 20 дисков. Он является автором около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг.

    Многие песни созданы Юлием Кимом в соавторстве с композиторами Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым. Они звучат в 50 фильмах, среди которых «Засекреченный город», «Красавец-мужчина», «Короли и капуста», «Ярославна, королева Франции», «Голубой карбункул», «Там, на неведомых дорожках…», «Пеппи Длинныйчулок», «Собачье сердце», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и другие киноленты.

    В 2002 году Юлий Ким перевел на русский язык мюзикл «Собор Парижской Богоматери».

    В 2010 году написал стихи на музыку П. И. Чайковского к полнометражному мультфильму Гарри Бардина «Гадкий утенок» (по Г. Х. Андерсену).

    Юлий Ким – член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), литературного Пен-клуба (1997). Лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), Царскосельской художественной премии (2003), литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года» (2007), Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор/перевод)» (2007), Обладатель «Бард-Оскара» (2009).

    Рафаэль Клейнер

    Рафаэль Клейнер – артист-чтец Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.

    Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства звучащего слова. Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения «русскому слову» уже более четырех десятилетий. Тяга к чтецкому искусству у будущего артиста оказалась сильнее его театральных пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. В 1966 году он окончил Новосибирское театральное училище и стал артистом-чтецом Новосибирской областной филармонии. Двумя годами позже начались выступления Р. А. Клейнера в Москве. Вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Играл в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семена Гудзенко, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачев» С. Есенина, «Антимиры» А. Вознесенского. В январе 1969 года, выдержав конкурс, Р. А. Клейнер стал артистом-чтецом Московской филармонии. Репертуар Рафаэля Александровича огромен и представлен, прежде всего, высшими достижениями российской словесности (от А. Пушкина до И. Бродского и ныне пишущих поэтов), речами великих прозаиков и драматургов (И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский), прозаической публицистикой Л. Толстого, очерками А. Писемского, дневниками Ф. Достоевского и поэзией советского периода. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих помимо «золотого фонда» отечественной литературы, также и философские труды. Среди них «Апология Сократа» Платона, «Петр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», программа по философским трудам Мераба Мамардашвили. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, музыкальность и интонационное богатство, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – все это присуще Р. А. Клейнеру. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», а некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом и мимикой артист доносит идею произведения, передает переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, находит отклик в сердцах людей. Около двадцати лет автором и режиссером программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы. Будучи активным пропагандистом жанра звучащего слова, Р. Клейнер зачастую бескорыстно участвует в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны. Также он – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.

    Рафаэль Клейнер охотно передает свой опыт и знания молодежи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. В течение десяти лет с 1985 года он возглавлял Клуб чтеца ЦДРИ, а с 1999 года является бессменным художественным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке Р. Клейнер проводит уникальные занятия с детьми. Он также является профессором Кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 году Р. А. Клейнер стал первым чтецом – лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011–2013 гг. артист много и успешно гастролировал по странам ближнего (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Словакия, Словения, Чехия).

    Евгений Князев

    Евгений Князев родился 9 августа 1955 года в Тульской области недалеко от Ясной Поляны. С детства он был окружен вниманием и любовью родителей и близких. В эти счастливые годы сформировалась личность актера, его ясные нравственные принципы, благородство и простота, внутренняя целостность и осознанность жизненной позиции – словом все те качества, которыми он в дальнейшем будет наделять многих своих героев.

    Получив диплом горного инженера, в 1978 году Е. Князев отправился в Москву и был принят в Щукинское училище.

    В 1982 году главный режиссер театра имени Вахтангова Евгений Симонов взял выпускника в прославленную труппу, и вот уже более 30 лет Евгений Князев играет на этой сцене. Здесь он состоялся как мастер – каждый год новые роли: Казанова в пьесе «Три возраста Казановы», Дон Гуан в «Каменном госте», Обольянинов в «Зойкиной квартире», Незнамов в «Без вины виноватые» (награжден Госпремией), Шопен в «Лето в Ноане», Григорий Орлов в «Царской охоте» и другие. Сейчас Евгений Князев занят в спектаклях «Пиковая дама», «Посвящение Еве», «Маскарад», «Пристань», «Анна Каренина». Актера активно приглашают к участию в спектаклях других театров. Он работал с выдающимися режиссерами – Евгением Симоновым, Петром Фоменко, Сергеем Голомазовым, Сергеем Юрским, Сергеем Яшиным, Римасом Туминасом. Несмотря на многогранную творческую деятельность (работы в кино и ректорство в Щукинском теперь уже институте), Евгений Князев считает театр основным местом своей работы. По словам актера, там он подпитывается энергетикой зала, власть над публикой дает ему огромные силы.

    В 2003 году Евгений Князев был выбран ректором Театрального института имени Б. В. Щукина.

    В кино Князев пришел довольно поздно, уже состоявшимся артистом. В его фильмографии более 50-ти ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Маросейка, 12» (2000), «Пятый ангел» (2002), «На Верхней Масловке» (2004), «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» (2007), «Судебная колонка» (2007), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009), «Группа счастья» (2011), «Манна небесная» (2011), «Страсти по Чапаю» (2012), «Однажды в Ростове» (2012), «Зеркала» (2013), «Вангелия» (2013), «Сын отца народов» (2013), «Дом с лилиями» (2014), «Орлова и Александров» (2015).

    Евгений Князев удостоен звания «Народный артист России» (2001).


    Константин Райкин

    Артист, режиссёр, худрук, преподаватель – это всё Константин Аркадьевич Райкин. Обладатель многих и многих престижных российских и международных премий и орденов.

    Он родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. Учился в физико-математической школе в классе с биологическим уклоном, откуда ему была прямая дорога в Ленинградский университет. Однако, не советуясь с родителями и в их отсутствие, Константин едет в Москву и поступает в лучшую на тот момент (как он считал) театральную школу – знаменитое Щукинское училище на курс Юрия Катина-Ярцева. Помимо ярко выраженного таланта студент Райкин обладал удивительной дисциплинированностью и немыслимой работоспособностью.

    По окончании в 1971 году училища Константин из четырёх предложений выбрал «Современник». За 10 лет, что он проработал в «Современнике», им сыграно 38 ролей, из них 15 - главных.

    Однако в 1981 году Константин оставляет «Современник» и с группой единомышленников переходит в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В 1982 году театр переезжает в Москву не без участия Константина. В этот период он играет в спектаклях и с отцом («Его Величество Театр», «Мир дому твоему») и с теми молодыми артистами в спектаклях по пьесам М. Мишина и А. Арканова.

    После кончины Аркадия Исааковича Райкина в 1987 году художественным руководителем театра был назначен Константин Райкин. С этого же года театра стал называться «Сатирикон». Меняется концепция театра, формируется драматический репертуар. Райкин приглашает ярких режиссёров: Романа Виктюка, Петра Фоменко, Валерия Фокина, Роберта Стуруа, Юрия Бутусова. Много ставит и сам (более 30 спектаклей). У него твёрдое правило – в собственных постановках не играть. И ещё одно – в репертуаре Большой сцены театра должно быть 7 спектаклей. Не больше и не меньше – по одному на день недели. Новый спектакль автоматически вытесняет какой-либо предыдущий. Даже если он аншлаговый. Все спектакли «Сатирикона» неизменно становятся событием культурной жизни столицы и идут при переполненных залах. В репертуаре и мировая классика и современность. Ему присуща творческая неуспокоенность. Как он сам говорит: «У меня к себе большие претензии и как к актёру, и как к режиссёру». Театр Константин Аркадьевич считает главным делом своей жизни и предан ему фанатично. Потому и в кино не снимается, хотя предложения продолжают поступать. Жалко времени (да его просто нет!), не хочется разбрасываться, ведь в театре так много интересной работы! А зрители помнят все киноработы Константина Райкина: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Остров погибших кораблей», «Тень, или, может быть, всё обойдётся», «Неудача Пуаро» и другие.

    Вот уже более 10 лет Райкин является художественным руководителем курса в школе-студии МХАТ, на который осуществлён уже третий набор студентов. Он профессор. Без педагогики он не может! «Едва ты приступаешь к объяснению профессии новичкам, как начинаешь сам лучше в ней разбираться. Преподавание заставляет всё время обновляться, пересматривать уже найденное». Кроме того, даёт ему восхитительное ощущение молодости, веры в свои силы. Он подпитывается от студентов. Хотя строг и выгоняет нерадивых немилосердно.

    Константин Райкин считает себя счастливым человеком, потому что делает то, что любит больше всего.

    Павел Любимцев

    Павел Любимцев родился 19 июля 1957 года в Москве, в семье известных пианистов, профессоров Института имени Гнесиных (отец — Е. Я. Либерман, мать — Б. Л. Кременштейн). В 1974 году поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, на курс профессора А. Г. Бурова. Среди его учителей — А. А. Казанская, А. А. Калягин, В. А. Этуш.

    По окончании Щукинского училища П. Любимцев в течение 1978-1982 гг. работал в Ленинградском Академическом театре комедии, главным режиссером которого в то время был Петр Фоменко (именно он предложил актеру взять псевдоним «Любимцев»).

    Особую роль в творческой судьбе П. Любимцева сыграл его педагог по художественному слову, народный артист России Я. М. Смоленский, который привил начинающему актеру любовь к чтецкому жанру, а впоследствии привлек его к работе в литературно-чтецком отделе Московской государственной академической филармонии.

    За годы работы в филармонии Павел Любимцев подготовил десятки сольных программ по произведениям А. С. Пушкина, М. Булгакова, О. Уайльда, Э. По, П. Ершова, К. Паустовского, И. Андроникова, В. Лакшина и др. Много и увлеченно артист работает для детско-юношеской аудитории, участвует в литературно-музыкальных абонементах Московской филармонии: «Забавный профессор» и «Сказки с оркестром».

    Широкому кругу зрителей П. Любимцев известен, прежде сего, как блистательный рассказчик, автор и телеведущий популярных программ: «Путешествие натуралиста» (программа дважды удостоена премии «ТЭФИ»), «Старая афиша», «Городское путешествие», «Хочу знать», «Тайное становится явным». На основе передач были выпущены книги «Путешествия натуралиста» (в 2 томах) и «Москва с Павлом Любимцевым» (в 3 томах). П. Любимцевым также написаны «Очерки истории чтецкого искусства» и воспоминания «Путешествие по собственной жизни».

    П. Любимцев продолжает выступать на театральной сцене и снимается в кино. Среди последних по времени работ — роли в фильмах «Апофегей», «Черта», «Счастье — это...», «Оскольки хрустальной туфельки». Он играет в спектаклях «Мадемуазель Нитуш» Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова (роль Директора Оперетты), «Вишневый сад» компании «LA’ Театр» (роль Симеонова-Пищика), «Принцесса цирка» Московского театра мюзикла (роль Пеликана).

    С 1991 года Павел Евгеньевич преподает в Щукинском училище на кафедре актерского мастерства (с 2005 — заведующий кафедрой, с 2007 — профессор). За эти годы он поставил многие дипломные спектакли. Он является режиссером-постановщиком спектаклей «Ночь ошибок» по О. Голдсмиту в Московском академическом театре Сатиры и «Ханума» А. Цагарели в Кабардинском Государственном драматическом театре имени А. Шогенцукова. Основатель и руководитель Театра-студии «Белый шар» (2014).

    Павел Любимцев – лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов имени Н. В. Гоголя и имени А. С. Пушкина. Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Я пришёл к вам со стихами»

    19.11.2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Александр Пушкин.
    «Борис Годунов» (сцены из трагедии)

    09.04.2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Александр Пушкин. «Руслан и Людмила»

    20.11.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Пушкин.
    «Борис Годунов» (сцены из трагедии)

    26.02.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Пушкин. «Руслан и Людмила»

    11.12.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Забавный профессор.
    А. М. Волков и его сказки
    о волшебной стране

    21.11.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Забавный профессор.
    Путешествие по «Золотому кольцу России»

    26.09.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    А. Пушкин. «Пиковая дама»

    27.03.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Константин Райкин

    07.02.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Константин Райкин

    08.11.2015