К. Монтеверди – «Вечерня Пресвятой Девы» : Московская государственная академическая филармония

    К. Монтеверди –
    «Вечерня Пресвятой Девы»

    30 октября 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ансамбль Collegium Vocale Gent
    Филипп Херревеге, дирижёр
    Барбара Кабаткова (сопрано)
    Бенедикт Хаймс (контратенор)
    Уильям Найт (контратенор)
    Сэмюэл Боден (тенор)
    Рейнуд ван Мехелен (тенор)
    Вольф Маттиас Фридрих (баритон)

    Концерт в одном отделении

    В программе:
    Монтеверди
    (к 450-летию со дня рождения)
    «Вечерня Пресвятой Девы»

    12+

    Абонемент №2:

    Вершины мастерства. Барокко. Часть первая

    Ансамбль Collegium Vocale Gent

    В 2020 году ансамбль Collegium Vocale Gent отметил 50-летие творческой деятельности. Коллектив был основан в 1970 году группой студентов Гентского университета по инициативе Филиппа Херревеге. Ансамбль одним из первых начал исполнять вокальные произведения эпохи барокко в соответствии с практикой музицирования того времени. Это принесло ему мировую известность. Он выступал на крупнейших концертных площадках и музыкальных фестивалях стран Европы, Южной Америки, США, России, Японии, Гонконга и Австралии. С 2017 года ансамбль проводит собственный летний фестиваль Collegium Vocale Crete Senesi в Тоскане (Италия).

    За прошедшие годы Collegium Vocale Gent освоил обширный репертуар, охватывающий самые разные эпохи и стили. Музыка эпохи Возрождения исполняется небольшой группой солистов ансамбля. Оратории XIX–XXI вв. исполняются капеллой, в составе которой выступают 80 исполнителей – оркестр и хор. Визитной карточкой коллектива стали шедевры немецкого барокко, в особенности кантаты, оратории и пассионы И. С. Баха. 

    Collegium Vocale Gent сотрудничает также с другими инструментальными ансамблями аутентичного направления, в числе которых Оркестр Елисейских Полей, Фрайбургский барочный оркестр и Берлинская академия старинной музыки; выступает с известными симфоническими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Антверпена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Будапештским фестивальным оркестром, Саксонской государственной капеллой, Камерным оркестром Европы, ансамблем современной музыки Ictus. Наряду с Филиппом Херревеге коллективом дирижировали Айвор Болтон, Маркус Крид, Рейнберт де Леу, Иван Фишер, Рене Якобс, Янник Незе-Сеген, Каспар Путниньш, Йос ван Иммерсел, Пол ван Невель, Джеймс Вуд и многие другие. 

    Под руководством Филиппа Херревеге ансамбль создал обширную дискографию, насчитывающую более 100 записей (большинство выпущено под лейблами Harmonia Mundi France и Virgin Classics). В 2010 году Филипп Херревеге совместно с продюсерской компанией Outhere Music основал собственный звукозаписывающий лейбл φ («Фи»). К настоящему моменту на нем вышло около 20 новых дисков с вокальными произведениями И. С. Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо, Гайдна и Томаса Луиса де Виктории. Среди последних релизов – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, Те Deum и Вторая месса Брукнера. Кроме того, коллектив записал ораторию «Крестный путь» Листа с Рейнбертом де Леу для лейбла ά. 

    Ансамбль Collegium Vocale Gent пользуется финансовой поддержкой фламандского сообщества, муниципалитета Гента и Национальной лотереи Бельгии.

    Филипп Херревеге

    Филипп Херревеге – один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней, видный представитель исторически ориентированного исполнительства. 

    Родился в 1947 году в Генте. Обучался в Гентской консерватории по классу фортепиано у Марселя Газелля. В те же годы начал заниматься дирижированием. 

    В 1970 году основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря новаторскому подходу к исполнению барочной музыки коллектив быстро приобрел известность, на него обратили внимание мастера исторически ориентированного исполнительства Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, пригласившие коллектив из Гента во главе с Херревеге принять участие в записи полного собрания кантат И. С. Баха.

    В 1977 году в Париже Филипп Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale с целью продвижения редко звучащей французской и фламандской хоровой музыки эпохи барокко (сочинений Дюмона, Люлли, Рамо, Шарпантье, Кампрá). В 1980–1990-х годах создал еще несколько коллективов, в их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной хоровой полифонии (музыке Палестрины, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Кардозо и др.), и Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения композиторов эпохи романтизма. 

    Музыка Ренессанса и барокко находится в центре внимания Филиппа Херревеге на протяжении более 50 лет. Особую известность маэстро получил благодаря интерпретациям сочинений И. С. Баха. При этом он постоянно обращается к музыке более позднего времени, исполняя шедевры разных эпох – от Моцарта, Бетховена, Шуберта и Берлиоза до Малера, Брукнера, Дебюсси, Стравинского и Шёнберга. В 1998–2002 гг. Херревеге был главным дирижером Королевского филармонического оркестра Фландрии (в настоящее время – почетный дирижер). Выступал с Королевским оркестром Консертгебау, оркестрами лейпцигского Гевандхауса и цюрихского Тонхалле, Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Малеровским камерным и Шотландским камерным оркестрами. В 1982–2002 гг. был художественным руководителем летнего фестиваля «Музыкальные академии» в Сенте (Франция). С 2001 года возглавляет международный фестиваль «Академия» в Крете-Сенези, Италия (с 2017 года – фестиваль Collegium Vocale). 

    Дискография Филиппа Херревеге насчитывает более 120 записей, выполненных с разными коллективами и выпущенных под лейблами Harmonia Mundi France, Virgin Classics и PentaTone. Среди них – Lagrime di San Pietro («Слезы святого Петра») Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею», Месса си минор и другие хоровые сочинения И. С. Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шёнберга – Рина), «Лунный Пьеро» Шёнберга, «Симфония псалмов» Стравинского, «Берлинский реквием» Вайля. 

    В 2010 году Филипп Херревеге совместно с бельгийской компанией Outhere Music создал лейбл φ (PHI), которым на сегодняшний день выпущено около 30 альбомов. Среди недавних релизов – «Вечерня Девы Марии» Монтеверди, «Страсти по Иоанну» и лейпцигские кантаты И. С. Баха, Пятая книга мадригалов Джезуальдо (с Collegium Vocale Gent), Месса № 2 и Te Deum Брукнера (с Collegium Vocale Gent и Оркестром Елисейских Полей), симфонии Шуберта (с Симфоническим оркестром Антверпена). 

    За выдающиеся творческие достижения Филипп Херревеге удостоен многих наград. В 1990 году европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 году Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Кроме того, маэстро Херревеге – кавалер ордена Искусств и литературы Бельгии (1994) и французского ордена Почетного легиона (2003), награжден «Медалью Баха» Лейпцига (2010) и Премией Баха от Королевской академии музыки в Лондоне (2016), почетный доктор Лёвенского католического университета (1997) и Гентского университета (2017), Почетный гражданин Сента (Франция, 2015). 

    В июле 2021 года Филипп Херревеге, Collegium Vocale Gent и Оркестр Елисейских Полей выступили на Зальцбургском фестивале, исполнив Реквием Форе, «Погребальную песнь» Брамса и «Симфонию псалмов» Стравинского. В числе событий сезона 2021/22 – концерты на Бременском фестивале с вручением специальной премии Херревеге за заслуги в искусстве; выступления в городах Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и Германии с Большой мессой до минор Моцарта; концерты с Венским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром римской Академии Санта-Чечилия, Мюнхенским филармоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром Радио Франс, оркестром «Филармония» (Лондон) и Симфоническим оркестром Антверпена. Кроме того, маэстро будет работать со студентами Академии Малеровского камерного оркестра. В мае 2022 года по случаю своего 75-летия Филипп Херревеге исполнит в разных городах Европы «Песнь о земле» Малера с Оркестром Елисейских Полей.

    Барбара Кабаткова

    В детстве Барбара пела в хоре Чешской филармонии, вместе с этим коллективом участвовала в спектаклях Государственного оперного и Национального театров в Праге, гастролировала во многих странах мира, в том числе в США, где концерты хора проходили в нью-йоркском Карнеги-холле. Позднее она обучалась в Карловом университете по специальностям «хоровое дирижирование», «церковная музыка» и «музыковедение». Посещала мастер-классы исполнения старинной музыки у Мариуса ван Альтены, Петера Кооя, Джулии Хасслер, Говарда Крука и Джоэла Фредериксена. В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре, специализируясь на григорианском пении.

    Барбара Кабаткова часто выступает как солистка с известными европейскими ансамблями, в том числе с Collegium Vocale Gent, Collegium Marianum, Musica Florea, Capella Regia, Ensemble Inégal, Hipocondria Ensemble, Doulce Mémoire и Berg Orchestra. Является артисткой вокальных коллективов Collegium Vocale 1704 и Cappella Mariana. Участвовала во многих престижных фестивалях старинной музыки в Чехии, Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Италии и Испании. На фестивале «Пражская весна» выступала в масштабном проекте Bach-Prague, в рамках которого прозвучали Месса си минор, Рождественская оратория, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И. С. Баха. С ансамблем Collegium Vocale 1704 певица исполняла сочинения Яна Дисмаса Зеленки на фестивалях в Дрездене и Ла Шез-Дьё и осуществила запись Missa Votiva для французского лейбла Zig-Zag. 

    Барбара пела в премьере реконструированной оперы Вивальди «Аргиппо» в сопровождении оркестра Hofmusici под управлением Ондржея Мацека. В пражском Национальном театре принимала участие в постановках оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» (с ансамблем Concerto под управлением Роберто Джини), мелодрамы Йозефа Сука «Радуз и Магулена» (с ансамблем Collegium 1704 под управлением Вацлава Лукса) и «Dances» Луи Андриссена (с Berg Orchestra, дирижёр – Петер Врабель). 

    Наряду с пением Барбара играет на средневековых арфах и псалтериуме и возглавляет ансамбль старинной музыки Tiburtina. Преподаёт теорию григорианского пения и дирижирование в Карловом университете. Много времени посвящает изучению чешской традиции григорианского пения, участница исследовательской группы Fontes Cantus Bohemiae.

    Бенедикт Хаймс

    Бенедикт Хаймс получил образование в Кингс-колледже и Королевском колледже музыки в Лондоне. В настоящее время активно выступает в двух амплуа – как тенор и контратенор, работает со многими выдающими вокальными ансамблями Великобритании, Бельгии, Нидерландов и США, в том числе с The Gabrieli Consort, The Tallis Scholars, Polyphony, Tenebrae, London Voices, The King’s Singers и Хором Монтеверди. Является солистом лондонского ансамбля Stile Antico, с которым записал 7 альбомов, один из которых был в 2012 году удостоен Gramophone Award.

    Бенедикт часто исполняет партии Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха. Выступал также в операх «Королева фей» и «Дидона и Эней» Пёрселла, «Ацис и Галатея» Генделя, Серенаде Бриттена и Passio Пярта. Сотрудничал с дирижёрами Джоном Элиотом Гардинером, Полом Маккришем, Питером Филлипсом, Стивеном Лейтоном, Найджелом Шортом, Терри Эдвардсом и Эриком Уитакром. 

    Недавно Бенедикт Хаймс принимал участие в записи сочинения Джеймса Макмиллана “Since it was the Day of Preparation”. Диск получил восторженные отзывы критиков. В планах артиста – концерты с Ансамблем Нидерландского Баховского общества.

    Уильям Найт

    Уильям Найт начал музыкальную карьеру как артист хора Собора Святого Павла в Лондоне. Позднее, во время обучения в Университете Йорка, выступал в хоре Йоркского собора. 

    В настоящее время певец живёт в Нидерландах, гастролирует как солист и артист вокальных ансамблей во многих странах Европы, специализируясь на старинной и современной музыке. Является одним из основных участников Нидерландского камерного хора и основателем вокального ансамбля Windsor Consort. Сотрудничает с известными европейскими коллективами, в том числе с Collegium Vocale Gent, Capella Amsterdam, Хором Нидерландского радио, Квартетом Эгидиус, The Sixteen, Хором Джеффри Митчелла, The Gabrieli Consort and Players, BBC Singers, Chapelle du Roi, Brabant Ensemble, Хором Йоркского университета, Capilla Cayrasco и Marian Consort, с дирижёрами Филиппом Херревеге, Полом Маккришем, Гарри Кристоферсом, Даниэлем Ройсом, Ричардом Эгарром и другими.

    В обширном концертном репертуаре Уильяма Найта – сольные партии в кантатах и ораториях Генделя, Пёрселла, Монтеверди, Гайдна, Россини, Гуно, Малера, Орфа, Бриттена, Дж. Стайнера, Ф. Гласса, Ч. Вуда. Большое место в нём занимает музыка Баха. Уильям Найт часто выступает в партии Евангелиста в «Страстях». На оперной сцене певец участвовал в исполнении как знаменитых, так и редко звучащих произведений, в том числе «Свадьбы Фигаро» и «Идоменея» Моцарта, «Фауста» Гуно, «Мадам Баттерфляй» и «Ласточки» Пуччини, «Ипполита и Арисии» Рамо, «Дидоны и Энея» Пёрселла, «Деревенского колдуна» Руссо, «Актеона» Шарпантье, «Диалогов кармелиток» Пуленка, «Пола Баньяна» и «Маленького трубочиста» Бриттена. 

    Среди его недавних выступлений – кантаты «Израиль в Египте» Генделя с Нидерландским камерным хором и «Кармина Бурана» Орфа с Брабантским хором в Нидерландах, «Соломон» Генделя и «История Иевфая» Кариссими в Великобритании.

    Сэмюэл Боден

    Сэмюэл Боден окончил Консерваторию музыки и танцев Тринити Лабан (2008, класс Джона Уэйкфилда). Еще в студенчестве начал выступать в Великобритании и за рубежом и сотрудничать с известными коллективами – ансамблями Ex Cathedra, The Gabrieli Consort and Players, The Sixteen, Оркестром Века Просвещения и другими.

    Сэмюэл востребован как на концертной, так и на оперной сцене, его репертуар отличается широчайшим охватом стилей и жанров, от римских ламентаций, лютневых песен Елизаветинской эпохи, мадригалов и барочных опер и ораторий до произведений Форе, Дебюсси, Бриттена, Орфа, Джорджа Бенджамина и американских мюзиклов. 

    Среди оперных ангажементов певца – «Орминдо» Кавалли в совместной постановке Королевской оперы Ковент-Гарден и Шекспировского театра «Глобус», «Орфей и Эвридика» Глюка в Нидерландской опере, Анфином в «Возвращении Улисса на родину» Монтеверди с труппой Английской национальной оперы в театре «Янг Вик» в Лондоне, «Индийская королева» Пёрселла в Оперном театре Метца и его же «Королева фей» в театре Санкт-Галлена и на фестивале в Глайнборне, «Ацис и Галатея» Генделя на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге и фестивале в Боне, «Царь Эдип» Стравинского на фестивале BBC Proms. С особым интересом Сэмюэл Боден относится к музыке французского барокко. Исполнял партии в операх Рамо, Шарпантье и других авторов, написанные для его редкого голоса – высокого лирического тенора, в том числе заглавную партию в опере «Актеон» в театрах Дижона и Лилля (дирижер Эммануэль Айм), партии Абариса в «Бореадах» с «Музыкантами Лувра» (дирижер Марк Минковски) на фестивале в Экс-ан-Провансе и Ипполита в «Ипполите и Арисии» с ансамблем «Пигмалион» (дирижер Рафаэль Пишон).

    Партнеры Сэмюэла по сцене – известные оркестры, а также выдающиеся ансамбли старинной музыки. Среди них: оркестры Баварского и Франкфуртского радио, Борнмутский симфонический, Hallé и Шотландский камерный оркестры, Зальцбург-камерата, Le Concert d’Astrée, Collegium Vocale Gent, «Академия старинной музыки», Барочный оркестр Штутгарта, «Королевская северная симфония», Early Opera Company и Хор Монтеверди. Он сотрудничал со знаменитыми музыкантами – Джованни Антонини, Джоном Элиотом Гардинером, Полом Маккришем, Томасом Цетмайром, Гарри Бикетом, Уильямом Кристи, Мартином Хазельбёком, Филиппом Херревеге, Фридером Берниусом, Джеффри Скидмором, Кристианом Кёныном и другими. Исполнял сольные партии в произведениях Стравинского, Цемлинского, Доминика Ардженто и Карла Рютти с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Сакари Орамо, Юна Стургордса, Джанкарло Герреро и Стивена Джексона. 

    Среди последних ангажементов певца – произведения Баха с Филармоническим оркестром Роттердама под управлением Натали Штуцман, гастроли по Европе с Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи (оратория «Мессия» Генделя), заглавная партия в «Пигмалионе» Рамо в Сиднее (Пичгут-опера), Телемах в «Возвращении Улисса на родину» в концертном зале Раундхаус (проект театра Ковент-Гарден) и мировая премьера оперы Джорджа Бенджамина “Lessons in love and violence” в Лондоне (Ковент-Гарден), Амстердаме, Париже, Лионе и Гамбурге. Также он выступает в сольных концертах с лютнисткой Полой Шатонёф и арфисткой Ирис Торосян, исполняя лютневые песни и музыку Бриттена, Форе, Дебюсси и Рейнальдо Ана. 

    Обширная дискография Сэмюэла Бодена включает записи Мессы си минор и Пасхальной оратории И. С. Баха, оратории «Израильтяне в пустыне» К. Ф. Э. Баха, «Вечерни Пресвятой Девы» и мадригалов Монтеверди, «Суда Париса» Д. Пёрселла, оратории «Илия» Мендельсона, драматической симфонии «Ромео и Юлия» Берлиоза, сочинений Шарпантье, Рамо, Росси, Кариссими, Страделлы, Габриелли, Пахельбеля, Тэнзи Дэйвис и Алека Рота, выпущенные под лейблами Hyperion, Erato, Archiv, OAE Released, Nimbus, Resonus Classics, NMC и Signum.

    Рейнуд ван Мехелен

    Рейнуд ван Мехелен получил образование в Королевской консерватории в Брюсселе в классе Дины Гроссбергер и Европейской барочной академии в Амброне под руководством Эрве Нике. В 2011 году он принимал участие в проекте «Сад голосов» ансамбля Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи и с тех пор часто выступает с этим коллективом, в том числе в Королевской опере Версаля, Парижской филармонии, Альберт-холле и Барбикан-центре в Лондоне, Дворце изящных искусств в Брюсселе, на фестивалях в Экс-ан-Провансе и Эдинбурге. Певец также сотрудничает со многими другими всемирно известными ансамблями и дирижёрами — Collegium Vocale Gent и Филиппом Херревеге, Le Concert Spirituel и Эрве Нике, Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, Pygmalion и Рафаэлем Пишоном, Le Poème Harmonique и Венсаном Дюместром, Il Gardellino и Марселем Понселе, Scherzi Musicali и Николя Актеном, L’Arpeggiata и Кристиной Плюар, La Capella Reial de Catalunya, Le Concert des Nations и Жорди Савалем.

    Среди последних ангажементов артиста партии Ясона в опере «Медея» Шарпантье в Оперном театре Цюриха, Бельмонта в концертной версии «Похищения из сераля» Моцарта с Камерным оркестром Парижа, Джеральда в «Лакме» Делиба с Симфоническим оркестром Баварского радио, Орфея в одноимённой опере Монтеверди с ансамблем Les cris de Paris и в «Сошествии Орфея в ад» Шарпантье с Les Talens Lyriques, заглавная партия в «Пигмалионе» Рамо с ансамблем Le Concert d'Astrée, Месса си минор Баха с Vox Luminis на фестивале старинной музыки в Утрехте, «Вечерня» Монтеверди с Collegium Vocale Gent и Филиппом Херревеге в Италии, Польше, Германии, Бельгии, Испании и Нидерландах. С ансамблем Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи певец гастролирует по Южной Корее, исполняя партию Дафниса в опере-балете Рамо «Дафнис и Эгле, Рождение Осириса», а также выступает в роли Актеона в одноимённой опере Шарпантье в Концертном зале имени У. Диснея в Лос-Анджелесе и Большом театре Боготы (Колумбия), поёт в “Selva morale e spirituale” Монтеверди в Барбикан-центре в Лондоне, Берлинской и Парижской филармониях и Королевской капелле Версаля. 

    Рейнуд ван Мехелен принимал участие в большом количестве записей, которые включают настоящие раритеты оперной и ораториальной музыки эпохи барокко, в том числе произведения И. С. Баха, Каччини, Пёрселла, Рамо, Люлли, Шарпантье, Мондонвиля, Шайна, Мегюля, Хомилиуса, Граупнера, Санчеса, Маццоки, Фиокко и Бертали. В 2016 году он записал первый сольный диск на лейбле Alpha Classics, в который вошли сочинения И. С. Баха.