Концерт фестиваля «Юлиан Ситковецкий: скрипач на все времена» (90 лет со дня рождения). Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий : Московская государственная академическая филармония

    Концерт фестиваля
    «Юлиан Ситковецкий:
    скрипач на все времена»
    (90 лет со дня рождения).
    Большой симфонический оркестр
    имени Чайковского, Владимир Федосеев,
    Дмитрий Ситковецкий

    22 января 2016

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Прокофьев
    Три фрагмента из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Малер
    Симфония № 1

    12+

    Абонемент №77:

    Из сокровищницы мировой классики

    Дмитрий Ситковецкий

    Дмитрий Ситковецкий – всемирно известный скрипач, дирижер, телеведущий. Родился в 1954 году в Баку в семье прославленных музыкантов – скрипача Юлиана Ситковецкого и пианистки Бэллы Давидович. Обучался в ЦМШ при Московской консерватории у Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. В 1966 году стал победителем первого юношеского конкурса «Концертино Прага».<<ut>>

    С 1972 года Ситковецкий учился в Московской консерватории (класс профессора Игоря Безродного). В 1977 году эмигрировал в США, где окончил Джульярдскую школу в Нью-Йорке (класс Ивана Галамяна) и начал сольную карьеру. В 1979 году выиграл конкурс скрипачей имени Фрица Крейслера в Вене. Выступал с крупнейшими коллективами мира, среди которых Берлинский филармонический, Чикагский, Лос-Анджелесский, Венский и Лондонский симфонические оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония» и многие другие, под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Марис Янсонс, Мстислав Ростропович, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Семён Бычков, Юрий Аронович, Дмитрий Китаенко, Юрий Темирканов, Эри Клас, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Евгений Светланов, Иегуди Менухин, Колин Дэвис, Нэвилл Марринер.

    В репертуаре скрипача – музыка четырех столетий: все сольные сонаты и партиты Баха, все сонаты Брамса, Грига, концерты Моцарта, Прокофьева, Шостаковича, произведения современных композиторов. В обширной дискографии Ситковецкого – концерты Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Сибелиуса, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, Дютийе, а также ряд камерных программ, записанных в дуэте с Бэллой Давидович.

    Ситковецкий был художественным руководителем фестивалей в Сиэтле, Вашингтоне, Баку, Умео (Швеция), Тоскане (Италия), Корсхольме и других городах Финляндии. Более 30 лет занимается дирижированием. В 1990 году основал камерный оркестр New European Strings («Новые европейские струнные»), объединив ведущих европейских оркестрантов и ансамблистов для гастрольных туров, выступлений на фестивалях и звукозаписей. В 2003–2006 гг. NES был ансамблем-резидентом «Фестиваля Солнца» (Festival del Sole) в Тоскане. 

    В 1996–2001 гг. Ситковецкий был главным дирижером Национального оркестра Северной Ирландии в Белфасте. С 2003 года – художественный руководитель Симфонического оркестра Гринсборо (США), с которым выступают Пинхас Цукерман, Ефим Бронфман, Эммануэль Акс, Гаррик Олссон, Линн Харрелл и другие всемирно известные солисты. С 2004 года в Гринсборо проходит серия концертов «Ситковецкий и друзья». В сезоне 2019/20 среди ее участников – Барри Дуглас, Хайме Ларедо, Шерон Робинсон, Андрес Диас, Лукас Генюшас, солисты оркестра Гринсборо.

    Как приглашенный дирижер Ситковецкий сотрудничает с оркестрами Московской филармонии, Сан-Франциско, Миннесоты, Северогерманского радио в Ганновере, Лондонским филармоническим и Королевским филармоническим оркестрами, Токио Метрополитен, Китайским филармоническим и Шанхайским симфоническим, Ensemble Orchestral de Paris, «Виртуозами Москвы», особенно тесно – с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Симфоническим оркестром Кастилии и Леона (Испания).

    Имя Дмитрия Ситковецкого также связано с искусством транскрипции. Ему принадлежат обработки более 50 сочинений Гайдна, Бетховена, Брамса, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского, Шнитке. Его версия «Гольдберг-вариаций» Баха для струнного трио признана во всем мире, неоднократно записывалась и входит в репертуар выдающихся исполнителей. В декабре 2015 года в нью-йоркском Карнеги-холле состоялась мировая премьера его транскрипции для скрипки с оркестром музыки балета «Поцелуй феи» Стравинского (солист Августин Хаделих и Камерный оркестр Orpheus, по заказу которого сделано переложение). Событием стала мировая премьера транскрипции фантазии «Наварра» Сарасате, сделанной Ситковецким к 25-летию фестиваля в Вербье по его заказу. Ее исполнил звездный состав солистов: Пинхас Цукерман, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров, Вадим Репин, Лиза Батиашвили, Табеа Циммерман, Миша Майский и сам Ситковецкий. Это уникальное событие транслировалось на весь мир по каналу Medici.TV. 

    В 2014 году музыкант записал 11 выпусков авторской программы «В гостях с Дмитрием Ситковецким» для телеканала «Культура». Его собеседниками стали Бэлла Давидович, Марк Тайманов, Нэвилл Марринер, Евгений Кисин, Миша Майский, Барбара Хендрикс, Леонидас Кавакос, Антонио Паппано, Гари Граффман, Александр Антоненко, Ефим Бронфман. В 2016 году эти программы транслировались на канале Medici.tv. В 2017 году беседы были опубликованы в книге «Дмитрий Ситковецкий. Диалоги», вышедшей в издательстве «Музыка». 

    Дмитрий Ситковецкий сотрудничает с организацией Sphinx, которая занимается поддержкой различных видов искусства и молодых исполнителей. С 2018 года Ситковецкий – член жюри национального конкурса Sphinx в США. 

    Среди главных событий 2019 года – турне по городам Сибири в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля (Новосибирск, Красноярск, Тюмень) и выход CD «Посвящение Крейслеру и Рахманинову» на фирме «Мелодия» (сочинения Бетховена, Грига, Крейслера, Шуберта в дуэте с пианистом Лукасом Генюшасом). В числе ангажементов сезона 2019/20 – выступления с симфоническими оркестрами Гринсборо, Шлезвиг-Гольштейна, Тосканы, Люцерна, «Ирландской камератой». В марте 2020 года маэстро будет дирижировать Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова на концерте-открытии XV фестиваля «Виртуозы гитары». 

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. 

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

    В концертном сезоне 2019/20 Большой симфонический оркестр проводит концерты в городах России, Германии, Италии, Греции, Австрии, Китая, Японии. С коллективом выступают вокалисты Николай Диденко, Анна Аглатова, Максим Пастер, Полина Шамаева, Василиса Бержанская; пианисты Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Дмитрий Шишкин, Марк-Андре Амлен, Мичи Кояма, Вадим Руденко, Никита Мндоянц, Владислав Хандогий, Даниил Харитонов, Александр Малофеев, Сандро Небиеридзе; скрипачи Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Сергей Догадин, Фумиаки Миура; виолончелисты Борис Андрианов, Рафаэль Уоллфиш, Лора ван дер Хейден; дирижеры Владимир Федосеев, Денис Лотоев, Феликс Коробов, Дмитрий Корчак, Тимур Зангиев, Алвизе Казеллати, Марио Брунелло, Валентин Урюпин, Оскар Наварро, Александр Либрайх, Максим Венгеров, Филипп Чижевский, Винценц Праксмарер, Александр Ведерников.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».