Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
29 июня 2022
Абонемент №13:
Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивался в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел около 300 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне, в 2024 году дал концерт в Харбине в рамках VIII российско-китайского ЭКСПО.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры Алексей Рубин и Фёдор Безносиков, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVIIМеждународном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и «Musica sacra nova», где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день более 80 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны – от Калининграда до Сургута. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам семи конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста из 48 регионов России: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Семён Бычков – выдающийся дирижер современности, крупный представитель петербургской дирижерской школы, музыкальный руководитель Чешского филармонического оркестра.
Родился в 1952 году в Ленинграде. С 13 лет начал обучаться дирижированию. В 1970 году окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 1975 году – Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина). В 1973 году одержал победу на Международном конкурсе имени С. В. Рахманинова. В 1975 году эмигрировал в США, с середины 1980-х живет и работает в Европе.
В 1989 году вернулся в Ленинград в качестве главного приглашенного дирижера филармонического оркестра. К тому времени он завоевал известность в США как музыкальный руководитель Симфонического оркестра Гранд-Рапидса и Филармонического оркестра Буффало. Международная карьера дирижера началась во Франции: в Лионской опере и на фестивале в Экс-ан-Провансе. После ряда успешных выступлений он получил ангажементы от Нью-Йоркского филармонического оркестра, Берлинского филармонического оркестра и Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме. В 1989 году был назначен музыкальным руководителем Оркестра де Пари, в 1997 году – главным дирижером оркестра Западногерманского радио (WDR, Кёльн), в 1998 году – главным дирижером дрезденской Земпер-оперы.
Семён Бычков выступает в крупнейших оперных театрах мира, включая миланский Ла Скала, парижскую Опера Гарнье, Венскую государственную оперу, нью-йоркскую Метрополитен-оперу, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне и Королевский театр в Мадриде. На посту главного приглашенного дирижера фестиваля «Флорентийский музыкальный май» он представил постановки опер «Енуфа» Яначека, «Фьеррабрас» Шуберта, «Богема» Пуччини, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Борис Годунов» Мусоргского. Каждая из них была отмечена Премией Франко Аббьяти. Среди новых постановок, которыми Бычков руководил в Вене, – «Кавалер розы» и «Дафна» Р. Штрауса, «Лоэнгрин» и «Парсифаль» Вагнера, «Хованщина» Мусоргского. В Лондоне его дебютом стала новая постановка «Электры» Р. Штрауса, затем он дирижировал в новых постановках опер «Так поступают все женщины» Моцарта, «Женщина без тени» Штрауса и «Тангейзер» Вагнера. Среди последних проектов дирижера – «Парсифаль» Вагнера на Байройтском фестивале и «Электра» Р. Штрауса в Венской государственной опере.
В Великобритании Бычков регулярно выступает с Лондонским симфоническим оркестром, является почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне и почетным дирижером Симфонического оркестра Би-би-си, с которым ежегодно участвует в фестивале BBCProms. Гастролирует с Королевским оркестром Консертгебау и Мюнхенским филармоническим оркестром, выступает с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Национальным оркестром Франции и оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме. В США его регулярно приглашают Нью-Йоркский филармонический оркестр, Чикагский и Лос-Анджелесский симфонические оркестры, Филадельфийский и Кливлендский оркестры.
Многочисленные записи дирижера с Берлинским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баварского радио, Королевским оркестром Консертгебау, лондонским оркестром «Филармония», Лондонским филармоническим оркестром и Оркестром де Пари выпущены фирмой Philips. В течение 13 лет (1997–2010) сотрудничества маэстро с Симфоническим оркестром Среднегерманского радио были записаны произведения Р. Штрауса («Электра», «Дафна», «Жизнь героя», «Метаморфозы», «Альпийская симфония», «Тиль Уленшпигель»), Малера (Симфония № 3, «Песнь о земле»), Шостаковича (Симфонии №№ 4, 7, 8, 10, 11), Рахманинова («Колокола», «Симфонические танцы», Симфония № 2), Реквием Верди, а также все симфонии Брамса, сочинения Детлева Гланерта и Йорка Хёллера. Запись оперы Чайковского «Евгений Онегин» была рекомендована для домашней фонотеки в передаче BBC Radio 3 (2020), запись «Лоэнгрина» Вагнера была объявлена записью года (2010) журналом BBC Music Magazine, запись Симфонии № 2 Франца Шмидта с Венским филармоническим оркестром стала записью месяца, по версии того же журнала (2018). В 2015 году на церемонии вручения Международной оперной премии (InternationalOperaAward) Семён Бычков был назван «дирижером года».
С 2018 года Семён Бычков – главный дирижер и музыкальный руководитель Чешского филармонического оркестра. Назначение маэстро на эту должность было отмечено серией концертов оркестра в Праге, Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне, приуроченных к 100-летию независимости Чехословакии. В 2019 году завершился грандиозный проект коллектива, посвященный Чайковскому: на студии Decca Classics вышел коллекционный набор из 7 CD, а Семён Бычков получил несколько зарубежных ангажементов.
В дальнейшем дирижер и его коллектив сосредоточились на симфонических произведениях Малера, которые они исполняют и записывают в Чехии и других странах. В сезоне 2021/22 будут исполнены Пятая и Девятая симфонии Малера на Фестивале в Графенегге (Австрия) и в Праге. Цикл абонементных концертов 126-го сезона Чешского филармонического оркестра в октябре открывается Девятой симфонией композитора. На весну нового сезона запланирован Чешский фестиваль в венском Музикферайне, где прозвучат цикл Сметаны «Моя родина» (уже записанный коллективом во время карантина), произведения Милослава Кабелача, Дворжака, Мартину и Яначека. Затем оркестр отправляется на длительные европейские гастроли, в ходе которых выступит в Берлинской филармонии, Филармонии на Эльбе в Гамбурге и лондонском Барбикан-центре. Кроме того, Бычков продолжит исполнять симфонии Малера с Оркестром де Пари, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническим оркестром Осло и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, а также проведет оперу Р. Штрауса «Электра» в парижской Опера Гарнье.
Обладая широким классическим репертуаром, Семён Бычков исполняет также сочинения композиторов ХХ–XXI веков, в числе которых Лучано Берио, Анри Дютийе, Маурисио Кагель, Рене Штаар, Томас Лархер, Ришар Дюбюньон, Детлев Гланерт, Джулиан Андерсон. Маэстро неоднократно представлял премьеры сочинений этих авторов за пультом Венского филармонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра, Королевского оркестра Консертгебау и Симфонического оркестра Би-би-си на фестивале BBCProms. На предстоящий сезон запланирована немецкая премьера Концерта для фортепиано с оркестром Томаса Лархера в Берлине (солист – Кирилл Герштейн, которому посвящен опус), чешская премьера симфонического произведения Брайса Десснера «Мари» и мировая премьера «Пражских панорам» Джулиана Андерсона в Праге. В общей сложности с начала своей работы с Чешским филармоническим оркестром Семён Бычков заказал композиторам 14 новых произведений.