«Коппелия». ГАСО России имени Е.Ф.Светланова
Исполнители:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Дирижер — Марк Горенштейн
В программе:
Лео Делиб (1836-1891)
«Коппелия», музыка балета
«Это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес», — писал П.И.Чайковский о «Сильвии» Делиба, высоко оценив изящество, мелодическое, ритмическое и гармоническое богатство музыки композитора. Музыка «Коппелии» Делиба заслуженно пользуется популярностью, ее лучшие фрагменты вышли далеко за пределы оперно-балетных театров, хотя целиком она в концертных залах звучит нечасто.
Партитура балета «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (в другом варианте перевода «Девушка с эмалевыми глазами», — Coppélia, ou La Fille aux jeux d’émail) по новелле Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек» далека от идей писателя-романтика. Париж того времени переживал волну увлечения этим автором. Особо модной была тема человека и куклы, которая позднее нашла отражение и в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Первое название балета — «Автомат» — было отброшено постановщиками из коммерческих соображений. В «Коппелии» создатели спектакля «гримасу оригинала заменили улыбкой добродушной, чисто французской иронии»: зрителя приглашали не для размышления, а для развлечения.
Успех «Коппелии» во многом обеспечивали яркие народные сцены — согласно сюжету, в балете использованы не только французские песни и танцы, но и польские мазурка и краковяк, венгерский чардаш и баллада. Расширив сферу психологической выразительности танца, создав колоритные народно-жанровые сцены, став на путь симфонизации балетной музыки, Делиб обновил средства выразительности хореографического искусства и превратил музыкальную составляющую спектакля в самостоятельное художественное явление.