К 160-летию со дня рождения Владимира Гиляровского. «Король репортёров» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 160-летию
    со дня рождения Владимира Гиляровского.
    «Король репортёров»

    6 декабря 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Дмитрий Назаров (художественное слово)
    Ольга Васильева (художественное слово)
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Владимир Андропов, дирижёр
    Вячеслав Макаров (бас)
    В программе:

    Музыка
    Глинки, Секунды, Комарова

    Русские народные песни и романсы

    12+

    Абонемент №52:

    «И слово в музыке звучит...»

    Дмитрий Назаров

    Дмитрий Назаров родился 4 июля 1957 года в Москве. Окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в 1980 году (курс В. Коршунова) и был принят в труппу Малого театра, где проработал 15 лет и сыграл около 60 ролей. В 1995 году вслед за режиссером Борисом Морозовым и по его приглашению перешёл в Театр Российской армии.

    С 2003 года Дмитрий Назаров – артист Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Любители и знатоки театра высоко ценят актёра Дмитрия Назарова за глубину и внутреннюю мощь его театральных ролей. В актерской копилке мастера роли в таких спектаклях, как «Мещане» М. Горького, «Сияющий город» К. Макферсона, «Амадей» П. Шеффера, «Танец альбатроса» Ж. Сиблейраса, «Свидетель обвинения» А. Кристи, «Лес» А. Н. Островского, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Дуэль» А. Чехова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В Театре под руководством Олега Табакова Дмитрий Назаров играет роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова (режиссер М. Карбаускис).

    Театральные работы Дмитрия Назарова отмечены рядом престижных – премией «Хрустальная Турандот» (за роль Сатина в спектакле «На дне») и премией «Чайка» (за роль Несчастливцева в спектакле К. Серебренникова «Лес»). Трижды актер номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».

    Дмитрий Назаров много снимается. В его фильмографии более сорока кинокартин и телесериалов, среди которых «Гражданин начальник», «Вокзал», «Штрафбат», «Закон», «Золотой теленок», «Вызов», «Бес в ребро», «Мелочи жизни», «Территория», «Охота», «Любовь на плоту», «Тёмная ночь», «Красная капелла», «Полный вперёд!», «Каменская-3», «Марш Турецкого-3», «Ельцин. Три дня в августе», «Кухня», «Ларго Винч: Заговор в Бирме», «Концерт» и многие другие.

    С 2002 года Дмитрий Назаров вел передачу «Кулинарный поединок» на НТВ, да так вкусно, что, по словам зрителей, «не только есть хочется – жить хочется».

    А ещё артист с огромным удовольствием озвучивает компьютерные игры и мультфильмы, поскольку, по словам Дмитрия, «там есть возможность похулиганить и пошалить, разговаривая десятью голосами разных злых орков одновременно».

    Дмитрий Назаров счастлив и в семье. У него любимая и любящая жена (актриса МХТ им. А. П. Чехова Ольга Васильева), трое детей (дочь Нина, сын Арсений и дочка Арина) и три собаки.

    Сотрудничество Дмитрия Назарова с Московской филармонией началось в 2008 году, когда он принял участие в проекте «Сказки с оркестром», блистательно прочитав историю о деревянном мальчике по имени Пиноккио. В дальнейшем в рамках этого проекта Дмитрий Назаров совместно с оркестром Московской филармонии исполнил литературно-музыкальные композиции «Холодное сердце» по сказке В. Гауфа и "Волшебная лампа Аладдина" по мотивам восточных сказок, а также выступил с сольной чтецкой программой «Коллекция» (стихи и проза Александра Пушкина, Максима Горького, Саши Чёрного, Дмитрия Кедрина) и многих других филармонических концертах.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.