Тьерри Эскеш : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Тьерри Эскеш

    17 октября 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
    Брамс
    Хоральная прелюдия № 10 Herzlich tut mich verlangen, соч. 122
    Хоральная прелюдия № 7 O Gott, du frommer Gott, соч. 122
    Мендельсон
    Речитатив и финал из Сонаты № 1 фа минор, соч. 65
    Регер
    Хоральная прелюдия Wer weiß, wie nahe mir mein Ende, соч. 67 № 48
    Хоральная прелюдия Jauchz, Erd und Himmel juble, соч. 67 № 15
    Люлли
    Увертюра из комедии-балета «Мещанин во дворянстве» (по пьесе Ж. Мольера)
    Эскеш
    Импровизированная фантазия и фуга на заданный хорал
    Боэли
    Фантазия и фуга си-бемоль мажор, соч. 18 № 6
    Сен-Санс
    Фантазия ми-бемоль мажор
    Ален
    Вариации на тему Клемана Жанекена, JA 118
    Литании, JA 119
    Эскеш
    Импровизированный симфонический триптих на две заданные темы

    12+

    Абонемент №55:

    Вечера органной музыки

    Орган чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс» был установлен в Зале Чайковского в 1959 году. Он заменил прежний инструмент – исторический орган фирмы «Э. Ф. Валькер», перевезенный к открытию зала в 1940 году из Санкт-Петербурга.

    По совету выдающегося советского органиста Леонида Ройзмана изготовление нового органа было поручено фирме «Ригер-Клосс». Ее мастера блестяще справились с задачей: построенный по последнему слову техники инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыки разных эпох и стилей. Вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России.

    С органом Зала Чайковского связана вся история современного российского органного исполнительства. За 60 лет московская публика познакомилась с органистами практически всех европейских стран, США и Канады. Среди них – немецкий органист и композитор Иоганнес-Эрнст Кёлер – основатель Баховских фестивалей в Лейпциге, Иоганнес Кестнер – органист Лейпцигской церкви Св. Фомы, Флор Петерс, Жан Гийю, Ги Бове, Оливье Латри, Хуго Лепнурм, Леопольдас Дигриси многие другие.

    Орган Зала Чайковского имеет 4 мануала, педальную клавиатуру и 81 регистр. Длина корпуса инструмента – 11 метров, ширина – 6 метров, высота – 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб: размер самых больших доходит до 6,5 метра в высоту, вес – до 220 килограмм; высота самых маленьких – 20 миллиметров, диаметр – со спичечную головку. Универсальный состав регистров позволяет исполнять готический, ренессансный и барочный репертуар, включая произведения испанских композиторов, сочинения немецких, французских и английских авторов эпохи романтизма, музыку XX-XXI вв.

    Орган Зала Чайковского остается одним из лучших в России. Это национальное достояние и исторический памятник (как с технической, так и с художественной точки зрения). Его визуальный облик – также памятник своей эпохи: аскетичный фасад инструмента как нельзя лучше вписывается в строгие контуры сцены, придавая ей завершенный и величественный вид.

    Тьерри Эскеш

    Композитор, органист и импровизатор Тьерри Эскеш – уникальная фигура в современной музыке, один из самых значимых французских композиторов нашего времени, сочиняющий в разнообразных формах и жанрах. Каталог его сочинений насчитывает более 100 произведений. 

    Незаурядный исполнитель, Тьерри Эскеш считается одним из ярчайших представителей французской школы импровизации, достойным последователем Мориса Дюрюфле, которого он сменил на посту штатного органиста церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. В программах его сольных концертов, проходящих в разных странах мира, репертуарные произведения сочетаются с его собственными сочинениями и импровизациями. Кроме того, музыкант увлечен кинематографом и нередко устраивает «киноконцерты», на которых импровизирует на органе и фортепиано, сопровождая немые картины, такие как «Призрак оперы» или «Метрополис». С сезона 2020/21 Тьерри Эскеш – постоянный приглашенный органист Дрезденской филармонии.

    Эскеш преподает композицию и импровизацию в Парижской консерватории, которую ранее окончил сам, завоевав за время учебы восемь «первых премий» по разным дисциплинам. В 2013 году он стал членом французской Академии изящных искусств, а в 2018 году был главным композитором фестиваля Радио Франс Présences в Париже. 

    В композиторском творчестве Эскеш продолжает традиции Равеля, Мессиана и Дютийё, но при этом обладает собственным стилем. Среди его крупных сочинений – Чакона для оркестра, оратория «Последнее Евангелие», Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром «Зеркало теней», оперы «Клод» по повести Гюго «Клод Гё» (премьера – Лионская опера, 2013), Концерт для альта с оркестром «Ночь песнопений» (написан для Антуана Тамести по заказу Филармонического оркестра Нидерландского радио и Симфонического оркестра Среднегерманского радио), Концерт № 3 для органа с оркестром «Четыре лица времени» (европейская премьера состоялась в ноябре 2017 года в исполнении автора и Национального оркестра Лиона). 

    Произведения Тьерри Эскеша исполняют ведущие оркестры Европы и Северной Америки, а также известные музыканты, в частности Лиза Батиашвили, Франсуа Лелё, Валерий Гергиев, Пааво Ярви, Алан Гилберт, Ален Альтиноглу, Луи Лангре, Рено и Готье Капюсоны, Эмманюэль Бертран и Поль Мейер. Эскеш был постоянным приглашенным композитором Национального оркестра Лиона, Национального оркестра Лилля и Парижского камерного оркестра. Его произведения были отмечены четырьмя премиями Victoires de la Musique (в 2003, 2006, 2011 и 2017 годах). 

    Органная музыка, составляющая значительную часть списка сочинений Эскеша, также исполняется во всем мире. Перу композитора принадлежат произведения для органа соло, камерные ансамбли с участием органа, три концерта и симфоническая поэма «Солнечная ладья» для органа с оркестром. Органный концерт № 1, в исполнении которого принимали участие Филадельфийский оркестр и Национальный оркестр Лиона, журнал Gramophone назвал жемчужиной концертного репертуара для органа. 

    В сезоне 2021/22 состоятся премьеры опер Эскеша «Ширин» в Лионе и «Органный пункт» в Национальной опере Бордо и Театре Сент-Этьена; его новый Концерт для флейты впервые прозвучит в исполнении Роттердамского филармонического оркестра и солистки Жозефин Олех. Кроме того, намечены выступления музыканта с Чешским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром (Лондон), Тайваньским филармоническим оркестром и Национальным оркестром Лиона, сольные концерты в Дрезденской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, Аудиториуме Лиона и на органном фестивале в Тулузе. 

    Множество произведений композитора записано и выпущено под лейблом Accord/Universal. На студии Sony Classical вышел его диск Baroque Song («Барочные песни»), высоко оцененный критиками. Диск 2011 года Les Nuits hallucinées («Ночные видения») отмечен многочисленными наградами, в том числе премией «Шок года» в категории «Выдающаяся запись года» от журнала Classica. Первое исполнение оперы «Клод» было записано и выпущено на DVD под лейблом BelAir Classiques.