Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский, Томас Хэмпсон : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Владимир Юровский, Томас Хэмпсон

    11 ноября 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Владимир Юровский, дирижёр
    Томас Хэмпсон (бас-баритон)

    Соло на виолончели – Пауль Суссь

    Соло на альте – Василий Кухаренко



    Уважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.


    В программе:
    Р. Штраус
    «Дон Кихот» – фантастические вариации на тему рыцарского характера для большого оркестра
    Малер
    Песни на стихи Ф. Рюккерта
    Й. Гайдн
    Симфония № 45 («Прощальная»)

    12+

    Абонемент №19:

    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова

    Всемирно известный бас-баритон Томас Хэмпсон впервые выйдет на сцену Московской филармонии. Один из артистов, определяющих лицо современного оперного театра, выступит в Зале Чайковского вместе с Владимиром Юровским – дирижером, в чьем творчестве также важнейшую роль играет музыкальный театр. Огромный успех имела постановка «Евгения Онегина» в нью-йоркской Метрополитен-опере с Хэмпсоном в заглавной партии и с Юровским за пультом. Музыкантов объединяет и пристрастие к австро-немецкому репертуару рубежа XIX–XX веков: под управлением Юровского Хэмпсон исполнял «Лирическую симфонию» Цемлинского, избранные песни Р. Штрауса и цикл «Песни на стихи Ф. Рюккерта» Малера. Он обещает стать украшением и нынешней программы. 

    И для Томаса Хэмпсона, и для Владимира Юровского Малер – один из главных композиторов: его сочинения – предмет их постоянных раздумий и поисков. Они регулярно говорят о нем в интервью, записывают, переосмысляют, возвращаясь к уже исполненным сочинениям спустя годы и стремясь ко всё более глубокой их интерпретации. С Малера началась обширная дискография Хэмпсона (цикл «Волшебный рог мальчика»), он неоднократно исполнял под управлением великого Леонарда Бернстайна малеровские циклы песен, а позже участвовал в подготовке и финансировании их нового критического издания. Они остаются основой огромного репертуара Хэмпсона и сегодня. 

    «Мне ужасно приятно, что меня ценят как малеровского певца... я страсто, всей душой люблю его музыку, – признается Хэмпсон в одном из интервью. – И стремлюсь сделать слышимым то, что создал по-настоящему великий, важный, значимый человек – Густав Малер. Я люблю в его музыке все. Звучание, мелодии, противоречия, непонятности, сладкозвучие, какофонию – все без исключения. Я твердо уверен, что все это вышло из-под его пера по одной причине: чтобы человек мог услышать, мог познать сам себя». Не менее важен Малер и для Владимира Юровского. Его симфонии он неоднократно исполнял с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, многие из них записал с Лондонским филармоническим оркестром; присутствует Малер и в программах возглавляемого ныне Юровским Симфонического оркестра Берлинского радио. 

    «Мое трепетное отношение к Малеру зародилось в пятнадцатилетнем возрасте, – говорит Юровский в интервью журналу "Музыкальная жизнь". – Можно даже сказать, что решение заняться дирижерской профессией было мною принято под влиянием малеровских симфоний... когда я почувствовал, что внутренне готов к этому "путешествию", то начал с самого раннего малеровского опуса – с кантаты "Жалобная песня" – и далее обращался к симфониям исключительно хронологически, то есть в порядке их создания. Это дало мне возможность последовать за автором, постепенно осмысляя его произведения и вникая в их суть... Сейчас, добравшись до Девятой симфонии Малера, мне особенно интересно возвращаться вновь к его юношеским опусам, "перечитывать" их, одновременно работая над теми, что были написаны в последние годы жизни». 

    К сочинениям последнего десятилетия жизни Малера относятся и «Песни на стихи Фридриха Рюккерта»; наиболее известна среди них песня «Я потерян для мира», тематически связанная со знаменитым Adagietto из Пятой симфонии. «Песни на стихи Фридриха Рюккерта» в один вечер с «Прощальной» симфонией Гайдна маэстро уже исполнял в Берлине, сопоставляя Гайдна и Малера как альфу и омегу австрийской симфонической традиции; солистом также был Томас Хэмпсон. Московскую 

    программу открывает «Дон Кихот» (фантастические вариации на тему рыцарского характера) Р. Штрауса, где голосами прославленного странствующего рыцаря и его оруженосца станут инструменты солистов Госоркестра. Подзаголовок сочинения, где упоминается рыцарский характер, как будто обозначает одну из главных черт столь ярких творческих личностей, как Владимир Юровский и Томас Хэмпсон.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн, в 2011–2021 гг. – Владимир Юровский (с 2021 года – почетный дирижер). В 2021 году художественным руководителем коллектива назначен Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра. 

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими. 

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы. 

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос») Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений. 

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром». 

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Томас Хэмпсон

    Томас Хэмпсон (США) – один из известнейших певцов мира. На его счету – более 80 оперных партий, включая ряд мировых премьер, и более 170 записей, удостоенных множества международных наград. 

    Томас Хэмпсон родился в 1955 году в Элкхарте (Индиана, США). Искусству вокала обучался в Западной музыкальной академии и в Торнтонской школе музыки Университета Южной Калифорнии. В 1980 году, победив на конкурсе Оперы Сан-Франциско, стал участником престижной оперной программы Merola, получив возможность брать уроки у Элизабет Шварцкопф. Годом позже выиграл конкурс Метрополитен-оперы, после чего на протяжении трех сезонов (1981–1984) был солистом Немецкой оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein) в Дюссельдорфе. В 1984-м дебютировал с сольным концертом в лондонском Уигмор-холле, тогда же стал солистом Цюрихской оперы, где участвовал в постановке трилогии Моцарта – Да Понте (дирижер – Николаус Арнонкур, режиссер – Жан-Пьер Поннель), в том числе в партии Дон Жуана в одноименной опере, ставшей одной из ключевых в его репертуаре.

    В 1986 году состоялись два дебюта Томаса Хэмпсона в Нью-Йорке: с сольным концертом в Таунхолле и в Метрополитен-опере в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро» Моцарта). Тогда же артист был представлен Леонарду Бернстайну, под управлением которого год спустя участвовал в постановке «Богемы» Пуччини в Риме. Позже Хэмпсон в партнерстве с Бернстайном неоднократно исполнял песенные циклы Малера, остающиеся важнейшей страницей его репертуара и сегодня. В течение нескольких лет Хэмпсону довелось закрепить успех выступлениями в большинстве крупнейших залов и театров мира с лучшими оркестрами, дирижерами и пианистами. Каждый год его карьеры в 1990-е отмечен новыми серьезными достижениями. 

    Среди них первый сольный альбом («Волшебный рог мальчика» Малера), дебют в Опере Сан-Франциско («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, заглавная партия), дебют в партии Дон Жуана в Метрополитен-опере (1990). Участие в гала-концерте к юбилею Метрополитен-оперы, выпуск альбома песен Коула Портера (1991). Награда «Певец года» от журнала Musical America – старейшего в США издания об академической музыке (1992). Участие в подготовке и финансировании нового издания песен Малера, дебют в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден в партии Фигаро («Севильский цирюльник» Россини, 1993). Премия ICMA («Певец года»), главная мужская партия в опере «Опасные связи» Конрада Сузы (мировая премьера, 1994). Исполнение всех песен Малера на Малеровском фестивале в Консертгебау (1995). Первое выступление в Белом доме по приглашению Билла Клинтона (1996). Дебют в партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского, возобновление сотрудничества с Николаусом Арнонкуром («Альфонсо и Эстрелла» Шуберта, Театр ан дер Вин, 1997). 

    Особой главой в биографии Томаса Хэмпсона стал летний Зальцбургский фестиваль: в 1988–1991 гг. и в 1994–2007 гг. маэстро выступал на этом прославленном форуме ежегодно и, после пятилетнего перерыва, с 2012 года вновь появляется здесь регулярно. Дебютировав в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), Хэмпсон также выступал в операх «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо), «Король Рогер» Шимановского, «Доктор Фауст» Бузони, «Дон Жуан» (заглавные партии), «Ифигения в Тавриде» Глюка (Орест), «Дон Карлос» и «Травиата» Верди (Родриго и Жорж Жермон), в концертных программах с оркестрами под управлением Клаудио Аббадо, Эндрю Дэвиса, Кента Нагано, Дитриха Фишера-Дискау, Кристиана Тилемана, Дэниела Хардинга, Зубина Меты, Антонио Паппано, а также с многочисленными лидерабендами и авторскими программами, среди которых «Марафон Гуго Вольфа», «Запрещены и изгнаны» (посвящена композиторам – жертвам нацизма) и «Слышу, поет Америка» (песни на стихи американских поэтов). 

    В 1999 году Томас Хэмпсон дебютировал в партии Вольфрама («Тангейзер» Вагнера) и вскоре исполнил роль Амфортаса («Парсифаль» Вагнера) в Парижской опере и театре Ковент-Гарден (2001). В последующие годы артист представил целый ряд мировых премьер: исполнил вокальные циклы «Шесть стихотворений Ницше» Вольфганга Рима (2002), «Письма Линкольна» Майкла Доэрти (2009) и Civil Words Дженнифер Хигдон (2015), главные роли в операх «Великан из Штейнфельда» Фридриха Церхи (2002), «Сердце солдата» Кристофера Теофанидиса (2011, к 10-летию событий 11 сентября 2001 года), «Южный полюс» Мирослава Срнки (2016), «Адриан» Руфуса Уэйнрайта (2018), «Феникс» Тарика О’Регана (2019). В апреле 2022 года Томас Хэмпсон выступит в партии Яна Вермеера в опере Стефана Вирта «Девушка с жемчужной сережкой» (мировая премьера) на сцене Цюрихской оперы. 

    Среди наиболее заметных недавних событий – европейское турне Хэмпсона с оркестром «Амстердамская симфониетта», выступление на открытии сезона 2020/21 Филармонического оркестра Осло, дебют в партии Дона Альфонсо («Так поступают все женщины») под управлением Зубина Меты на сцене театра «Флорентийский музыкальный май», ежегодный образовательный проект «Неделя Шуберта» в Булезовском зале в Берлине, а также программа музыки Малера в Вильнюсе, ряд концертов на фестивале в Вербье и выступление с Андрашем Шиффом на фестивале в Цинандали (Грузия). 

    В 2003 году Томас Хэмпсон основал фонд Hampsong, миссия которого – способствовать диалогу и взаимопониманию различных культур посредством песенного искусства. Его международные мастер-классы транслируются на портале Medici.tv и стриминговых каналах Манхэттенской школы музыки и фонда Hampsong. В 2010 году Хэмпсон первым в мире провел мастер-класс по музыке онлайн и продолжает работать над развитием дистанционного обучения в сфере искусств и гуманитарных наук. 

    Томас Хэмпсон – лауреат множества наград и почетных званий, среди них – премия «Живая легенда» Библиотеки Конгресса, премия Консертгебау, награда ECHO Klassik в номинации «Певец года» (четырежды), Медаль имени Гуго Вольфа; он введен в Зал славы журнала Gramophone. Почетный профессор Гейдельбергского университета, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне, член Американской академии наук и искусств. Помимо нескольких почетных докторских степеней, он удостоен почетных званий каммерзингера Венской государственной оперы и командора ордена Искусств и изящной словесности Франции. Соучредитель и художественный руководитель Гейдельбергской вокальной академии.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    26 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 января в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    18 февраля в 19:00