Вивальди – «Олимпиада»

понедельник, 19:00

В программе:

Вивальди
«Олимпиада», опера в концертном исполнении (Российская премьера)

Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент продан

В письме от 2 января 1739 года, адресованному маркизу Гвидо ди Бентивольо – одному из меценатов, поддерживающих его оперные начинания, Антонио Вивальди называет себя автором девяносто четырех опер – что, даже учитывая его невероятную творческую плодовитость, предстает цифрой поистине фантастической. Вероятно, обладающий бурной фантазией венецианский композитор несколько преувеличил свои заслуги или намеренно поменял местами две цифры. Спустя два с половиной века после его смерти исследователи-музыковеды насчитали сорок девять произведений в оперном жанре, к которым имел отношении Вивальди, – включая утерянные опусы и оперы-пастиччо, где усилиями композитора объединены арии разных авторов, включая его собственные.

Но даже 49 опер – весьма внушительное число, и тем более парадоксальным кажется факт, что оперы Вивальди по-настоящему начали находить путь назад на оперную сцену из архивной пыли забвения лишь в последние тридцать лет, на стыке двух тысячелетий: уже после того, как мир музыки пережил бурный генделевский ренессанс и сочинения Монтеверди прочно утвердились в репертуаре мировых театров. Сыграл большую роль и тот факт, что для всего мира Вивальди был прежде всего гениальным автором инструментальных концертов: не случайно «Времена года» на протяжении многих десятилетий называют самым популярным произведением классической музыки.

Слава Вивальди-скрипача и автора «Времен года» во многом скрыла от слушательской аудитории его прочие дарования – в первую очередь, выдающегося оперного композитора и не менее выдающегося антрепренера и учителя пения. Впрочем, оперный путь Вивальди с момента его дебюта в театре Виченцы в 1713 с оперой «Отон на вилле» не был усеян розами. Более того, несмотря на свое венецианское происхождение и всеевропейскую известность, именно в родном городе ему приходилось отчаянно пробираться «через тернии к звездам», чтобы отстоять право работать в самом престижном и востребованном жанре. История создания «Олимпиады» для венецианского карнавала 1734 года – тому яркий пример.

К моменту премьеры произведения 17 февраля 1734 года в небольшом театре Сан-Анжело, где композитор также исполнял функции директора и художественного руководителя, Вивальди был в глазах венецианской знати маргинальным и во многом старомодным автором. Он состоял в оппозиции к влиятельному семейству Гримани, определявшему театральные вкусы города на Лагуне, а значит, его произведения никогда не попадали на сцену главного венецианского театра Сан Джованни Кризостомо, созданного и функционировавшего на деньги Гримани. В то время как Сан Джованни Кризостомо утверждал моду на самых «прогрессивных» молодых авторов неаполитанской оперной школы и ангажировал самых дорогостоящих певцов, 55-летний Вивальди противостоял этому оперному колоссу, представляя собственные произведения в относительно небольшом театре Сан-Анжело и привлекая молодых, только подступающих к своему творческому зениту певцов.

Хотелось ли Вивальди покорить главную венецианскую оперную вершину, театр Гримани, или оперным амбициям композитора хватало периферии венецианской театральной жизни? Скорее первое: его обращение к «Олимпиаде», только что созданному либретто самого прогрессивного автора современности Пьетро Метастазио, считавшегося пророком нового оперного стиля, явно было направлено на то, чтобы обратить на себя внимание сильных мира сего. Одно из самых популярных либретто XVIIIстолетия, «Олимпиада» за неполные 85 лет использовалась в качестве литературной основы для примерно 70 (!) опер: первым композитором, положившим легендарный текст на музыку, был Антонио Кальдара в Вене в 1733 году, последним – Иоганн Непомук фон Пойсль в Мюнхене в 1815 году.

Вивальди получил доступ к либретто сразу после Кальдары, что говорит о его деловой хватке и амбициях: уже потом на текст «Олимпиады» создавали свои оперы Перголези, Лео, Орландини, Галуппи, Хассе, Траэтта, Йомелли и другие прославленные авторы. Композитор явно хотел избавиться от уничижительного эпитета «старомодный» – в противовес своим более молодым коллегам – с помощью нового, только что написанного текста, утверждавшего новые эстетические требования для жанра operaseria, серьезной оперы: драматургическую стройность сюжетной композиции, отсутствие фантастических и волшебных элементов в сюжетной канве, избегание смешения серьезного и комического в повествовании.

Соответственно духу этой новой эстетики, в которой так преуспели композиторы неаполитанской школы (вышеупомянутые Джованни Батиста Перголези и Леонардо Лео, а также Леонардо Винчи и Иоганн Адольф Хассе), несколько изменился и характер вивальдиевской музыки. В ней по-прежнему безошибочно опознается безбрежная фантазия Вивальди, мастера эффектных контрастов и гения инструментовки, но шквальная виртуозность вокального письма становится более умеренной, уступая больше места восхитительным по красоте и умиротворенности лирическим эпизодам: контраст хорошо заметен даже с написанным за семь лет до «Олимпиады» «Неистовым Роландом» (опера исполнялась в рамках абонемента «Оперные шедевры» в мае 2019 года). Драматическое мастерство Метастазио, его детально прорисованные характеры помогли композитору создать одну из самых цельных и гармоничных его опер; в XXIвеке она вновь предстала перед поклонниками вивальдиевской музыки во всем блеске своей театральности. 

Михаил Фихтенгольц