В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетУважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент №5:
Оперные шедевры
В письме от 2 января 1739 года, адресованному маркизу Гвидо ди Бентивольо – одному из меценатов, поддерживающих его оперные начинания, Антонио Вивальди называет себя автором девяносто четырех опер – что, даже учитывая его невероятную творческую плодовитость, предстает цифрой поистине фантастической. Вероятно, обладающий бурной фантазией венецианский композитор несколько преувеличил свои заслуги или намеренно поменял местами две цифры. Спустя два с половиной века после его смерти исследователи-музыковеды насчитали сорок девять произведений в оперном жанре, к которым имел отношении Вивальди, – включая утерянные опусы и оперы-пастиччо, где усилиями композитора объединены арии разных авторов, включая его собственные.
Но даже 49 опер – весьма внушительное число, и тем более парадоксальным кажется факт, что оперы Вивальди по-настоящему начали находить путь назад на оперную сцену из архивной пыли забвения лишь в последние тридцать лет, на стыке двух тысячелетий: уже после того, как мир музыки пережил бурный генделевский ренессанс и сочинения Монтеверди прочно утвердились в репертуаре мировых театров. Сыграл большую роль и тот факт, что для всего мира Вивальди был прежде всего гениальным автором инструментальных концертов: не случайно «Времена года» на протяжении многих десятилетий называют самым популярным произведением классической музыки.
Слава Вивальди-скрипача и автора «Времен года» во многом скрыла от слушательской аудитории его прочие дарования – в первую очередь, выдающегося оперного композитора и не менее выдающегося антрепренера и учителя пения. Впрочем, оперный путь Вивальди с момента его дебюта в театре Виченцы в 1713 с оперой «Отон на вилле» не был усеян розами. Более того, несмотря на свое венецианское происхождение и всеевропейскую известность, именно в родном городе ему приходилось отчаянно пробираться «через тернии к звездам», чтобы отстоять право работать в самом престижном и востребованном жанре. История создания «Олимпиады» для венецианского карнавала 1734 года – тому яркий пример.
К моменту премьеры произведения 17 февраля 1734 года в небольшом театре Сан-Анжело, где композитор также исполнял функции директора и художественного руководителя, Вивальди был в глазах венецианской знати маргинальным и во многом старомодным автором. Он состоял в оппозиции к влиятельному семейству Гримани, определявшему театральные вкусы города на Лагуне, а значит, его произведения никогда не попадали на сцену главного венецианского театра Сан Джованни Кризостомо, созданного и функционировавшего на деньги Гримани. В то время как Сан Джованни Кризостомо утверждал моду на самых «прогрессивных» молодых авторов неаполитанской оперной школы и ангажировал самых дорогостоящих певцов, 55-летний Вивальди противостоял этому оперному колоссу, представляя собственные произведения в относительно небольшом театре Сан-Анжело и привлекая молодых, только подступающих к своему творческому зениту певцов.
Хотелось ли Вивальди покорить главную венецианскую оперную вершину, театр Гримани, или оперным амбициям композитора хватало периферии венецианской театральной жизни? Скорее первое: его обращение к «Олимпиаде», только что созданному либретто самого прогрессивного автора современности Пьетро Метастазио, считавшегося пророком нового оперного стиля, явно было направлено на то, чтобы обратить на себя внимание сильных мира сего. Одно из самых популярных либретто XVIIIстолетия, «Олимпиада» за неполные 85 лет использовалась в качестве литературной основы для примерно 70 (!) опер: первым композитором, положившим легендарный текст на музыку, был Антонио Кальдара в Вене в 1733 году, последним – Иоганн Непомук фон Пойсль в Мюнхене в 1815 году.
Вивальди получил доступ к либретто сразу после Кальдары, что говорит о его деловой хватке и амбициях: уже потом на текст «Олимпиады» создавали свои оперы Перголези, Лео, Орландини, Галуппи, Хассе, Траэтта, Йомелли и другие прославленные авторы. Композитор явно хотел избавиться от уничижительного эпитета «старомодный» – в противовес своим более молодым коллегам – с помощью нового, только что написанного текста, утверждавшего новые эстетические требования для жанра operaseria, серьезной оперы: драматургическую стройность сюжетной композиции, отсутствие фантастических и волшебных элементов в сюжетной канве, избегание смешения серьезного и комического в повествовании.
Соответственно духу этой новой эстетики, в которой так преуспели композиторы неаполитанской школы (вышеупомянутые Джованни Батиста Перголези и Леонардо Лео, а также Леонардо Винчи и Иоганн Адольф Хассе), несколько изменился и характер вивальдиевской музыки. В ней по-прежнему безошибочно опознается безбрежная фантазия Вивальди, мастера эффектных контрастов и гения инструментовки, но шквальная виртуозность вокального письма становится более умеренной, уступая больше места восхитительным по красоте и умиротворенности лирическим эпизодам: контраст хорошо заметен даже с написанным за семь лет до «Олимпиады» «Неистовым Роландом» (опера исполнялась в рамках абонемента «Оперные шедевры» в мае 2019 года). Драматическое мастерство Метастазио, его детально прорисованные характеры помогли композитору создать одну из самых цельных и гармоничных его опер; в XXIвеке она вновь предстала перед поклонниками вивальдиевской музыки во всем блеске своей театральности.
Михаил Фихтенгольц
Маргерита Мария Сала родилась в Лекко (Италия). Окончила миланскую Школу музыки имени Клаудио Аббадо и в настоящее время совершенствует свое мастерство в Веронской оперной академии под руководством Сони Прины. В 2017 году артистка окончила двухлетний курс Академии хорового дирижирования под руководством Марко Беррини. Завоевала I премию и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе исполнителей барочной оперы имени Антонио Чести в Инсбруке (2020) и специальный приз на фестивале Resonanzen в венском Концертхаусе.
В 2017 году приняла участие в мировой премьере комической оперы «Похищенная бадья» Жюля Бургмейна (псевдоним Джулио Рикорди), организованной в честь 105-й годовщины со дня смерти композитора и издателя. Запись оперы, прозвучавшей в миланском Зале Верди под управлением Альдо Сальваньо, была выпущена фирмой Dynamic. В 2019 году по приглашению ассоциации VoceAllOpera Маргерита Мария исполнила партию Оттона в опере «Коронация Поппеи» Монтеверди.
В числе наиболее значительных событий сезона 2019/20 – «Маленькая торжественная месса» Россини в Цуге (Швейцария), «Орест» Генделя (Филоктет) с оркестром Il Pomo d'Oro под управлением Максима Емельянычева в парижском Театре Елисейских Полей, на сцене Эссенской филармонии и в Тулузе, «Идальма» Бернардо Пасквини (Ирен) под управлением Алессандро де Марки на фестивале старинной музыки в Инсбруке.
Среди недавних и предстоящих ангажементов артистки – оратория «Представление о душе и теле» Кавальери (партия Наслаждения) в постановке Джованни Антонини и Роберта Карсена на сцене Театра ан дер Вин, «Орфей» Монтеверди (Надежда) в постановке Оттавио Дантоне и Пьера Луиджи Пицци в Равенне, «Олимпиада» Вивальди (концертное исполнение) в Зале имени Чайковского под управлением Федерико Марии Сарделли. Кроме того, певица даст сольный концерт в Зале Моцарта венского Концертхауса и примет участие в мировой премьере оперы Джузеппе Газзаниги «Остров Альцины» с оркестром L'Arte del Mondo под управлением Вернера Эрхарда в Шветцингене и Байройте (запись выйдет под лейблом Sony).
Шакед Бар окончила бакалавриат Иерусалимской академии музыки и танца и магистратуру Джульярдской школы в Нью-Йорке, где училась у Эдит Берс. В последние несколько лет певица сотрудничает с итальянской певицей Соней Приной (контральто). В 2016 году была удостоена Премии имени Сельмы и Леона Фишбахов на вокальном конкурсе в рамках Генделевского фестиваля в Лондоне.
Шакед Бар исполнила партию сопрано в оратории «Мессия» Генделя под управлением Марка Шапиро в Карнеги-холле, принимала участие в программе «Берлин Курта Вайля» Нью-Йоркского песенного фестиваля в Джульярдской школе под управлением Стивена Блиера. В марте 2019 года в числе лучших выпускников Джульярда выступила в зале Элис Талли. В репертуар артистки вошли также партии Поппеи и Нерона («Коронация Поппеи» Монтеверди), Церлины и Серпетты («Дон Жуан» и «Мнимая садовница» Моцарта).
В сезоне 2020/21 она выступила в партии Дидоны («Дидона и Эней» Пёрселла) в Джульярдской опере, Опере Холланд-Парк (Лондон) и Королевской опере в Версале. Дебютировала в партии Фьордилиджи («Так поступают все женщины» Моцарта) под управлением Фабио Луизи на Фестивале в долине Итрии, затем была приглашена исполнить партию сопрано в Реквиеме Моцарта в сопровождении Международного оркестра Италии под управлением Луизи. Недавно певица дебютировала в Нью-Йорке в партии Филлиды («Аминта и Филлида» Генделя) под управлением Уильяма Кристи.
В ближайших планах певицы – исполнение заглавной партии в опере «Аргиппo» Вивальди с оркестром «Галантная Европа» под управлением Фабио Бьонди и партии Роксаны в опере «Камбиз» Доменико Скарлатти в постановке театра Киля под управлением Алессандро Кварта, а также концерт с ансамблем «Солисты барокко Дармштадта» в рамках фестиваля «Дни барокко в Дармштадте».
Мария Остроухова родилась в 1991 году в Москве. Окончила МССМШ имени Гнесиных по классу фортепиано, затем поступила в Московскую консерваторию. В 2012–2015 гг. училась на вокальном факультете лондонского Королевского музыкального колледжа. Лауреат Лондонского вокального конкурса Генделя (2015, II премия), конкурса Competizione dell’Opera, проходившего в Москве (2016, специальный приз), финалист лондонского конкурса «Премия Кэтлин Ферриер» (2019).
Пела в Опере Тенерифе, Брукнерхаусе в Линце, Королевском Фестивал-холле в Лондоне, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве; на Фестивале в Райдейле, Оперном фестивале в Лонгборо, Генделевских фестивалях в Лондоне и Галле. В 2019 году выступала в Театро Комунале в Болонье, на Международном музыкальном фестивале «Евразия» в Екатеринбурге, в 2020–2021 годах сотрудничала с театрами Operá Nomade (Франция) и Grange Park Opera (Великобритания).
В репертуаре певицы – партии Октавии («Коронация Поппеи» Монтеверди), Брадаманты и Арсака («Альцина» и «Ормизда» Генделя), Эмирены («Адриан в Сирии» Перголези), Изабеллы и Анджелины («Итальянка в Алжире» и «Золушка» Россини), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Третьей дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Миссис Херринг («Альберт Херринг» Бриттена), Альбино (оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе); Stabat Mater Перголези, Реквиемы Моцарта, Михаэля Гайдна, Верди, Вторая симфония Малера, оратория «Плач пророка Иеремии» и «Свадебка» Стравинского, циклы «Дневник исчезнувшего» Яначека, «Песни Неруды» Либерсона и др.
Осуществила драматическую постановку вокального цикла «Ярави: Песнь любви и смерти» Мессиана. Сотрудничает с дирижерами Массимо Дзанетти, Владимиром Юровским, Дмитрием Лиссом, Александром Рудиным, Василием Петренко и другими.
Дарья Телятникова родилась в 1988 году в Челябинской области. В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2007), дипломант и обладательница двух специальных премий Международного конкурса молодых оперных певцов имени Риккардо Дзандонаи (Рива-дель-Гарда, Италия, 2010), победительница I Интернет-конкурса оперных исполнителей RuOperA (2020).
В 2010–2012 гг. – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2011 году дебютировала в Мариинском театре (Николетта в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), в 2013 г. – в Большом театре России (Кушетка, Кошка, Белка и Пастух в опере «Дитя и волшебство» Равеля), на сцене которого также исполняла партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Лауры («Иоланта» Чайковского), Дидоны, Первой и Второй ведьмы («Дидона и Эней» Пёрселла). В сезоне 2012/13 была артисткой Международной оперной студии в Цюрихе. С 2013 года – солистка Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В репертуаре певицы также Марцеллина, Церлина, Секст и Дорабелла («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Так поступают все женщины» Моцарта), Сметон («Анна Болейн» Доницетти), Альцина и Арджена («Неистовый Роланд» и «Олимпиада» Вивальди), Гоффредо («Ринальдо» Генделя), Полина и Ольга («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского), Амитта («Терпеливый Сократ» Телемана), Цветочная Дева / Паж («Парсифаль» Вагнера) и другие партии, произведения кантатно-ораториального жанра. Участвовала в постановке оперы «Для "Черного квадрата"» Ильи Демуцкого.
Принимала участие в фестивале «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале камерной музыки «Возвращение» в Москве; выступала на сценах Театра Комунале Феррары (Италия), Берлинской филармонии, концертного зала Мегарон (Афины), парижского Музыкограда (Cité de la Musique) и Театра Елисейских Полей, концертного зала Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон), зала Bozar(Брюссель), концертного зала KKL (Люцерн), венского Концертхауса, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого зала Московской консерватории, МКЗ «Зарядье», Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Дома Радио, Новосибирской государственной филармонии, частной филармонии «Триумф» (Пермь).
Сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Марко Замбелли, Петер Нойман, Николай Шепс-Цнайдер, Фабио Луизи, Уильям Лейси, Стефано Монтанари, Юрий Башмет, Дмитрий Синьковский, Иван Великанов, Кристофер Мулдс, Филипп Чижевский, Валентин Урюпин, Федерико Мария Сарделли. Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, оркестром musicAeterna, камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» и Musica Viva, ансамблями il Pomo d'Oro, Questa Musica.
Ана Мария Лабин родилась в Румынии, музыкальное образование получила в Швейцарии. В 2006 году завоевала I премию на I Международном конкурсе имени Эрнста Хефлигера в Берне и дебютировала в партии Валансьенны («Веселая вдова» Легара) на сцене миланского театра Ла Скала.
Известность получила как яркая исполнительница музыки Моцарта. Выступала в партиях Графини («Свадьба Фигаро»), Донны Анны («Дон Жуан») и Фьордилиджи («Так поступают все женщины») в Опере Версаля, на фестивалях в Дроттнингхольме (Швеция), Моцартовском фестивале в Вюрцбурге и имени Энеску в Бухаресте. Партию Донны Анны пела также на Глайндборнском фестивале, партию Графини – в Сословном театре в Праге, Большом театре в Лидсе и Кёльнской опере, Арминды («Мнимая садовница») – на фестивале в Экс-ан-Провансе и в Опере Тулона, Целии («Луций Сулла») – на Моцартовском фестивале в Мангейме, Констанцы («Похищение из сераля») – в Глайндборне, Первой дамы («Волшебная флейта») – на фестивале в Экс-ан-Провансе и в Баварской государственной опере. В 2019 году дебютировала в партии Памины («Волшебная флейта») на оперном фестивале в Санкт-Маргаретене (Австрия).
В репертуаре певицы также множество произведений эпохи барокко. Она выступала в роли Армиды («Ринальдо» Генделя) на Глайндборнском фестивале, Вагоя («Торжествующая Юдифь» Вивальди) в Театре Елисейских Полей, Манто («Ниоба, царица Фиванская» Стеффани) на фестивале в Шветцингене, Гиневры («Ариодант» Генделя) в Париже, Тулузе, Бордо, Кёльне, Гамбурге и Гренобле, Галатеи («Ацис и Галатея» Генделя). Участвовала в исполнении оратории «Страсти по Брокесу» на Генделевском фестивале в Гёттингене, кантат И. С. Баха в Милане, «Магдалина у гроба» и Stabat Mater Перголези на фестивале в Ла Шез-Дьё, кантаты «Ино» Телемана на фестивалях «Музыкальные дни» в Касселе и имени Телемана в Магдебурге (запись вышла под лейблом Sony/Deutsche Harmonia Mundi) и мотета In furore iustissimae irae Вивальди в Италии и Турции.
На фестивале барочной оперы в Боне (Франция) выступала в партиях Ромильды («Ксеркс» Генделя), Леокасты («Юстин» Вивальди), Красоты («Триумф Времени и Разочарования» Генделя), Эсилены («Родриго» Генделя), Семелы («Семела» Генделя). В Боне также исполнила сольную программу из арий Моцарта с пианистом Антуаном Паллоком. На фестивале Гайдна в Айзенштадте пела в операх «Армида» (заглавная партия) и «Душа философа, или Орфей и Эвридика» (Эвридика), в Брюле выступила в опере «Истинное постоянство» (Баронесса Ирена); участвовала в исполнении ораторий Гайдна «Возвращение Товии» и «Сотворение мира» в венском Концертхаусе и «Времена года» во Дворце конгрессов в Инсбруке, в программе «Легар-гала» в дрезденской Земпер-опере и в новогоднем туре по Японии оркестра венской Народной оперы.
Ана Мария Лабин сотрудничала с известными коллективами и дирижерами, в числе которых Лоуренс Каммингс, Владимир Юровский, Кристиан Тилеман, Энрико Онофри, Клаус Петер Флор, ансамбль Matheus и Жан-Кристоф Спинози, Оркестр Бальтазара Ноймана и Томас Хенгельброк, «Музыканты Лувра» и Марк Минковски, Английский камерный оркестр и Рэймонд Леппард, Ghislieri Consort и Джулио Пранди, La Stagione и Михаэль Шнайдер, The English Concert и Гарри Бикет, Accademia Bizantina и Оттавио Дантоне, Les Accents и Тибо Ноалли, Millenium Orchestra и Леонардо Гарсия Аларкон, Capella Augustina и Андреас Шперинг, «Филармония имени Гайдна» и Адам Фишер, Boston Baroque и Мартин Перлман, Collegium Vocale Gent и Филипп Херревеге, Малеровский камерный оркестр и Антонелло Манакорда и многие другие.
В концертном репертуаре певицы – Большая месса до минор и «Торжественная вечерня проповедника» Моцарта, «Сцена Береники» Гайдна, концертные арии и Месса до мажор Бетховена, «Четыре последние песни» Р. Штрауса. Участвовала в премьерах произведений современных авторов: «Волосы Вероники» для сопрано с оркестром Доминика Лёметра с Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения (дирижер –
Даниэль Кавка), вокальный цикл Ришара Дюбюньона с Национальным оркестром Монпелье (дирижер – Ален Альтиноглу) на фестивале современной музыки Presences Радио Франс и сочинения Беата Фуррера с оркестром цюрихского Тонхалле (дирижер – Давид Цинман) в Цюрихе, где также спела Секвенцию № 3 для голоса соло Лючано Берио.
В новом сезоне певица участвует в исполнении оратории «Триумф Времени и Разочарования» в Парижской филармонии и Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве (с ансамблем Les Accents, дирижер – Тибо Ноалли), вновь сотрудничает с «Музыкантами Лувра» и Марком Минковски в трилогии опер Моцарта («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан») в Национальной опере Бордо и театре Лисеу в Барселоне, выступает в «Дон Жуане» на фестивале «Встречи в Галилее» в Акко (Израиль), в Девятой симфонии Бетховена в Вуппертале, Люцерне и Кёльне (дирижеры – Марио Венцаго и Патрик Хан) и в Реквиеме Моцарта в Гааге с хором Cappella Amsterdam и гаагским Королевским оркестром «Резиденси» (дирижер – Ричард Эгарр).
Выпускник Академии вокального искусства в Филадельфии, Андре Курвиль привлек внимание публики исполнением ведущих партий в операх «Фауст» Гуно (Мефистофель), «Итальянка в Алжире» Россини (Мустафа), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (Раймондо). Он завоевал награды на восьми национальных и международных вокальных состязаниях, в числе которых конкурс Общества поддержки исполнительских искусств Закари в Лос-Анджелесе (I премия) и конкурс вокалистов фонда Герды Лисснер в Нью-Йорке (Высшая премия).
В минувших сезонах Андре Курвиль исполнял партии Мазетто («Дон Жуан» Моцарта) в Опере Далласа, лорда Сесила («Мария Стюарт» Доницетти) в Опере Цюриха, Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта) в опере Аризоны и в Государственной опере Карлсруэ, Базилио («Севильский цирюльник» Россини) в Национальной опере Бордо, Лепорелло («Дон Жуан») в Оперном театре Гуанчжоу, Верховного жреца мексиканцев («Фернан Кортес» Спонтини) во Флорентийской опере, Пьетро («Симон Бокканегра» Верди) в Руанской опере в Нормандии, Цуниги («Кармен» Бизе) в Опере Цинциннати, Маркиза («Травиата» Верди) в Опере Санта-Фе, Тюремщика («Тоска», концертное исполнение) с Филадельфийским оркестром под управлением Янника Незе-Сегена.
Не менее востребован певец в концертном репертуаре. После дебюта в нью-йоркском Карнеги-холле он несколько лет выступал в этом зале в программах оркестра Нью-Йоркской оперы. Недавно исполнил главную партию в оратории «Илия» Мендельсона с Симфоническим оркестром Колумбуса, партии баса в Большой мессе до минор Моцарта на фестивале в Сполето и Кантате № 150 Баха с Филадельфийским оркестром.
Среди недавних и предстоящих ангажементов артиста – «Мадам Баттерфляй» Пуччини и «Ромео и Джульетта» Беллини во Флорентийской опере, «Богема» Пуччини (Колен) в Опере Цинциннати, «Золушка» Россини (Алидоро) и «Парсифаль» Вагнера (Титурель) в Большой опере Хьюстона, «Олимпиада» Вивальди (Клистен) в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, а также дебют на оперном фестивале в Беркшире (заглавная роль в опере «Дон Жуан» Моцарта).
Родился в 1984 году в Молдове. Окончил Музыкальный колледж имени Штефана Няги в Бельцах, затем кишиневскую Академию музыки, театра и изобразительного искусства (класс профессора Виктории Слюсаревской).
В 2005–2007 гг. участвовал в студенческом фестивале «Мэрцишор» (Кишинев); был солистом Национального театра оперы и балета Республики Молдова. В 2011 году принят в Молодежную оперную программу Большого театра России. Участвовал в мастер-классах Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Ирины Богачевой, Джулио Дзаппы, Алессандро Аморетти. В 2013–2017 г. – солист оперной труппы Большого театра.
Лауреат международных конкурсов «Романсиада» (ΙΙΙ премия, 2008), имени М. И. Глинки (III премия, 2011), «Новые голоса» в Гютерсло, Германия (II премия, 2021), дипломант конкурса имени Хариклеи Даркле в Румынии (2010), лауреат III премии Дельфийский игр в Саратове (2008).
Выступал в Опере Анже и Нанта, Большом театре Варшавы, Опере Ниццы, Михайловском театре в Санкт-Петербурге, на Бакстонском международном фестивале, Россиниевском фестивале в Пезаро, Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, Большом фестивале Российского национального оркестра, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ.
Исполнял партии Гремина («Евгений Онегин» Чайковского) и Императора («Соловей» Стравинского) в Канадской опере, партию Раймондо («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Опере Монреаля и Опере Цюриха. Принимал участие в исполнении Реквиема Верди с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты, оперы «Царь Эдип» Стравинского с Симфоническим оркестром Лейпцигского радио под управлением Ристо Йоста, «Нельсон-мессы» Гайдна с Оркестром эпохи Просвещения под управлением Пола Гудвина на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Также в репертуаре певца – Сальери, Малюта/Собакин, Полкан («Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Золотой петушок» Римского-Корсакова), Бартоло, Орой, Орбаццано («Севильский цирюльник», «Семирамида», «Танкред» Россини), Спарафучиле, Банко, Монах («Риголетто», «Макбет», «Дон Карлос» Верди), Король Рене («Иоланта» Чайковского), Публий, Зарастро, Дон Альфонсо, Бартоло/Фигаро («Милосердие Тита», «Волшебная флейта», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Матвей Виссман, Фарфарелло («Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Анджелотти, Коллен («Тоска», «Богема» Пуччини), Граф Рудольф («Сомнамбула» Беллини), Лейтенант Рэтклифф («Билли Бадд» Бриттена) и другие партии.
В 2020 году компания PentaToneвыпустила запись 13-й симфонии Шостаковича («Бабий Яр») в исполнении Олега Цыбулько и Российского национального оркестра под управлением Кирилла Карабица. Певец сотрудничал также с такими известными дирижерами, как Василий Синайский, Геннадий Рождественский, Алан Бурибаев, Альберто Дзедда, Антонино Фольяни, Михаэль Гюттлер, Кристофер Мулдс, Лоран Кампеллоне, Джулиан Рейнольдс, Федерико Мария Сарделли, Уильям Лэйси, Туган Сохиев, Энрике Маццола, Василий Петренко, Энтони Уокер, Александр Ведерников.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Флейтист, дирижер, музыковед, художник, публицист и писатель Федерико Мария Сарделли родился в 1963 году в Ливорно (Италия). Изучал философию в Университете Пизы. В 1984 году основал оркестр старинных инструментов Modo Antiquo, с которым на протяжении многих лет выступает на известных европейских фестивалях и в самых престижных залах мира. Как приглашенный дирижер регулярно выступает с такими коллективами, как оркестр лейпцигского Гевандхауса, Государственная капелла Галле, Камерная академия Потсдама, Королевский филармонический оркестр Галисии, оркестры фестивалей «Флорентийский музыкальный май» и Арена ди Верона, Камерный оркестр Мантуи. С 2006 года – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Турина.
В дискографии маэстро – более сорока записей, выпущенных фирмами Deutsche Grammophon, Naïve, Sony, Brilliant Classics, Tactus, CPO; дважды номинировался на премию «Грэмми». Международными призами отмечены многие записи Сарделли из полной антологии сочинений Вивальди (Naïve). В частности им впервые исполнены и записаны оперы Вивальди «Арсильда, королева Понтийская», «Неистовый Роланд» (редакция 1714 года), «Тит Манлий», «Монтесума» и «Атенаида».
Среди ангажементов дирижера в последние сезоны – постановка «Дидоны и Энея» Пёрселла в Королевском театре Турина, выступления на фестивале Доницетти в Бергамо, концертное исполнение опер «Альцина» и «Тезей» Генделя, а также «Неистовый Роланд» Вивальди в рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры», программа сочинений Гайдна с Российским национальным оркестром, постановки опер «Сон Сципиона», «Король-пастух» и «Милосердие Тита» Моцарта на фестивале «Флорентийский музыкальный май».
Дирижер уделяет много времени музыковедческой деятельности, является автором научных публикаций и книг, входит в научный комитет Итальянского института Антонио Вивальди, с 2007 года возглавляет издание каталога его сочинений. В 2009 году удостоен почетного знака Gonfalone d'Argento (Серебряный гонфалон), присуждаемого правительством Тосканы за выдающийся вклад в науку и искусство.