Ж.-Ф. Рамо. «Воображаемая симфония с голосом». Оркестр «Музыканты Лувра» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Ж.-Ф. Рамо. «Воображаемая симфония с голосом».
    Оркестр «Музыканты Лувра»

    9 февраля 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рамо
    «Воображаемая симфония с голосом» (составлена оркестром из фрагментов оперной и балетной музыки Рамо)

    Концерт в одном отделении



    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №3:

    Вершины мастерства барокко. Часть вторая. Франция

    «Музыканты Лувра»

    Оркестр «Музыканты Лувра» основан в 1982 году в Париже дирижером Марком Минковски. C самого начала целью коллектива было возрождение интереса к музыке барокко во Франции и ее исторически корректное исполнение на инструментах соответствующей эпохи. За несколько лет оркестр завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов музыки барокко и классицизма, сумев привлечь к ней огромное внимание слушателей во всем мире. Репертуар «Музыкантов Лувра» поначалу составляли сочинения Шарпантье, Люлли, Рамо, Маре, Муре, затем его пополнили оперы Глюка и Генделя, в том числе редко исполняемые тогда («Тезей», «Амадис Гальский», «Ричард Первый» и др.), позже – музыка Моцарта, Россини, Берлиоза, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Форе, Чайковского, Стравинского.

    В 1992 году при участии «Музыкантов Лувра» состоялось открытие Фестиваля музыки барокко в Версале («Армида» Глюка), в 1993 году – открытие обновленного здания Лионской оперы («Фаэтон» Люлли). Тогда же оратория «Святой Иоанн Креститель» Страделлы, записанная оркестром под управлением Марка Минковски с участием международной команды солистов, была отмечена журналом Gramophone как «лучшая вокальная запись музыки барокко». В 1999 году в сотрудничестве с фотографом и кинорежиссером Уильямом Кляйном «Музыканты Лувра» создали киноверсию оратории «Мессия» Генделя; дебютировали с оперой «Платея» Рамо в Зальцбурге (Фестиваль на Пятидесятницу), где в последующие годы представляли сочинения Генделя («Ариодант», «Ацис и Галатея»), Глюка («Орфей и Эвридика»), Оффенбаха («Перикола»). 

    В 2005 году оркестр впервые выступил на летнем Зальцбургском фестивале («Митридат, царь Понтийский» Моцарта), куда позже неоднократно возвращался с крупными произведениями Генделя, Моцарта, Гайдна. В том же году создана «Мастерская "Музыкантов Лувра"» – масштабный просветительский проект для привлечения молодой публики на концерты академической музыки – и выпущен CD «Воображаемая симфония» с оркестровой музыкой Рамо: эта программа «Музыкантов Лувра» стала одной из самых востребованных. В 2009–2013 гг. действовал эксклюзивный контракт коллектива с фирмой Naïve, выпустившей записи «Лондонских симфоний» Гайдна, всех симфоний Шуберта, «Летучего голландца» Вагнера, сочинений Пёрселла, Генделя, Берлиоза. 

    Оперные постановки и концертные исполнения опер с участием «Музыкантов Лувра» пользуются огромным успехом. Среди них «Коронация Поппеи» Монтеверди и «Похищение из сераля» Моцарта (Экс-ан-Прованс), «Так поступают все женщины» Моцарта и «Орфей и Эвридика» Глюка (Зальцбург), «Альцеста» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Кармен» Бизе, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Феи» Вагнера (Париж), трилогия Моцарта – да Понте (Версаль), «Армида» (Вена), «Летучий голландец» (Версаль, Гренобль, Вена, Барселона). В 2010 году «Музыканты Лувра» стали первым в истории Венской государственной оперы оркестром, приглашенным для участия в спектакле («Альцина» Генделя). 

    Оркестр гастролировал в странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки. В числе важнейших ангажементов последних лет – концертные исполнения «Сказок Гофмана» в Бремене и Баден-Бадене, постановки «Периколы» в опере Бордо (запись издана на CD) и «Манон» Массне в Опера Комик, европейское турне с оперой «Ариодант» в концертном исполнении, участие в постановке «Мессии» Генделя на зимнем фестивале в Зальцбурге. Среди событий сезона 2021/22 – турне «Воображаемая симфония с голосом» (Гренобль, Тулуза, Москва, Версаль), «Платея» в Парижской национальной опере, «Парижская жизнь» Оффенбаха в Театре Елисейских Полей, концертные программы с сочинениями Вивальди, Генделя, Порпоры, Перголези, Моцарта, Оффенбаха. 

    В сезоне 1996/97 коллектив переехал в Гренобль, где до 2015 года получал поддержку городского правительства, нося в этот период имя «Музыканты Лувра – Гренобля». Сегодня оркестр по-прежнему базируется в Гренобле, финансовую поддержку ему оказывают департамент Изер региона Овернь – Рона – Альпы, Министерство культуры Франции и Региональное управление культуры региона Овернь – Рона – Альпы.

    Марк Минковски

    Дирижер, основатель и бессменный руководитель оркестра «Музыканты Лувра», один из крупнейших представителей исторически информированного исполнительства, кавалер Национального ордена Франции «За заслуги» и ордена Почетного легиона, Марк Минковски родился в 1962 году в Париже. Первоначальное музыкальное образование получил как фаготист, выступал в ансамблях Clemencic Consort, Ricercar Consort, Les Arts Florissants. Обучался дирижированию под руководством Шарля Брюка в Школе имени Пьера Монтё (США). В 1982 году в Париже создал оркестр «Музыканты Лувра», сыгравший значительную роль в повышении интереса к музыке барокко, в первую очередь, французского. В 1984 году стал победителем I Международного конкурса исполнителей старинной музыки в Брюгге, в 1990-м был награжден премией «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи как лучший молодой дирижер.

    В 1993 году представил оперу «Фаэтон» Люлли на открытии обновленного здания Лионской оперы. В 1994 году Минковски и «Музыканты Лувра» дебютировали в России, тогда же подписали эксклюзивный контракт с лейблом Archiv Produktion. Их первым релизом стала запись оперы «Ипполит и Арисия» Рамо, впоследствии удостоенная множества наград. Годом позже дирижер впервые выступил в Парижской национальной опере с «Идоменеем» Моцарта, в 1997 году состоялся его триумфальный дебют на летнем Зальцбургском фестивале с «Похищением из сераля». В 1997–1999 гг. был музыкальным руководителем Фламандской оперы, где его репертуар пополнили сочинения XIX века, такие как «Оберон» Вебера и «Золушка» Массне. В 1999 году дирижировал в новой постановке оперы «Коронации Поппеи» Монтеверди на фестивале в Экс-ан-Провансе. 

    В 2000 году Минковски начал исполнение цикла симфоний Бетховена с Малеровским камерным оркестром, завершив его несколько сезонов спустя. В 2003 году дебютировал за пультом Берлинского филармонического оркестра и стал расширять сотрудничество с симфоническими коллективами – среди них Дрезденская государственная капелла, Венский симфонический оркестр, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестр Франкфуртского радио. В 2005–2006 гг. представил оперу «Митридат, царь Понтийский» на Зальцбургском фестивале в рамках полного цикла опер Моцарта, приуроченного к 250-летию со дня рождения композитора. В разные годы здесь под управлением маэстро звучали также опера «Так поступают все женщины» и Месса до минор Моцарта, «Тамерлан» Генделя, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, оратория «Сотворение мира» и избранные симфонии Гайдна, Реквием Форе, сочинения Пёрселла, Генделя, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Грига. 

    В 2007 году маэстро выступил как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (режиссер – Оливье Пи), удостоен за эту работу премии «Золотая маска». В 2011 году впервые провел фестиваль «Ре мажор» на французском острове Иль-де-Ре в Атлантическом океане, ставший ежегодным, тогда же выступил в Санкт-Петербурге с оркестром и хором Мариинского театра. В 2016–2022 гг. – генеральный директор Национальной оперы Бордо. 

    В 2013 году дебютировал за пультом Венского филармонического оркестра. Кроме того, Минковски дирижирует Симфоническим оркестром Би-би-си, Лос-Анджелесским филармоническим, Кливлендским, оркестрами Шведского и Финского радио, Филармоническим оркестром Катара, Токийским столичным симфоническим. В 2008–2012 гг. был музыкальным руководителем оркестра Sinfonia Varsovia. C 2018 года – художественный руководитель оркестра Канадзавы (Япония). 

    В 2013–2017 гг. был художественным руководителем зимнего зальцбургского фестиваля «Неделя Моцарта», где ежегодно выступал с 2007 года; при его участии поставлены оперы «Идоменей» и «Луций Сулла» Моцарта, «Орфей и Эвридика» Глюка, а также спектакли с участием конного театра Бартабаса – «Кающийся Давид» и «Реквием». В сезоне 2014/15 дебютировал в миланском театре Ла Скала («Луций Сулла», «Дитя и волшебство» и «Испанский час» Равеля) и лондонском Королевском театре Ковент-Гарден («Травиата» Верди, «Идоменей» и «Дон Жуан» Моцарта). В 2015–2017 гг. представил трилогию Моцарта – да Понте в Дроттнингхольме (Швеция), затем в Версале. В январе 2020 года маэстро вернулся в Зальцбург как дирижер-постановщик оратории «Мессия» Генделя в оркестровке Моцарта (режиссер – Роберт Уилсон). 

    Минковски сотрудничает с крупнейшими фестивалями и оперными театрами Европы: дирижирует в Брюсселе, Экс-ан-Провансе, Цюрихе, регулярно выступает в Парижской опере, Театре Шатле и Опера Комик, в театрах Венеции, Вены и Амстердама. В его репертуаре – несколько десятков опер Рамо, Генделя, Глюка, Моцарта, Бетховена, Россини, Доницетти, Верди, Гуно, Массне, Мейербера, Оффенбаха, Вагнера (под управлением маэстро прошла французская премьера оперы «Феи»), Буальдьё, Дебюсси, Обера, Тома и других композиторов. 

    Концертный репертуар дирижера включает, помимо музыки барокко, обширный спектр сочинений классико-романтического периода, произведения композиторов ХХ века и наших современников – Джона Адамса, Хенрика Гурецкого, Оливье Грейфа, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса. У дирижера также большая разнообразная дискография; наиболее значительные записи последних лет – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оперы «Летучий голландец» Вагнера в одноактной авторской версии и «Корабль-призрак» Пьера-Луи Дича на этот же сюжет, все симфонии Шуберта, «Лондонские симфонии» Гайдна, DVD со спектаклями «Луций Сулла», «Реквием», «Кающийся Давид», «Трубадур» и др. 

    В числе важнейших недавних событий – «Перикола» Оффенбаха, «Севильский цирюльник» Россини и «Манон» Массне в Опере Бордо, «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Бремене и Баден-Бадене, «Вольный стрелок» Вебера в Берлинской государственной опере, «Фиделио» Бетховена в Большом театре Люксембурга, «Манон» в парижской Опера Комик, «Перикола» в Королевской опере Версаля и «Гугеноты» Мейербера в Большом театре Женевы. 

    Среди ангажементов маэстро в сезоне 2021/22 – «Сказки Гофмана» в Валенсии, трилогия Моцарта – Да Понте в театре Лисеу (Барселона) и Опере Бордо, «Платея» Рамо в Парижской опере и «Роберт-дьявол» Мейербера в Опере Бордо, а также выступления с симфоническими оркестрами Юго-Западного радио Германии и Венского радио, Национальным оркестром Испании, Токийским столичным симфоническим оркестром, Базельским камерным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.

    Тома Долье

    Тома Долье широко востребован во всей Европе как в оперном, так и в концертном репертуаре. В 2008 он был отмечен наградой Victoires de la Musique Classique как наиболее многообещающий молодой исполнитель, с чего началась его успешная карьера. На сценах оперных театров Парижа, Лиона, Бордо, Тулузы, Нанта, Льежа, Кёльна, Цюриха, Берлина певец исполнял партии Абрамана («Зороастр» Рамо), Адамаса и Аполлона («Бореады» Рамо), Гульельмо («Так поступают все женщины» Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Джакомо («Фра-Дьяволо» Обера), Рамиро («Испанский час» Равеля), Фрица («Мертвый город» Корнгольда) и многие другие. Дебютировав в партии Папагено («Волшебная флейта» Моцарта) в Монпелье под управлением Марка Минковски, позже исполнял эту роль в театрах Марселя, Страсбурга, Нанси, Тулона, Авиньона, Бордо и в международном турне (постановка Питера Брука).

    В концертных программах Тома Долье исполнял сольные партии в «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» И. С. Баха, Девятой симфонии Бетховена, оратории «Детство Христа» Берлиоза, «Немецком реквиеме» Брамса, Реквиеме Форе, а также «Песни странствующего подмастерья» Малера, песни Шуберта и Лало. Участвовал в концертных исполнениях опер «Персей» Люлли, «Венецианский карнавал» Кампра, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Остров мечты» Рейнальдо Ана и других. Активно сотрудничает с барочными ансамблями и оркестрами под управлением таких дирижеров, как Эмманюэль Аим, Рафаэль Пишон, Кристоф Руссе, Венсан Дюместр. 

    В дискографии Тома Долье – записи опер Люлли, Рамо, Мондонвиля, Монтеклера, Сальери, Монсиньи, Гретри, Ана, Сен-Санса, «Лебединой песни» Шуберта, сочинений Дюбюньона, Пьерне. 

    Среди ангажементов сезона 2021/22 – постановки «Свадьбы Фигаро» Моцарта (Граф Альмавива) в театре Лисеу (Барселона) и Опере Бордо, «Ринальдо» Генделя (Аргант) в Опере Ренна, концертное исполнение оперы «Абенсераги» Керубини (Визирь) во Дворце искусств в Будапеште, программа «Воображаемая симфония с голосом» с оркестром «Музыканты Лувра».