Персимфанс. Концерт, посвящённый столетию. : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Персимфанс. Концерт, посвящённый столетию.

    13 февраля 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Персимфанс
    Пётр Айду (фортепиано)



    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 2 фа мажор, BWV 1047
    Пендерецкий
    «Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных
    Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    Гершвин
    Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
    Мейтус
    Сюита «На Днепрострое»


    В юбилейной программе Первый симфонический ансамбль передаёт горячий привет Вторсимфансу (Киев), Петросимфансу (Петроград), Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера лейпцигского Гевандхауса и Амсимфансу (Нью-Йорк) 



    Посещение концерта возможно без предъявления цифрового сертификата

    12+

    Абонемент №56:

    Диалоги с ХХ веком

    Персимфанс

    Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан по инициативе Льва Цейтлина в 1922 году. Ученик Леопольда Ауэра и Эжена Изаи, Цейтлин был не только выдающимся солистом-скрипачом, но и признанным лидером симфонических коллективов. Цейтлина называли «лучшим концертмейстером Европы»: он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея Кусевицкого и в Большом театре. Профессор Московской консерватории Цейтлин долгие годы заведовал кафедрой скрипки.

    Персимфанс, московский оркестр без дирижера, очень быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. В подражание и по образцу Персимфанса в 1920-е годы были организованы симфонические ансамбли не только в СССР, но также в Нью-Йорке (American Symphony Ensemble) и Лейпциге (оркестр Гевандхауcа несколько сезонов выступал без дирижера).

    Оркестр стал главной культурной достопримечательностью столицы СССР. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».

    К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики» и Премию Правительства. Ансамбль давал свыше 70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в соседнем с консерваторией Театре Революции, в цехах заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В том же 1927 году концерты Персимфанса начали транслировать по Всесоюзному радио. Аудиозаписи Персимфанса 1920–30-х годов пока не обнаружены. Персимфанс можно увидеть на кинопленке: репетиция Третьего фортепианного концерта Прокофьева с автором за роялем. Именно по приглашению Персимфанса эмигрант Прокофьев приехал в Советский Союз в 1927 году впервые после отъезда за границу десятью годами ранее.

    В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году. Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами. Под его эгидой проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.

    В Москве и Дюссельдорфе в 2017 году прошли совместные акции Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра, приуроченные к 100-летию русской революции, – «Саунд Утопии» и «Нечеловеческая музыка». Сотрудничество двух оркестров продолжилось в 2019 году совместным исполнением «Симфонических танцев» Рахманинова в Московском концертном зале «Зарядье» в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве.

    В июне 2020 года звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила совместный альбом Персимфанса и скрипачки Алёны Баевой с концертами Шумана и Мендельсона (авторская версия 1844 года). К 100-летию Российского академического молодежного театра (РАМТ) в мае 2021 года был выпущен спектакль «Петя, Волк и Володя-музыкант», жанр которого постановщики Егор Перегудов и Пётр Айду обозначили как «симфонический цирк». Музыканты Персимфанса не только играют в нем симфонические сказки Прокофьева («Петя и волк») и Леонида Половинкина («Володя-музыкант» исполняется спустя 85 лет забвения), но и выступают как драматические артисты и выполняют акробатические трюки. 

    Пётр Айду

    Пётр Айду родился в 1976 году в Москве в семье музыкантов. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского. В 2000 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).

    С 1995 года занимался также композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 года – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина. Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства. 

    Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия). Получив стипендиюнемецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин и хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня). Участвовал в мастер-классах Андреаса Штайера и Малколма Билсона. 

    Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991), лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004).

    Музыкант в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир и другие), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (многократно выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского).

    Активно гастролирует по России и за рубежом, принимал участие во многих отечественных и зарубежных фестивалях. Создатель «Приюта роялей», организации по сохранению исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX–XX веков. Осуществил ряд художественных акций, посвященных старинным инструментам. Основатель проекта Персимфанс, посвященного возрождению Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и просуществовавшего до 1933-го.

    Автор музыкального оформления к ряду спектаклей театров «Школа драматического искусства» (спектакль «Реконструкция утопии» удостоен Гран-при премии Сергея Курехина в области современного искусства) и «Сатирикон», музыки для Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В частности в 2001 году совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально построенных музыкальных инструментов. За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2015) был удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

    С 2002 года преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль, старинные клавишные инструменты), проводит мастер-классы.

    Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века

    09.03.2016

    В программе:
    Чайковский
    Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром
    Мясковский
    Концерт для виолончели с оркестром
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Чайковский
    Концертная фантазия для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Филипп Копачевский,
    Даниил Коган, Александр Рамм

    Режиссерская версия

    25.10.2023

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 2 фа мажор, BWV 1047
    Бетховен
    Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром до мажор, соч. 56
    Шуберт
    Симфония № 4 («Трагическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Фёдор Безносиков, Александр Рамм,
    Фёдор Освер

    Режиссерская версия

    17.05.2024

    В программе:
    Моцарт
    Дивертисмент № 1 для струнного квартета ре мажор, K. 125a/136
    Концерт для гобоя с оркестром, K 314 (271K)
    Стравинский
    Итальянская сюита для виолончели и камерного оркестра (транскрипция эпизодов балета «Пульчинелла», обработка Игоря Лермана)
    Прокофьев
    Симфония № 1 («Классическая»), соч. 25

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века.
    Гала-концерт

    Режиссерская версия

    25.11.2017

    Чайковский «Славянский марш» для оркестра, соч. 31

    В программе:
    Чайковский
    «Славянский марш» для оркестра, соч. 31
    "Pezzo capriccioso" для виолончели с оркестром, соч. 62
    Равель
    «Цыганка» – рапсодия для скрипки с оркестром
    Гершвин
    Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром