В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
16 апреля 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетГосударственная академическая
хоровая капелла России
имени А. А. Юрлова
Алексей Лундин (скрипка)
Лидия Аристова (виолончель)
Абонемент №51:
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков объединил лучших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров ведущих московских оркестров, в котором выступали участники прославленного Квартета имени Бородина Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов международных и всероссийских конкурсов.
В концертном сезоне 2023/24 «Виртуозы Москвы» отметили 45-летие творческой деятельности. Сегодня у оркестра нет неосвоенных территорий мирового культурного пространства. С триумфом проходили концерты в Европе, США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Израиле, Китае, Корее, Японии, Турции и др. География гастрольных поездок также включает в себя все регионы России и страны СНГ. Музыканты выступали не только на самых знаменитых сценах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Королевский Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и др.), но и в обычных концертных залах небольших городов.
В разные годы с «Виртуозами Москвы» выступали Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Иегуди Менухин, Владимир Крайнев, Саулюс Сондецкис, Джесси Норман, Дмитрий Хворостовский, Мишель Легран, Хибла Герзмава, Миша Майский, Денис Мацуев, Шломо Минц, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Михаил Плетнёв, Юлиан Рахлин, Гиора Фейдман, Пинхас Цукерман, Кристиан Захариас, Питер Гут, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Фельцман и другие выдающиеся музыканты.
Большое внимание оркестр уделяет поддержке юных талантов. Именно с «Виртуозами Москвы» свои первые шаги на профессиональной сцене делали многие ныне известные музыканты: от таких признанных мастеров, как Вадим Репин и Анна Аглатова, до молодых, но уже состоявшихся солистов, в числе которых артисты лейбла Deutsche Grammophon Мария Дуэньяс и Даниэль Лозакович, лауреаты международных конкурсов Шио Окуи, Александра Довгань, Анастасия Кобекина, Александр Малофеев и другие.
С сезона 2020/21 «Виртуозы Москвы» тесно сотрудничают с дирижером Арсентием Ткаченко, заместителем художественного руководителя Национального филармонического оркестра России. С сезона 2021/22 начала свою работу дирижерско-стажерская группа оркестра, в первый состав которой по результатам конкурсного отбора вошли Иван Никифорчин, Джереми Уолкер и Климентий Катенин. В состав второй группы, начавшей работу в марте 2024 года, вошли Фёдор Безносиков, Максим Бетехтин, Тимофей Гольберг, Вячеслав Ларин, а также Георгий Васильев в статусе вольнослушателя.
В дискографии оркестра – многочисленные релизы (в том числе альбомы, вышедшие под знаменитыми лейблами BMG Classics и RCA Red Seal), отражающие широту репертуара: от Баха и Моцарта до Шостаковича, Прокофьева, Бартока, Пьяццоллы, Пендерецкого, Щедрина, Шнитке, Губайдулиной, Пярта и Канчели. В 2023 году Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» исполнили специально написанное для них сочинение Владимира Мартынова Post scriptum. Музыку в исполнении «Виртуозов Москвы» теперь можно послушать на всех популярных стриминговых платформах.
«Виртуозы Москвы» активно развивают новые проекты: осенью 2020 года представили концерт-мистерию «Времена года. Переосмысление», объединив музыку эпохи барокко и XX века (в частности, композитора Макса Рихтера) с анимационным видеорядом канадских художников, иллюстрирующим историю развития цивилизации и жизни человека. В 2022 году была создана семейная программа «Моцарт и Сальери», построенная на симфониях этих авторов и одноименной опере Римского-Корсакова в сценическом воплощении режиссера Рамуне Ходоркайте и художника-постановщика Василисы Кутузовой. В 2023 году в Театральном зале Дома музыки состоялась премьера постановки «Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было» с участием Юлии Авшаровой и Юрия Анпилогова (музыкальный руководитель проекта – концертмейстер оркестра Алексей Лундин, дирижер – Джереми Уолкер). В январе 2024 года «Виртуозы» представили новый концептуальный проект «Бах. Вивальди. Путь к свету», в рамках которого шедевры двух композиторов исполнялись почти в полной темноте.
В 2021 году, объявленном в России Годом науки и технологий, «Виртуозы Москвы» организовали ежегодный фестиваль «Формула гармонии», который проходит исключительно в наукоградах (2021 – Пущино, 2022 – Саров, 2023 – Протвино, 2024 – Мичуринск), знакомя их жителей с лучшими образцами классической музыки. Наряду с концертами на фестивале проводятся мастер-классы солистов оркестра для учащихся местных музыкальных школ.
Важная часть репертуара оркестра – программы для детей, в число которых в сезоне 2021/22 вошел цикл научно-популярных концертов-лекций «Музыкальная лаборатория Виртуозов Москвы» с участием инженера-физика, специалиста по физике звука Филиппа Рябова.
Уделяя большое внимание просветительской деятельности, оркестр организовал уникальный онлайн-проект «Играй с Виртуозами», представляющий на сайте коллектива демонстрационные видеозаписи камерных сочинений и видеоминусовки этих же произведений для разных участников ансамбля.
Солисты оркестра регулярно проводят мастер-классы для молодых музыкантов. По инициативе директора коллектива Никиты Лебедева при поддержке Владимира Спивакова также организован социально-культурный проект «Виртуозы – Москве», в рамках которого ежегодно проходит серия благотворительных концертов, направленных на поддержку слабозащищенных категорий населения. Этот проект по праву считается социальной миссией оркестра.
С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.
Арсентий Ткаченко родился в 1991 году в Москве. В 2017 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров имени Ильи Мусина (2012).
С 2015 года – дирижер Московского театра мюзикла. В 2016 году впервые выступил в качестве дирижера-постановщика, представив премьеру рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» (режиссер – Андрей Кончаловский).
В 2015–2018 гг. – дирижер Калужского молодежного симфонического оркестра имени С. Т. Рихтера. В 2018–2020 гг. – дирижер Московского государственного симфонического оркестра. В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии – MÁV Szimfonikus Zenekar (Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Ференца Листа.
С сезона 2017/18 – участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России, с сезона 2019/20 – второй дирижер НФОР, с 2022 года – заместитель художественного руководителя. Сотрудничает также с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (с сезона 2021/22 – постоянный приглашенный дирижер), Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и другими коллективами. В июне 2024 года возглавил Филармонический камерный оркестр Новосибирска.
В качестве приглашенного дирижера выступал с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Воронежским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, Кубанским симфоническим оркестром и др. Сотрудничал с известными солистами, в числе которых Владимир Спиваков, Александр Гиндин, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Павел Милюков, Алексей Володин, Александр Князев, Алексей Мельников, Екатерина Мечетина, Константин Емельянов, Иван Бессонов, Полина Осетинская.
Полина Осетинская начала играть на фортепиано с пяти лет, в шесть дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии. Год спустя состоялся дебют пианистки с Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса. Окончила школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Марины Вольф) и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой).
Выступала с ведущими камерными и симфоническими коллективами (такими как musicAeterna, оркестр Мариинского театра, ГСО Республики Татарстан, ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Токийский филармонический оркестр и другие) под управлением Теодора Курентзиса, Лорана Петижерара, Василия Синайского, Андрея Борейко, Герда Альбрехта, Ян-Паскаля Тортелье, Томаса Зандерлинга, Тугана Сохиева, Александра Сладковского.
Концертировала в нью-йоркском Карнеги-холле, венском Музикферайне, лондонском Барбикан-центре, римском Театро Арджентина, многих других крупнейших залах России, Германии, Польши, Израиля. Участвовала в фестивалях Du Wallonie, Mainly Mozart, Chopin Festival, «Декабрьские вечера», Crescendo, «Звезды на Байкале» (Иркутск), «Территория», Левитановском фестивале (Плёс), «Звезды белых ночей», Дягилевском фестивале в Перми и других музыкальных форумах в России, Европе и Америке.
Лауреат молодежной премии «Триумф». В 2008 году издала автобиографическую книгу «Прощай, грусть!», ставшую бестселлером (готовится к переизданию). Приверженец и популяризатор творчества композиторов-современников поставангардного направления: Валентина Сильвестрова, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова, Георгса Пелециса, Павла Карманова. Записи пианистки выпускают фирмы Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, «Мелодия».
В числе наиболее значительных событий сезона 2020/21 – премьеры музыкальных спектаклей «Я – жена гения» и «Дягилев. Последние дни» (в последнем Полина Осетинская дебютировала в качестве драматической актрисы в роли Миси Серт). Среди предстоящих ангажементов – выступления на российских и международных фестивалях с сольными и камерными программами, а также концерты с оркестрами.