Владимир Федосеев – 90 лет. Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Владимир Федосеев – 90 лет.
    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского

    15 октября 2022, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 2
    Свиридов
    «Патетическая оратория» для баса, меццо-сопрано,
    хора и оркестра на слова В. Маяковского

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №12:

    Государственный академический Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. 

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

    Свой 90-й сезон (2020/21) оркестр отметил концертами в крупнейших залах Москвы, Сочи, Великого Новгорода, Самары, Клина, Владимира, Саранска, Перми, Ижевска, Рязани и других городов России.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди. 

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя. 

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является более четырех десятилетий. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена, симфонии Чайковского, Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса (Warner Classics) и симфонии Шостаковича (Pony Сanyon). 

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия».

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»

    Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. 

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии). 

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков). 

    В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие. 

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина. 

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других. 

    Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.

    Николай Диденко

    Николай Диденко родился в 1976 году в Москве. С семи лет обучался в Хоровом училище имени А. В. Свешникова и Детской музыкальной школе имени В. В. Стасова по классу скрипки. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2001) и аспирантуру академии (2003, класс Дмитрия Вдовина).

    В 2002–2003 гг. – солист Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. В 2003–2005 гг. – солист Хьюстонской Большой оперы. С 2003 года выступает в крупнейших оперных театрах и концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, Зальцбурга, Берлина, Парижа, Лондона, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона и др. С 2013 года – приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.

    В репертуаре певца – партии в операх «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя, «Волшебная флейта», «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита» и «Дон Жуан» Моцарта, «Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Аида», «Фальстаф», «Сила судьбы» и «Симон Бокканегра» Верди, «Севильский цирюльник», «Золушка» и «Турок в Италии» Россини, «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и «Богема» Пуччини, «Сомнамбула», «Капулети и Монтекки» и «Норма» Беллини, «Троянцы» Берлиоза, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и др.

    Выступал с известными певцами, среди которых Эдита Груберова, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Джун Андерсон, Рамон Варгас, Владимир Галузин, Мария Гулегина, Массимо Джордано, Лора Клейкомб, Матти Сальминен, Брин Терфель, Рене Флеминг, Федерика Фон-Штаде и др. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал певец, – Рудольф Баршай, Эдоардо Мюллер, Геннадий Рождественский, Нелло Санти, Антонелло Аллеманди, Марко Армильято, Энрике Маццола, Патрик Саммерс, Александр Анисимов, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Кирилл Карабиц и др. 

    В 2017 году запись сочинения Dies Illa Пендерецкого с участием Николая Диденко награждена «Грэмми».

    С 2005 года Николай Диденко – художественный руководитель благотворительного проекта «Белый пароход», направленного на творческое развитие одаренных детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей. С 2017 года – президент фонда поддержки одаренных детей и молодежи «Белый пароход». Член президиума Всероссийского хорового общества. 

    Полина Шамаева

    Полина Шамаева – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017).

    Родилась в 1987 году в Майкопе. Образование получила в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижерско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям – «хоровое дирижирование» (2011) и «сольное пение» (2016). Принимала участие в мастер-классах Даринн Зиммер, Сары Аллегретты, Раминты Лапсатис. Лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (Москва, 2009).

    В качестве солистки выступала с различными коллективами в Большом театре России,залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, на Красной Площади и в Государственном Кремлевскомдворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в ОсакеиМинато-Мирай-холле в Иокогаме (Япония), Аудиторио-де-Тенерифе на Канарских островах, Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария) и на других известных концертных площадках.

    Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает» в регионах России, Московском Пасхальном фестивале, Opera Art Динары Алиевой, «Опера Live» Василия Ладюка, «Преображение» (Ярославль), «Кремлевские вечера» (Рязань), «Кружева» (Вологда), Concordia имени Софии Губайдулиной (Казань), на Канарских островах.

    Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Томас Зандерлинг и другие.

    Принимала участие в записи «Свадебки» Стравинского (Мать, дирижер – Геннадий Дмитряк) и оперы «Евгений Онегин» Чайковского (Няня, дирижер – Владимир Спиваков), «Всенощного бдения» Рахманинова (дирижер – Лев Конторович) и Реквиема Моцарта (дирижер – Олег Романенко).

    В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга и Лаура («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Маддалена и Фенена («Риголетто» и «Набукко» Верди), Зибель («Фауст» Гуно), Кристина («Пассажирка» Вайнберга), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского) и другие, а также более 40 произведений кантатно-ораториального жанра.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    9 ноября в 19:00