В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
21 ноября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетСоло в оркестре:Руслан Рязапов (валторна)Евгений Алимов (труба)
Абонемент №16:
«Пятая симфония»
Государственная академическая симфоническая капелла России посвящает концерт памяти Геннадия Рождественского – выдающегося дирижера, сыгравшего важнейшую роль в зарождении, становлении и жизни коллектива. 27 декабря 1991 года под управлением Рождественского в Большом зале Московской консерватории состоялся первый концерт Госкапеллы, образовавшейся при слиянии двух коллективов. Один из них – Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, которым на протяжении десяти лет руководил Рождественский; второй – Государственный камерный хор СССР, созданный и возглавляемый Валерием Полянским, учеником Рождественского.
Маэстро называл Госкапеллу «одним из лучших (а может быть и лучшим) в Москве» коллективов, сохраняя ей верность на протяжении четверти века: в течение многих лет, за редкими исключениями, для своих столичных концертов Рождественский выбирал именно Госкапеллу. И именно музыканты Госкапеллы, с нетерпением ждавшие встреч с маэстро, были бессменными участниками его ежегодных абонементных концертов, проводимых Московской филармонией с 2004 по 2016 годы. В последнем филармоническом абонементе Рождественского «Моцарт и…» наряду с сочинениями крупнейших европейских композиторов ХХ века звучали мессы Моцарта. Его «Коронационной» мессой и откроется нынешний концерт.
Продолжит программу Пятая симфония Малера, чья музыка играла важнейшую роль в репертуаре Рождественского; Малер как интерпретатор был для маэстро одним из дирижерских идеалов. Начиная с 1961 года, Рождественский постоянно исполнял сочинения Малера, в том числе за пультом Госкапеллы, и передал любовь к его музыке Валерию Полянскому. Шедевры Малера в программах Полянского регулярно сочетаются с произведениями венских классиков – в лучших традициях Геннадия Рождественского.
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского.
Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.
Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.
Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.
Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди.
В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.
Валерий Полянский – дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.
Родился в 1949 году в Москве. В 1967 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс хормейстера Евстолии Зверевой), в 1972 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Куликова), в 1973 году – по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Одиссея Димитриади). В 1977 году завершил обучение в аспирантуре МГК под руководством Геннадия Рождественского, оказавшего огромное влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории. В 1975 году на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии коллектив под управлением Валерия Полянского одержал безоговорочную победу: впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего участника. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру состязания.
В 1971–1977 гг. Валерий Полянский был дирижером Московского театра оперетты. В 1977 году начал работать в Большом театре СССР, где в частности совместно с Геннадием Рождественским ставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича и в течение трех лет вел другие спектакли.
В 1970-е годы началось сотрудничество Полянского с Союзом композиторов: дирижер стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящали свои сочинения Николай Сидельников, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Давид Кривицкий, Анатоль Виеру.
Валерий Полянский сотрудничал также с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Тайваня, Турции. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), несколько лет был главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гётеборге.
В 1980 году Камерный хор Московской консерватории под руководством Валерия Полянского был преобразован в Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, который впоследствии стал частью Государственной академической симфонической капеллы России. С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы.
В дискографии маэстро – свыше 100 записей, выпущенных ведущими фирмами звукозаписи в России и за рубежом. Им записаны произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке; все хоровые концерты Бортнянского и многие сочинения Гречанинова, почти не исполнявшиеся в России; все симфонии, оперы и хоровые сочинения Рахманинова.
С 2000 года в программах Госкапеллы постоянно появляются оперы в концертном исполнении. За 23 года исполнено свыше 30 опер русских и европейских классиков, в том числе Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Дирижер осуществил с Госкапеллой ряд российских и мировых премьер, среди которых опера «Джезуальдо» Шнитке, «Последние дни Пушкина» Алексея Николаева, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского и его же оратория «Государево дело».
Валерий Полянский – президент Рахманиновского общества; профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.
Юлия Томина родилась в Москве. Начальное музыкальное образование получила в Ансамбле песни и пляски имени В. С. Локтева. В 2004 году окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (дирижерско-хоровое отделение), в 2013 году – вокальный факультет Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Совершенствовалась под руководством Магрет Хониг, Грейс Бамбри, Герда Юкера и др.
Лауреат Международного конкурса «Весна идет, весне дорогу» (I премия, 2013), дипломант Международного конкурса имени Хариклеи Даркле в Румынии (2017) и III Международного музыкального фестиваля-конкурса имени Георга Отса в Санкт-Петербурге (2019).
В 2010–2013 гг. в составе участников Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля гастролировала по Германии, Испании, Польше, Франции, Турции, Китаю и Японии.
В 2015–2017 гг. – солистка Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра), где выступала в операх «Альтист Данилов» А. Чайковского (Наташа), «Маленький трубочист» Бриттена (Джульетта), «Орфей и Эвридика» Глюка (Амур), «Волшебная флейта» (Памина) и «Директор театра» (Мадам Херц) Моцарта, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Эхо) и других спектаклях.
С 2017 года – солистка Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Принимала участие в концертных исполнениях опер «Иоланта» Чайковского (Бригитта), «Джезуальдо» Шнитке (Маддалена), «Риголетто» (Джильда), «Фальстаф» (Нанетта), «Травиата» (Виолетта) и «Трубадур» (Леонора) Верди, «Русалка» Дворжака (заглавная партия), «Турандот» Пуччини (Лиу), «Любовный напиток» Доницетти (Адина), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (Оксана), «Франческа да Римини» Рахманинова (главная партия), «Зори здесь тихие» Молчанова (Лиза Бричкина), оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (Адель). Исполняла партии сопрано в реквиемах Моцарта, Верди и Форе, Девятой симфонии и «Торжественной мессе» Бетховена, Восьмой симфонии Малера, кантате Carmina burana Орфа, Gloria Пуленка и других произведениях.
Людмила Кузнецова – солистка Государственной академической симфонической капеллы России с момента основания коллектива, заслуженная артистка России.
Людмила Кузнецова родилась в Свердловске. Училась в РАМ им. Гнесиных (класс В. Громовой), стажировалась в Уральской государственной консерватории. Окончила Школу высшего оперного мастерства в Италии (у Р.Скотто). Дипломант конкурса вокалистов «Бельведер» в Вене (1996).
Участвовала во всех зарубежных гастролях капеллы. Исполнила ведущие меццо-сопрановые партии в концертных постановках опер «Луиза Миллер» и «Трубадур» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Джоконда» Понкьелли, «Богема» Леонкавалло, «Чародейка», «Черевички», «Мазепа» Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Богема» Пуччини, «Царь Эдип» Стравинского, «Война и Мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке, а также в вокально-симфонических произведениях Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Берлиоза, Верди, Дворжака, Брукнера, Малера и других авторов.
Людмила Кузнецова выступала в качестве солистки с оркестром под руководством Г.Рождественского на открытии фестиваля в Торонто, а также на фестивалях в Праге, Белграде и др.
Олег Полшков родился в 1988 году во Владимире. С семи лет начал заниматься музыкой, став воспитанником Владимирской хоровой капеллы мальчиков под руководством Эдуарда Маркина. В 2004 году поступил во владимирское Училище музыкально-исполнительского мастерства, с 2008 года продолжил обучение в московском Колледже музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской.
С 2013 года – артист Государственной академической симфонической капеллы России. В концертах Госкапеллы России исполнял сольные партии в Реквиеме и опере «Джезуальдо» Шнитке, операх «Богема» Леонкавалло, «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Набукко», «Трубадур», «Отелло», «Травиата» и «Фальстаф» Верди, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Война и мир» Прокофьева, опереттах «Граф Люксембург» и «Веселая вдова» Легара, «Летучая мыль» Штрауса и других произведениях.
Руслан Розыев родился в 1984 году в Туркмении. В 2002 году окончил фортепианное отделение Белгородского музыкального училища имени С. А. Дегтярева (класс Людмилы Гиржановой), в 2007 году – Воронежскую академию искусств (класс сольного пения Николая Амелина). Образование продолжил в Центре оперного пения Галины Вишневской, где дебютировал в партии Монтероне («Риголетто» Верди). Стажировался в Опере Тампа (Флорида, США).
Лауреат конкурса «Орфей» в Волгограде (II премия, 2006), IV Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2012).
В начале 2010-х годов пел в Королевской опере Валлонии в Льеже, Опере Лиона, Римской опере, выступал на фестивалях Сантандере и Экс-ан-Провансе. Гастролирует по России, в США, Мексике, странах Европы. Принимал участие в фестивале Юрия Башмета в Минске, фестивале музыки и театра «Новое передвижничество» (Владивосток), Всероссийском Пушкинском театральном фестивале (Пушкинские горы), Международном фестивале искусств «Война и мир» (Севастополь).
В настоящее время – солист Государственной академической симфонической капеллы России, солист Центра оперного пения Галины Вишневской. В 2011 году с Госкапеллой России под управлением Валерия Полянского принимал участие в премьере оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского. В концертах капеллы исполнял партии Маркиза де Калатравы в опере «Сила судьбы» Верди, Князя Болконского и Генерала Бельяра в опере «Война и мир» Прокофьева, баса в Реквиеме Дворжака, «Торжественной мессе» Бетховена, Реквиеме Верди.
Также в репертуаре певца – Мефистофель («Фауст» Гуно), Борис Годунов, Варлаам и Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Спарафучиле, Банко («Риголетто», «Макбет» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Король Рене, Гремин («Иоланта», «Евгений Онегин» Чайковского), Алеко («Алеко» Рахманинова), Малюта, Мороз, Салтан («Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Мистер Гобино («Медиум» Менотти), Дон Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Инквизитор («Огненный ангел» Прокофьева), Священник, Швохнев («Катерина Измайлова», «Игроки» Шостаковича) и другие партии.