Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев

    14 мая 2023, начало в 14:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    «Эгмонт», музыка к трагедии И. В. фон Гёте (фрагменты)
    Увертюра «Кориолан»
    Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты)
    Струнный квинтет до мажор (фрагмент)
    Струнный квартет № 7 (фрагмент)
    Симфония № 6 («Пасторальная»)

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №68:

    «Письма к тебе». Из лучших программ. Воскресные дневные концерты

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. 

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

    Свой 90-й сезон (2020/21) оркестр отметил концертами в крупнейших залах Москвы, Сочи, Великого Новгорода, Самары, Клина, Владимира, Саранска, Перми, Ижевска, Рязани и других городов России.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является более четырех десятилетий. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена, симфонии Чайковского, Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса (Warner Classics) и симфонии Шостаковича (Pony Сanyon).

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории. Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия».

    Алексей Гуськов

    Алексей Гуськов родился в польском городе Бжег в семье военного летчика. Когда Алексею было шесть лет, его семья переехала в Киев. После окончания школы он отправился в Москву, где поступил сначала в Высшее техническое училище имени Баумана, затем — на актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Виктора Монюкова), который окончил в 1983 году как актер драматического театра и кино. Впоследствии вернулся в родную Школу-студию МХАТ, но уже в качестве преподавателя.

    Профессиональная биография Алексея Гуськова началась в 1984 году в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Через два года молодой артист перешел в театр на Малой Бронной, затем играл на сценах театра «Детектив» и Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. В 2011 году был приглашён в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — на роль лесопромышленника Антипы Зыкова в спектакле «Люди как люди» по пьесе Максима Горького «Зыковы» и Дэвида Мортимера в комедии «Обычное дело» по пьесе Рэя Куни «Чисто семейное дело» в постановке Владимира Иванова. Среди наиболее значимых ролей, которые Алексей Гуськов исполняет в этом театре в настоящее время, — Евгений Онегин в известном спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин». 

    Не менее успешно сложилась судьба Гуськова в кино. В общей сложности за свою карьеру он сыграл в кино и на телевидении более шестидесяти ролей, каждая из которых по-своему примечательна и интересна. За роль офицера-контрабандиста Никиты Голощёкина в телесериале Александра Митты «Граница. Таёжный роман» (2000) актер получил Государственную премию РФ. За работу в «Мусорщике» (2001, реж. Г. Шенгелия) на Венецианском фестивале телевизионных фильмов удостоен приза «За лучшую мужскую роль». В 2012 году на ХХ фестивале русского кино в Онфлере получил награду за работу в фильме «Четыре дня в мае» (реж. А. фон Боррис). В 2013 году Алексей Гуськов снялся в роли Папы Римского Иоанна Павла II в итальянском телевизионном фильме «Святой человек» по книге «Тайная жизнь Иоанна Павла II» (реж. А. Порпорати). 

    С 2009 года — после исполнения роли дирижера Большого театра в фильме «Концерт» Раду Михайляну — актер стал ассоциироваться с миром классической музыки. «Конечно, я не смог превратиться в профессионального дирижера, но пять минут музыки Моцарта и двенадцать минут Чайковского в моем исполнении должны были быть убедительными, — рассказывает А. Гуськов. — Я не только занимался с педагогами, но и пересмотрел невероятное количество видео с великими дирижерами. После первых уроков чуть не впал в отчаяние — настолько сложной оказалась эта профессия. До тех пор я был далек от музыки и знал только то, что этот удивительный мир невербального общения между людьми складывается из семи нот. Теперь я знаю, что музыка — самый высокий жанр духовного общения». Перевоплощения в музыкантов продолжились в 2016 году, когда А. Гуськов предстал в образе Сергея Прокофьева в документальном фильме Первого канала «Прокофьев наш». 

    С 1994 года Алексей Гуськов является президентом анимационной студии «Ф. А. Ф. Интертейнмент». В 2007 году получил звание Народного артиста Российской Федерации. А в 2013 году за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства был награжден орденом Дружбы.

    Константин Рычков

    Константин Рычков родился в Москве в 1984 году. Окончил с отличием историко-теоретический факультет и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Кандидат искусствоведения. Лауреат Конкурса фортепианных импровизаций «Как слово в звуке отзовется…», организованного в рамках фестиваля «Слово и музыка» (2008). Номинант Премии имени А. В. Луначарского (2019).

    С 2011 года – научный сотрудник Московской консерватории, редактор журнала «Научный вестник Московской консерватории». Был постоянным автором колонки «Классика на DVD» в журнале Home Theater, а также редактором музыкального приложения журнала Stereo&Video.

    С 2012 года – редактор, в настоящее время – директор концертных программ Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Автор сценариев к нескольким десяткам музыкально-литературных проектов коллектива, представленных на ведущих сценах Москвы, в Музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину, Золотом зале Музикферайна в Вене. В их числе просветительский цикл «Письма к тебе…», программы «Дмитрий Шостакович: 110 лет со дня рождения», «Великая княгиня Елизавета: к 150-летию со дня рождения», «Сумбур вместо музыки?». Кроме того, в Москве, Вене и Клину Владимиром Федосеевым и БСО было представлено концертное исполнение сохранившихся сцен из оперы «Ундина» Чайковского, дополненных Константином Рычковым фрагментами старинной повести «Ундина» Василия Жуковского и одноименной повести Фридриха де ла Мотт Фуке на русском и немецком языках.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    12 марта в 14:00