В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
17 июня 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в 1965 году по специальности «альт» (класс Юрия Крамарова), в 1969 году – по специальности «симфоническое дирижирование» (класс Николая Рабиновича). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967-м был назначен главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году завоевал I премию на V Международном конкурсе дирижеров в Риме, организованном Национальной академией Санта-Чечилия, став первым советским дирижером – победителем международного конкурса. В том же году по приглашению Евгения Мравинского был принят ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
В январе 1969 года дебютировал в Большом театре СССР оперой «Аида» Верди, спустя год, после триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером театра и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. В 1979 году им была поставлена опера «Золото Рейна», ознаменовав возвращение творчества Вагнера на сцену ГАБТа после почти 40 лет. В конце 1970-х годов Юрий Симонов организовал Камерный оркестр Большого театра.
В 1980-е и 1990-е годы выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году дебютировал с оперой «Евгений Онегин» Чайковского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Далее последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» Чайковского в Праге, Будапеште и Париже (Опера Бастий), оперы Вагнера в Будапеште.
В начале 1990-х годов Юрий Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1994–2002 гг. – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр «Лист – Вагнер» в Будапеште. Более 30 лет был постоянным приглашенным дирижером Венгерского государственного оперного театра, в котором поставил десять музыкальных драм Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», а также «Пиковую даму» Чайковского. Кроме того, в 1994–2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетили более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение посвятило Юрию Симонову три фильма.
Дискография маэстро представлена альбомами, выпущенными фирмами «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеозаписями спектаклей Большого театра (Kultur, США).
С 1998 года Юрий Симонов – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под его управлением коллектив исполнил около трехсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли оркестра по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала: «…Визит оркестра Московской филармонии стал бесспорным триумфом, когда музыканты с наслаждением исполняли музыку их родины и демонстрировали свои лучшие качества, а выразительное дирижирование Юрия Симонова отражало его страсть и погружение в эту музыку. Ошеломляющее выступление русских исполнителей – оркестра мирового класса – и два часа величия музыкального идеала».
4 марта 2021 года Юрий Симонов отметил 80-летие концертом в Зале имени П. И. Чайковского, где оркестром Московской филармонии вместе с маэстро дирижировали его молодые коллеги и ассистенты Игорь Манашеров, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Николай Цинман и Андрей Колясников.
Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: в 1978–1991 гг. он вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (с 1985 года – профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории, с 2009 года – в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. В 2016 году удостоен звания почетного профессора Саратовской консерватории, в 2019 году – Санкт-Петербургской консерватории и ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Маэстро проводил дирижерские мастер-классы в разных городах России, а также в Цюрихе, Лондоне, Тель-Авиве, Будапеште, Алма-Ате, Риге; неоднократно делился опытом с молодыми дирижерами на международных и всероссийских мастер-курсах, организованных Московской филармонией. Участвовал в работе жюри конкурсов во Флоренции, Токио, Москве и Будапеште. В 1983 году был председателем жюри V Всесоюзного конкурса дирижеров, в 2011, 2015 и 2019 годах возглавлял жюри по специальности «оперно–симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.
Маэстро проводит также мастер-классы для студенческих оркестров консерваторий Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга. В сентябре 2008 года подготовил программу и провел концерты с Молодежным симфоническим оркестром СНГ в Москве, Баку, Душанбе и Алма-Ате.
В 2017 году учредил ежегодную премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки» для лучшего выпускника саратовской Центральной музыкальной школы, которую сам окончил в 1956 году. С родным городом его также связывают постоянное участие в Собиновских фестивалях и выступления с Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии. В июле 2021 года удостоен звания «Почетный гражданин Саратова».
Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), удостоен ордена Заслуг Венгерской Республики (офицерский крест, 2001), ордена Звезды Румынии (командор, 2003), ордена Заслуг перед Республикой Польша (1988). Лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2008). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. В 2016 году Международным союзом музыкальных деятелей удостоен Золотой медали «Заслуженный деятель музыкального искусства».
Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, затем консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Шуберта (Германия), Международного конкурса пианистов в городе Энсхеде (Нидерланды), обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Концерты музыканта регулярно проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Бразилии, Уругвае, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Аргентине, Китае, Эстонии, во многих городах России.
Он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, Английским камерным оркестром, Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским оркестром имени Дж. Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими знаменитыми коллективами.
Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Мишель Плассон, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Александр Сладковский, Станислав Кочановский, Дэниел Смит, Конрад ван Альфен, Эндрю Гурлей, Уильям Нолл, Бьярте Энгесет, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс.
Участвовал в Фортепианном фестивале в Майами, Arts Naples World Festival (США), Международном фестивале фирмы «Стейнвей» (США), фестивалях в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Мстислава Ростроповича в Баку, Московском Пасхальном фестивале, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Балтийские сезоны» в Калининграде, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и российских регионах, «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске. Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии.
Среди партнеров Копачевского в камерных ансамблях – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов. На сцене Концертного зала имени С. В. Рахманинова («Филармония-2») Филипп исполнил все фортепианные концерты Чайковского в один вечер в сопровождении Госоркестра России (дирижер – Станислав Кочановский).
Особую популярность Копачевский приобрел в Японии, где специально по заказу телекомпании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. В сотрудничестве с голландскими звукозаписывающими фирмами Piano Classics и Brilliant Classics выпустил два CD с программами из сочинений романтиков. В сезоне 2017/18 вышли два диска с фортепианными произведениями Брамса.
Филипп Копачевский – лауреат молодежной премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского (2017), приуроченной к 80-летию со дня рождения поэта.