Квартет имени Бородина, Дмитрий Маслеев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Квартет имени Бородина,
    Дмитрий Маслеев

    22 ноября 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Дмитрий Маслеев (фортепиано)
    Государственный квартет
    имени Бородина

    Николай Саченко (скрипка)
    Сергей Ломовский (скрипка)
    Игорь Найдин (альт)
    Владимир Бальшин (виолончель)

    В программе:
    Брамс
    Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34
    Чайковский
    Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 22

    12+

    Абонемент №12:

    Камерные вечера

    Брамс и Чайковский родились в один день с разницей в семь лет, но к музыке друг друга относились прохладно. «Все у него серьезно, благородно, но самого главного – красоты – нет», – говорил Чайковский, считавший коллегу «карикатурой на Бетховена». Брамс, в свою очередь, раскритиковал Пятую симфонию Чайковского. Когда композиторы встречались в Лейпциге и Гамбурге, в их общении было больше неловкости и стеснения, чем симпатии. Зайдя под Новый год в гости к скрипачу Адольфу Бродскому, Чайковский случайно попал на репетицию трио Брамса, в котором партию фортепиано исполнял автор. Возникла напряженная пауза: Чайковский не пожелал высказать музыке коллеги ожидаемых комплиментов.

    Примирению композиторов помог Григ – весь следующий вечер он сидел между Чайковским и Брамсом, поддерживая хорошее настроение всей компании. Отношения композиторов немного смягчились. Год спустя Брамс специально остался в Гамбурге на день дольше, чтобы посетить репетицию симфонии Чайковского, а после этого композиторы вместе «завтракали и порядочно кутили». «[Брамс] очень симпатичен, и мне нравится его прямота и простота», – делился Чайковский с братом Модестом.

    В нынешней программе – два шедевра двух великих современников: Фортепианный квинтет Брамса и Струнный квартет № 2 Чайковского. Чайковский считал квартет одним из своих самых удачных произведений. Его мнение разделяли не все: например, композитор Антон Рубинштейн раскритиковал музыку за несоответствие квартетному стилю. Однако в этом и есть главная особенность сочинения: благодаря драматизму и контрастности, использованию оркестровых приемов квартет выходит далеко за рамки камерной музыки, приобретая поистине симфонический размах.

    Фортепианный квинтет Брамса обрел форму не сразу: изначально был написан струнный квинтет (с двумя виолончелями), но ближайший друг композитора, скрипач Йозеф Иоахим, раскритиковал сочинение, не находя в нем шарма. Тогда Брамс сделал новую версию – сонату для двух фортепиано, однако Клара Шуман посчитала инструментальный состав слишком блеклым. По совету Клары, считавшей более удачным первоначальный вариант, Брамс вновь переделал произведение, на сей раз в Фортепианный квинтет. Вскоре Иоахим назвал его лучшим камерным сочинением со времен Шуберта.

    Дмитрий Маслеев

    Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).

    Лауреат VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайяре (Франция, 2010, I премия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, премия «Шопен») и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). В 2015 году завоевал I премию и Золотую медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где был удостоен также специального приза за исполнение концерта Моцарта во II туре. В том же году стал солистом Московской филармонии.

    С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Музикферайн в Вене, Берлинская филармония, Гастайг в Мюнхене, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёрнер-холл в Торонто, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаусы в Берлине и Вене, Парижская филармония, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, Сеульский центр искусств и др. Регулярно выступает в городах России.

    Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Вербье, Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге – Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoscope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани («Белая сирень» имени С. В. Рахманинова), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма»), Дамфрисе, на озере Комо и Боденском озере, в Люцерне, Монтрё, Ла-Рок-д’Антероне, Руре, Мехико и других.

    Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» на телеканале ARTE. Во время пандемии Дмитрий Маслеев представил мировую премьеру ранее неизвестных произведений молодого Шостаковича в программе онлайн-концерта Международного фестиваля Шостаковича в Горише, который транслировали ARTE, Mitteldeutsche Rundfunk и Deutsche Grammophon.

    В сезоне 2023/24 пианист выступил на Ереванском международном музыкальном фестивале, посвященном 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна; гастролировал в Китае, Мексике, Германии, Италии и Франции, дал концерты в Челябинске, Самаре, Ижевске, Омске. В расписании сезона 2024/25 – выступления в Москве, Нижнем Новгороде, Перми, сотрудничество с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным академическим камерным оркестром России, Уральским академическим филармоническим оркестром, Камерным ансамблем «Солисты Москвы» и другими коллективами.

    Дебютный сольный альбом Маслеева с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича (2017, «Мелодия») был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпустила второй альбом пианиста «Вечное движение», в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина. В 2023 году фирмой Mirare издан альбом «Времена года», включивший одноименный цикл Чайковского, а также пьесы Кюи, Балакирева, Глинки и Мусоргского.

    Государственный квартет имени Бородина

    Государственный квартет имени Бородина – уникальный ансамбль, существующий более 75 лет. 

    История коллектива ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана был организован квартет; в его состав вошли Ростислав Дубинский, Владимир Рабей, Юрий Николаевский и Мстислав Ростропович (которого вскоре сменил Валентин Берлинский). Уже через год студенческий квартет вошел в штат Московской филармонии. В 1955 году ему было присвоено имя Александра Бородина – за выдающееся исполнение произведений русского классика. Тогда же ансамбль впервые выехал за рубеж.

    За свою историю ансамбль имел несколько составов, где от поколения к поколению передавались традиции русского камерного музицирования. В разные годы в составе квартета выступали Нина Баршай, Рудольф Баршай, Михаил Копельман, Рубен Агаронян, Ярослав Александров, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин. Большая заслуга в формировании преемственности и сохранении традиций квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Берлинскому, который играл в ансамбле 62 года. В современном составе играют Николай Саченко, Сергей Ломовский, Игорь Найдин и Владимир Бальшин. 

    Квартет имени Бородина стал неотъемлемой частью истории отечественного исполнительства и в разные годы сотрудничал с выдающимися музыкантами. Более 40 лет длилось содружество со Святославом Рихтером: за это время было дано 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений. Свыше 30 лет квартет работал с Дмитрием Шостаковичем. Инициированный коллективом масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был неоднократно исполнен в Москве и многих городах России, а также за рубежом – в Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и др. 

    С Квартетом имени Бородина выступали Эмиль Гилельс, Александр Гольденвейзер, Яков Зак, Константин Игумнов, Святослав Кнушевицкий, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Давид Ойстрах, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Наум Штаркман, Мария Юдина; Юрий Башмет, Борис Березовский, Людмила Берлинская, Марио Брунелло, Элисо Вирсаладзе, Алексей Володин, Наталия Гутман, Белла Давидович, Барри Дуглас, Майкл Коллинз, Елизавета Леонская, Николай Луганский, Алексей Любимов, Сабина Мейер, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Трульс Мёрк, Павел Нерсесьян, Андрей Писарев, Михаил Плетнёв, Менахем Пресслер, Виктор Третьяков, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф и многие другие. В 1979 году музыканты Квартета имени Бородина стали первыми концертмейстерами оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. 

    С первых лет существования квартета стремительно рос его репертуар. Помимо большого количества классики, ансамбль всегда уделял значительное внимание произведениям современников, исполняя музыку Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Вайнберга, Б. Чайковского, Галынина, Левитина, Пейко, Шебалина, Кабалевского, Денисова, Шнитке, Бриттена, Хиндемита, Барбера и др. Многие сочинения впервые прозвучали в исполнении квартета и были ему посвящены.

    В биографии ансамбля – около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии и Америки, в Австралии и Новой Зеландии. Квартет выступал в лучших залах мира, среди которых Консертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Уигмор-холл в Лондоне, Альте Опер во Франкфурте, Тонхалле в Цюрихе, залы Парижской и Кёльнской филармоний, Московской консерватории, петербургского Мариинского театра; на фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Зальцбурге, Рейнгау, Бергене, Бонне, Париже, Эдинбурге, Олдборо, Лондоне, Стамбуле, Токио и др.

    Коллектив осуществил огромное количество записей на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В общей сложности музыканты записали более ста произведений. Среди наиболее значительных работ – все квартеты Бетховена (Chandos), полное собрание произведений Шостаковича для струнного квартета (2019, Decca). Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира – EMI и BMG. Неоднократно записи коллектива были удостоены престижных наград.

    Квартет имени Бородина – лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии Российской Федерации (2001). В 2015 году ансамбль был награжден Премией имени Шостаковича в Горише (Германия) и Премией заслуг (Lifetime Achievement Award) на Стамбульском музыкальном фестивале. Творческое долголетие Квартета отмечено в Книге рекордов Гиннесса (1995).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Александра Бузлова.
    VII Транссибирский Арт-Фестиваль

    10.11.2020

    В программе:
    Прокофьев
    Соната № 2 ре мажор для скрипки и фортепиано, соч. 94 bis
    Шостакович
    Трио № 2 ми минор, соч. 67 (памяти И. И. Соллертинского)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Квартет имени Давида Ойстраха,
    Андрей Гугнин

    Режиссерская версия

    20.08.2020

    В программе:
    Франк
    Фортепианный квинтет фа минор, FWV 7
    Брамс
    Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34

    Камерный зал Филармонии

    Артур Назиуллин, Rusquartet

    10.01.2020

    В программе:
    Чайковский
    Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 22
    Моцарт
    Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели ля мажор, K 581

    Камерный зал Филармонии

    Камерные вечера

    14.10.2017

    В программе:
    Чайковский
    Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 22
    Танеев
    Фортепианный квинтет соль минор, соч. 30

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Квартет имени Бородина
    (70 лет Квартету)

    24.02.2016

    В программе:
    Брамс
    Квартет № 2 ля минор, соч. 51 № 2

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Борис Березовский, Дмитрий Маслеев

    08.06.2017

    В программе:
    Брамс
    Соната для двух фортепиано фа минор, соч. 34 b
    Дебюсси
    «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки, L 65
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта "Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418
    Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор, S. 244 № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Динара Клинтон, Диана Пасько

    20.09.2016

    В программе:
    Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром

    Камерный зал Филармонии

    Великая музыка для маленького ансамбля

    15.03.2016

    В программе:
    Брамс
    Струнный секстет № 1 си-бемоль мажор, соч. 18
    Чайковский
    «Воспоминание о Флоренции» –
    струнный секстет ре минор, соч. 70

    Камерный зал Филармонии

    Квартет имени Вайнберга

    17.03.2024

    В программе:
    Бородин
    Струнный квартет № 2 ре мажор
    Рахманинов
    Струнный квартет № 1 (неоконченный)
    Струнный квартет № 2 (неоконченный)