Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
22 ноября 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетНиколай Саченко (скрипка) Сергей Ломовский (скрипка) Игорь Найдин (альт)Владимир Бальшин (виолончель)
Абонемент №12:
Камерные вечера
Брамс и Чайковский родились в один день с разницей в семь лет, но к музыке друг друга относились прохладно. «Все у него серьезно, благородно, но самого главного – красоты – нет», – говорил Чайковский, считавший коллегу «карикатурой на Бетховена». Брамс, в свою очередь, раскритиковал Пятую симфонию Чайковского. Когда композиторы встречались в Лейпциге и Гамбурге, в их общении было больше неловкости и стеснения, чем симпатии. Зайдя под Новый год в гости к скрипачу Адольфу Бродскому, Чайковский случайно попал на репетицию трио Брамса, в котором партию фортепиано исполнял автор. Возникла напряженная пауза: Чайковский не пожелал высказать музыке коллеги ожидаемых комплиментов.
Примирению композиторов помог Григ – весь следующий вечер он сидел между Чайковским и Брамсом, поддерживая хорошее настроение всей компании. Отношения композиторов немного смягчились. Год спустя Брамс специально остался в Гамбурге на день дольше, чтобы посетить репетицию симфонии Чайковского, а после этого композиторы вместе «завтракали и порядочно кутили». «[Брамс] очень симпатичен, и мне нравится его прямота и простота», – делился Чайковский с братом Модестом.
В нынешней программе – два шедевра двух великих современников: Фортепианный квинтет Брамса и Струнный квартет № 2 Чайковского. Чайковский считал квартет одним из своих самых удачных произведений. Его мнение разделяли не все: например, композитор Антон Рубинштейн раскритиковал музыку за несоответствие квартетному стилю. Однако в этом и есть главная особенность сочинения: благодаря драматизму и контрастности, использованию оркестровых приемов квартет выходит далеко за рамки камерной музыки, приобретая поистине симфонический размах.
Фортепианный квинтет Брамса обрел форму не сразу: изначально был написан струнный квинтет (с двумя виолончелями), но ближайший друг композитора, скрипач Йозеф Иоахим, раскритиковал сочинение, не находя в нем шарма. Тогда Брамс сделал новую версию – сонату для двух фортепиано, однако Клара Шуман посчитала инструментальный состав слишком блеклым. По совету Клары, считавшей более удачным первоначальный вариант, Брамс вновь переделал произведение, на сей раз в Фортепианный квинтет. Вскоре Иоахим назвал его лучшим камерным сочинением со времен Шуберта.