В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
26 ноября 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетВ концерте принимает участие Александра Тельманова (альт)
Абонемент №45:
Вечера органной музыки
Александр Фисейский рассказывает об истории и устройстве «короля инструментов» и о том, как связаны с органом Московской филармонии его жизнь и творчество
26 ноября в
России в пятый раз отмечается Всероссийский день органа – праздник,
который был учрежден в 2019 году. С тех пор он проходит ежегодно в последнее
воскресенье ноября, объединяя десятки событий и исполнителей, а также ценителей
органной музыки в разных городах.
На сцену Зала Чайковского в этот вечер выйдут выдающийся российский органист Александр Фисейский и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина. Музыканты, которых связывает плодотворное творческое сотрудничество, представят шедевры для органа и камерного оркестра – краткий, но насыщенный экскурс в историю органного искусства.
Начнется это
путешествие на рубеже 30–40-х годов XVIIIвека, когда орган впервые вышел на
большую концертную сцену, – с одного из органных концертов Георга Фридриха
Генделя. Блистательные, виртуозные, полные обаяния и фантазии сочинения
композитор сам представлял публике в качестве солиста. Завершается программа
знаменитым концертом Франсиса Пуленка: он был создан ровно через 300 лет после концертов
Генделя и пользуется неизменным успехом благодаря сочетанию ярких барочных
элементов и энергии ХХ столетия. Центральная часть вечера посвящена сочинениям
венских классиков Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта; и хотя эти имена
не принято называть в числе важных фигур органного искусства, их опусы знакомят
нас с жизнью инструмента после завершения первого золотого века органа – эпохи
барокко.
Заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский (р. 1950) – исполнитель, педагог, организатор, исследователь.
В 1975 году с отличием закончил Московскую консерваторию, где учился у выдающихся педагогов Веры Горностаевой (фортепиано) и Леонида Ройзмана (орган). С 1984 года – солист Московской филармонии. Выступал с крупнейшими оркестрами, солистами и певцами; его партнерами были Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марис Янсонс, Владимир Минин, Елена Образцова, Максим Федотов, Александр Князев, Маттиас Хёфс, Хансйорг Альбрехт, Эккарт Хаупт. Выступал более чем в 30 странах мира, среди которых Италия, Франция, Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Канада, Япония. Сольные концерты Фисейского проходили в таких залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.
Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и CD на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений Бориса Чайковского, Родиона Щедрина, Олега Галахова, Михаила Коллонтая, Владимира Рябова, Вальтера Эрбахера, Манфреда Вайса, Максимилиана Кройца и других композиторов нашего времени. Сольные концерты Фисейского проходят в музыкальных центрах Австрии, Германии, Италии, Испании, Польши и России.
Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт, затем неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. В 2000 году Фисейский отметил 250-летие со дня смерти Баха уникальными сериями концертов, четыре раза сыграв все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. В Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня: начав уникальную акцию в 6.30 утра, он завершил ее в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов! CD с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» изданы немецкой фирмой Griola, а Фисейский занесен в Книгу рекордов планеты (российский аналог Книги рекордов Гиннесcа). В сезонах 2024–2027 гг. он исполняет цикл «Все органные сочинения И. С. Баха» (15 программ) в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве.
Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой в Российской академии музыки имени Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии, Польше и России. Инициатор и вдохновитель ряда международных фестивалей органной музыки в нашей стране. В 2005–2020 гг. проводил в Зале Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ имени Гнесиных проводит ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке», Международный фестиваль «Музыкальное приношение И. С. Баху», Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского, Международный конкурс органистов имени Л. И. Ройзмана и Международный конкурс клавесинистов имени А. Е. Майкапара. В 2019 году по инициативе Александра Фисейского был учреждён ежегодный Всероссийский день органа.
В 2024 году Александр Фисейский осуществил уникальный проект – Евразийский органный марафон, в рамках которого провел более 30 концертов, лекций и семинаров в концертных залах, учебных заведениях и культовых учреждениях Российской Федерации от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, а также в Республике Беларусь.
Важнейшей частью просветительской деятельности Фисейского является пропаганда национального органного наследия: семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись CD «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году Фисейский провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)». В апреле 2022 года Фисейский представлял Россию на Международном онлайн-фестивале органной музыки (IOOF); в рамках форума, участниками которого были 25 авторитетных органистов из разных стран, Фисейский выступил с сольным концертом, провел лекцию и мастер-класс по русской органной музыке.
Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.
Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн).
Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.
В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).
Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.
В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.