Александр Фисейский рассказывает об истории и устройстве «короля инструментов» и о том, как связаны с органом Московской филармонии его жизнь и творчество
26 ноября в
России в пятый раз отмечается Всероссийский день органа – праздник,
который был учрежден в 2019 году. С тех пор он проходит ежегодно в последнее
воскресенье ноября, объединяя десятки событий и исполнителей, а также ценителей
органной музыки в разных городах.
На сцену Зала
Чайковского в этот вечер выйдут выдающийся российский органист Александр
Фисейский и Государственный академический камерный оркестр России под
управлением Алексея Уткина. Музыканты, которых связывает плодотворное
творческое сотрудничество, представят шедевры для органа и камерного оркестра –
краткий, но насыщенный экскурс в историю органного искусства.
Начнется это
путешествие на рубеже 30–40-х годов XVIIIвека, когда орган впервые вышел на
большую концертную сцену, – с одного из органных концертов Георга Фридриха
Генделя. Блистательные, виртуозные, полные обаяния и фантазии сочинения
композитор сам представлял публике в качестве солиста. Завершается программа
знаменитым концертом Франсиса Пуленка: он был создан ровно через 300 лет после концертов
Генделя и пользуется неизменным успехом благодаря сочетанию ярких барочных
элементов и энергии ХХ столетия. Центральная часть вечера посвящена сочинениям
венских классиков Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта; и хотя эти имена
не принято называть в числе важных фигур органного искусства, их опусы знакомят
нас с жизнью инструмента после завершения первого золотого века органа – эпохи
барокко.