XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». Открытие фестиваля. Концерты для гитары с оркестром : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Мой первый Чайковский

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Сказки с оркестром. Памела Трэверс – «Мэри Поппинс»

  • LIVE
Закрыть

    XVIII Московский международный
    фестиваль «Виртуозы гитары».
    Открытие фестиваля.
    Концерты для гитары с оркестром

    19 марта 2024, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Кошкин
    “Dies Irae” – фантазия для гитары с оркестром (мировая премьера)

    Родриго
    Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром

    Коста / Ассад
    Ilhas Concertantes (первое исполнение в России)

    6+

    Купить билеты
    Яманду Коста

    Яманду Коста – исполнитель-виртуоз на семиструнной гитаре, композитор, аранжировщик, импровизатор – широко известен в Бразилии и за ее пределами. Он создал уникальный собственный стиль, объединяющий разные направления и жанры латиноамериканской музыки (шоро, босанова, милонга, танго, самба, чамаме и др.). 

    Музыкант родился в 1980 году в Пасу-Фунду (штат Риу-Гранди-ду-Сул). С семи лет начал обучаться игре на гитаре под руководством отца, лидера ансамбля Os Fronteiriços. Позже совершенствовался у известного аргентинского музыканта Лючио Янеля. В 17 лет Яманду впервые выступил на сцене Культурного центра Банка Бразилии в Сан-Паулу. Это событие транслировалось Estúdio Tom Brazil, и с того момента юный музыкант был признан одним из самых одаренных гитаристов Бразилии. Участие в документальном фильме Brasileirinho («Бразильские ритмы») финского режиссера Мики Каурисмяки привлекло к нему внимание за пределами страны.

    Яманду играл со многими оркестрами Бразилии (в частности, с Бразильским симфоническим и с оркестром «Молодежная камерата» в рамках социальных музыкальных проектов), с Филармоническим оркестром Калгари и Национальным оркестром Бельгии под управлением Роберто Минчука, Национальным оркестром Франции под управлением Курта Мазура, Оркестром де Пари под управлением Кристиана Ярви и Алондры де Парра, Симфоническим оркестром Аделаиды под управлением Бретта Келли, оркестром Лейпцигского радио под управлением Кристиана Ярви, филармоническими оркестрами Монте-Карло и Квинсленда под управлением Алондры де Парра, Национальным оркестром Аргентины, Таллинским камерным оркестром, Роттердамским филармоническим. 

    Творческое сотрудничество связывает артиста с такими выдающимися музыкантами, как Бобби Макферрин, Мелоди Гардо, Ришар Гальяно, Стефано Боллани, Пепе Ромеро, Серджио Ассад, Паулу Жобим, Луис Карлос Борхес, российские гитаристы Владимир Сумин и Владимир Маркушевич, Trio Madeira Brasil, Jazz Cigano Quinteto и многими другими. 

    Яманду Коста гастролировал в России, во многих странах Европы, в США, Канаде, Австралии, странах Азии (Турция, Израиль, Индия, Иран, Кувейт, ОАЭ, Китай, Япония, Южная Корея), Африки (Ангола, Мозамбик, Тунис, Зимбабве, Кабо Верде), Центральной и Южной Америки (Мексика, Коста-Рика, Куба, Колумбия, Эквадор, Чили, Аргентина, Парагвай, Уругвай). Музыкант выпустил два DVD и записал 19 альбомов: сольных, в дуэте, трио, квартете и с Симфоническим оркестром штата Мату-Гросу.

    Пабло Гарибай

    Мексиканский гитарист Пабло Гарибай – один из ведущих мастеров гитарного искусства в мире. Его выступления в разных городах и странах проходят с неизменным успехом. Боннская газета General Anzeiger назвала его «феноменальным исполнителем». По мнению Норберта Крафта, главы отдела по развитию артистов компании Naxos, Пабло Гарибай – музыкант «исключительный во всех смыслах». Художественный руководитель Филармонического оркестра Буффало Джоан Фаллетта отзывается о нём как о «гитаристе неповторимой чуткости, тонкости и музыкальности».

    Пабло Гарибай зарекомендовал себя как непревзойденный интерпретатор самых популярных сочинений для классической гитары, в том числе концертов для гитары с оркестром Хоакина Родриго, Антонио Вивальди, Мауро Джулиани, Марио Кастельнуово-Тедеско, Мануэля Понсе и Эйтора Вилла-Лобоса. 

    Помимо этого, Пабло знаменит своими аранжировками латиноамериканской музыки и первым исполнением произведений композиторов-современников, среди которых Эбер Васкез, Томас Баррейро, Эрнесто Гарсия де Леон, Диоген Ривас, Матео Баррейро и Эрнесто Кордеро. 

    Уроженец Мехико (родился в 1978 году), Пабло Гарибай обучался искусству игры на гитаре у Хуана Карлоса Лагуны и Ивана Рискеза в Национальном автономном университете Мексики (Мехико), Томаса Мюллера-Перинга в Веймарской высшей школе музыки имени Ференца Листа (Германия), Паоло Пегораро и Джампаоло Бандини в школе Международного Пармского фестиваля (Италия). 

    За годы сольной карьеры Пабло Гарибай выступал с оркестрами Европы, Америки и даже Африки. Он сотрудничал со всеми ведущими симфоническими и камерными коллективами Мексики (включая Филармонический оркестр Мехико), многими оркестрами США, Дортмундским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Нижней Саксонии (Германия), камерным ансамблем «Солисты Зальцбурга», Оркестром Альмерии (Испания), Королевским оркестром Валлонии (Бельгия). С Южно-Африканским камерным оркестром он исполнил премьеру «Южного концерта» для гитары с оркестром Мануэля Понсе в столице ЮАР Претории. 

    Пабло Гарибай – участник многих престижных музыкальных фестивалей во Франции, Германии, Великобритании, Италии, Литве, Польше, Румынии, ЮАР, Коста-Рике, Мексике и США. 

    В послужном списке музыканта около 20 призов и наград международных гитарных конкурсов. Он удостоен первых премий на конкурсах имени Франсиско Тарреги и имени Джулиана Аркаса (Испания), имени Мануэля Понсе (Мехико), в Тредрес-Локкемо и имени Рене Бартоли в Экс-ан-Провансе (Франция), Международном конкурсе концертов для гитары Джоан Фаллетты в Буффало (США), на конкурсах в Аахене и Гевельсберге (Германия), в Парачо-де-Вердуско и Таско-де-Аларкон – признанных центрах гитарного искусства в Мексике. Также на счету Пабло Гарибая несколько вторых и третьих премий на престижных состязаниях гитаристов в США и Европе. 

    В 2002 году Пабло Гарибай был удостоен Национальной премии Мексики для молодых артистов. 

    В дискографии музыканта – девять альбомов, записанных на Naxos, Urtext, Fleur De Son Classics и других известных звукозаписывающих лейблах. За последнее время он записал сочинения Джона Дауленда, Доменико Скарлатти, Мориса Равеля, Мануэля Понсе. В 2017 году вышли три диска: “5pa2 – duo flauta y guitarra” с произведениями Габриэлы Ортис (в дуэте с флейтистом Алехандро Эскером), “FIGT – Taxco” (запись с фестиваля гитарной музыки в Таско) и “Revolución Mexicana” (запись произведений Энрико Чапелы, сделанная на концерте Бетховенского фестиваля в Бонне). 

    В планах гитариста – выпуск еще двух альбомов на Naxos с музыкой Карлоса Чавеса, Хорхе Ритте, Мануэля Понсе, Эрнесто Гарсия де Леона и Эрнесто Лекуоны, а также записями с концертов в Европе, Азии и на американском континенте. 

    Записи Пабло Гарибая звучали в программах Испанской радиовещательной и телевизионной корпорации RTVE, а также на радиостанциях, телеканалах и интернет-порталах в разных странах мира.

    Артём Дервоед

    Артём Дервоед родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Обучался в Музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова), затем в Академии Киджи в Сиене (Италия) под руководством ученика Андреса Сеговии Оскара Гильи и в Гитарной академии Кобленца у Аниелло Дезидерио. В период учебы был удостоен стипендии Правительства России, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство». 

    Первый российский исполнитель, одержавший победу в конкурсах имени Микеле Питталуги в Италии (2006) и принцессы Кристины в Испании (2007). Один из самых титулованных российских гитаристов, лауреат 37 международных конкурсов, на которых 16 раз завоевывал первые премии, в том числе в Бостоне, Изеарлоне, Нетании, Колумбии, Тайбэе, Пизе и Москве.

    Выступает на самых престижных концертных площадках мира, в числе которых филармонические залы Берлина, Гамбурга, Кёльна, Дюссельдорфа, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Бунка Кайкан в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает со многими ведущими российскими коллективами, оркестрами Германии, Италии, Израиля, США, Армении. 

    Репертуар артиста включает 37 концертов для гитары с оркестром, программы камерной музыки и сочинения для гитары соло от Ренессанса до наших дней. Первый исполнитель сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов – Никиты Кошкина, Александра Чайковского, Стивена Госса.

    В дискографии гитариста – пять CD. Выпущенный в 2008 году сборник музыки русских композиторов (Naxos) вошел в год релиза в десятку самых продаваемых дисков лейбла в категории «камерная музыка». За ним последовали альбомы «Призраки и тени» с музыкой Испании пяти веков («Мелодия», 2015, номинация на премию International Classical Music Awards) и Canticumс музыкой Лео Брауэра (2019, IDAGIO). Альбом «Паганини & Кошкин» (2020, «Мелодия»), в который, в частности, вошла первая в истории запись Большого квартета (Большой сонаты) Паганини в переложении Никиты Кошкина для гитары и струнного трио, номинировался на премию ICMA и был признан ведущим канадским гитарным ресурсом This is Classical Guitar одной из лучших записей десятилетия. В 2021 году вышел сингл «Кампанелла» («Мелодия»), на котором записана совместная транскрипция Вольфганга Лендле и Артёма Дервоеда знаменитой «Кампанеллы» Паганини. В 2024 году планируется релиз альбома «Пьяццолла-гала», записанного с Российским национальным оркестром (Prima Classic).

    Среди заметных работ Артёма Дервоеда последних лет – мировая премьера его собственной гитарной транскрипции симфонии «Ню Шу: тайные песни женщин» (в оригинале – для арфы, 13 микрофильмов и оркестра) Тань Дуня; мировая премьеры Концерта для гитары с оркестром Паганини – Госса с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва на Большом фестивале РНО, а также запись музыки к фильму «Однажды в пустыне» продюсерской компании Алексея Учителя (2022). 

    В феврале 2023 года состоялось большое турне Артёма Дервоеда по Нидерландам с оркестром Sinfonia Rotterdam и дирижером Конрадом ван Альфеном, завершившееся в зале Консертгебау в Амстердаме. В декабре того же года он выступил в дуэте с Вадимом Репиным. В 2024 году представляет мировую премьеру Фантазии для гитары с оркестром Dies Irae Никиты Кошкина (посвящена Дервоеду), дебютирует в Куала-Лумпуре (Малайзия), а также гастролирует по Италии, США и Канаде. 

    С 2011 года Артём Дервоед преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2023 года ведет класс гитары в Musica Mundi School в Ватерлоо (Бельгия). Благодаря партнерству с D’Addarioи YamahaMusicна YouTube-каналеопубликованы авторские видеоуроки гитариста.

    Музыкант – частый гость радио- и телепередач, посвященных классической гитаре. Участник авторских программ «Энигма» Ирины Никитиной, «Нескучная классика» Сати Спиваковой, «Клуб “Шаболовка, 37”» Вадима Эйленкрига.

    Организатор фестиваля камерной гитарной музыки «Золотые грифы» имени Александра Пономарчука, сооснователь и арт-директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который с 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    Первый российский исполнитель на классической гитаре, ставший артистом (эндорсером) компаний D’Аddario,Yamaha Music Russia, Nevaton и Leona Case. 

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Клеман Нонсьё

    Клеман Нонсьё получил образование как пианист и музыковед в Консерватории имени Франсиса Пуленка в Туре (Франция). Занимался также в классах клавесина и ударных инструментов.

    Оркестровому дирижированию учился в Высшей школе музыки Фрайбурга у Скотта Сандмайера и Берлинском университете искусств у Стивена Слоэна и Гарри Кёртиса. Во время учебы в Германии дирижировал оркестром берлинской Комише Опер, Берлинским симфоническим оркестром, Бранденбургским государственным оркестром Франкфурта-на-Одере, Бохумским симфоническим оркестром, оркестром Kammerakademie Potsdam и другими коллективами. В качестве репетитора сотрудничал с оперными театрами Фрайбурга, Тура и Сантьяго (Чили).

    В 2022 году Клеман Нонсьё стал лауреатом II премии I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве, после чего получил приглашение выступить с Симфоническим оркестром Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

    В марте 2023 года Клеман Нонсьё принимал участие в XVII Международном конкурсе дирижеров Донателлы Флик (среди членов жюри – дирижеры Антонио Паппано, Шан Эдвардс, Мартин Брэббинс, композитор Салли Бимиш) за пультом Лондонского симфонического оркестра.

    Летом 2023 года под управлением дирижера состоялось концертное исполнение оперы «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана в Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова (режиссер – Евгений Писарев).