Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Фёдор Строганов, Кристиан Кнапп : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
    Фёдор Строганов, Кристиан Кнапп

    23 мая 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Вагнер
    Увертюра к опере «Тангейзер», WWV 70
    Райнбергер
    Концерт для органа с оркестром №1 фа мажор, соч. 137
    Сен-Санс
    Симфония № 3 (с органом) до минор, соч. 78

    12+

    Абонемент №45:

    Вечера органной музыки

    Один из наиболее разносторонних российских органистов Фёдор Строганов и оркестр Московской филармонии под управлением Кристиана Кнаппа представят необычную программу. Сочинений для органа с оркестром создано немного, тем интереснее услышать в одной программе сразу два из них – столь разных, но написанных почти одновременно, в течение предпоследнего десятилетия XIXвека.

    В наследии Йозефа Габриэля Райнбергера органная музыка занимает центральное место: двадцать сонат, два концерта и множество миниатюр. Фёдор Строганов выбрал Концерт № 1 фа мажор, в котором автор тщательно продумал инструментовку: исключил деревянные духовые, добавив к струнным три валторны и преодолев грань между аскетизмом барочного ансамбля и избыточностью большого оркестра. Райнбергер находит широкую палитру взаимодействия оркестра и органа, от типичной для кончерто гроссо соревновательности солиста и оркестра – до всевозможных вариантов сочетания тембров: орган то лидирует, то становится частью оркестровой фактуры. 

    Завершит вечер Симфония № 3 (с органом) Камиля Сен-Санса – одно из вершинных его сочинений. Он создал по-бетховенски монументальную двухчастную композицию, где предстал как великолепный знаток оркестра и блестящий инструментовщик. Традиционный оркестровый состав дополнен фортепиано и органом – инструментами, которыми виртуозно владели и сам автор симфонии, и Ференц Лист, памяти которого она посвящена.

    Программу дополнит увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» в исполнении оркестра.

    Фёдор Строганов

    Фёдор Строганов родился в 1968 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (1988), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1993) и аспирантуру МГК (1995). Его наставниками по композиции были Константин Баташов и Альберт Леман, по классу органа – Наталия Гуреева. Стажировался в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца у Мишеля Шапюи, Оливье Латри, Поля Мефано, Жерара Гризе (1992–1993). 

    Лауреат I Международного конкурса органистов имени Олега Янченко (2002, Волгоград, III премия); дипломант II Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (2001, Калининград) и Московского конкурса композиторов на лучшее сочинение для органа (2002).

    Концертировать начал в студенческие годы, исполняя органные произведения композиторов эпохи барокко и романтизма, а также собственные сочинения. С 1998 года – регент храма Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Вознесение»). С 2008 – солист ансамбля «Барокко» (Ярославль). 

    С 2005 года преподает в Московской консерватории (с 2015 года – доцент). 

    Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, оркестром Большого театра России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с камерными оркестрами и ансамблями Musica Viva, «Академия старинной музыки», «Эрмитаж», Kremlin, The Pocket Symphony, «Экселенте», Musica Poetica (Швейцария), Telemann Consort, с Московским Синодальным хором, ансамблем духовной музыки «Благовест» и др. 

    Выступал с известными музыкантами, в числе которых Геннадий Рождественский, Жан-Клод Казадезюс, Владимир Юровский, Туган Сохиев, Александр Рудин, Алексей Пузаков, Миша Рахлевский, Татьяна Гринденко, Хибла Герзмава, Надежда Павлова, Яна Иванилова, Ольга Ивушейкова, Рустам Комачков, Назар Кожухарь, Пётр Главатских, Мишель Тирабоско. Участвовал в театральных и музыкально-литературных проектах с Аллой Демидовой, Татьяной Дорониной, Дмитрием Дюжевым, Ингеборгой Дапкунайте. 

    Принимал участие в кинофестивале в Берлине, где озвучивал 11 немых фильмов 1929 года на кинооргане в кинотеатре Babylon (2019). Также выступал на фестивалях «Московская осень», Musicarte, фестивале Гайдна в замке Эстерхази (Айзенштадт), Моцартовском фестивале в Вюрцбурге, камерной музыки в Локенхаузе, «Сакро-Арт» в Локкуме, Wired Strings в Сан-Франциско, «Шереметьевские сезоны в Останкине», «Органные вечера в Кусково», «Орган +» в Светлогорске Калининградской области. 

    Дискография музыканта включает записи органной музыки Букстехуде, И. С. Баха, Франка, Видора, Мессиана, Боэльмана, клавесинные концерты Баха, Пальшау, собственные сочинения и импровизации, а также партии клавесина и препарированного фортепиано в современных произведениях (Мартынов, Шнитке). 

    Член Союза композиторов России. С 2016 года – солист Москонцерта. 

    «В игре Фёдора Строганова всегда присутствует интеллектуальное начало, проявляющееся, прежде всего, в строгом соподчинении целого и деталей, точном и вместе с тем образном и эмоционально насыщенном прочтении авторского текста» (Алексей Любимов). 

    «Фёдор Строганов – исключительно одаренный музыкант, прекрасно владеющий секретами своего ремесла» (Мишель Шапюи).

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Кристиан Кнапп

    Кристиан Кнапп родился в Чикаго. Получил образование в Бостоне, где окончил фортепианный факультет Консерватории Новой Англии и философский факультет Университета Тафтса. Дирижированию обучался в Музыкальной академии Киджи в Сиене (Италия) у Юрия Темирканова и Мюнг-Вун Чунга, затем – в Петербургской консерватории у Ильи Мусина и Леонида Корчмара.

    В 1999 году стал лауреатом III Международного конкурса имени Сергея Прокофьева. В том же году выиграл стипендию Королевского колледжа музыки в Лондоне и в течение года работал с оркестрами, ансамблями и оперным театром колледжа. В 2003 году был выбран для участия в дирижерской программе Национального симфонического оркестра и Леонарда Слаткина при Кеннеди-центре, а в 2005 году вместе с Сиэтлским симфоническим оркестром получил грант Мемориального фонда Бруно Вальтера. В качестве ассистента работал с такими дирижерами, как Майкл Тилсон Томас и Эса-Пекка Салонен.

    В разные годы Кнапп сотрудничал с Английской национальной оперой, лондонским театром Брумхилл-опера, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Национальным оркестром Франции, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Сиэтла, Балтимора, Хьюстона, Индианаполиса, Чикаго, Окленда, Санкт-Петербурга, Тихоокеанским и Западноавстралийским симфоническими оркестрами, Камерным оркестром Сент-Пола и многими другими коллективами. Выступал с такими именитыми солистами, как Мстислав Ростропович, Ицхак Перлман, Пепе Ромеро, Александр Торадзе.

    В феврале 2011 года Кристиан Кнапп дебютировал в Мариинском театре с оперой Рихарда Штрауса «Электра». С тех пор под его руководством в театре идут оперные и балетные спектакли; дирижер также выступает с симфоническими программами, включая полный цикл симфоний Бетховена. В его обширном репертуаре – оперы от Моцарта до шедевров ХХ века, таких как «Средство Макропулоса» Яначека и «Соловей» Стравинского, большинство опер Вагнера, Рихарда Штрауса, Верди и Пуччини. Под его руководством в Мариинском театре прошли премьеры опер «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Троянцы» Берлиоза (в 2014 году постановки были представлены на Эдинбургском фестивале).

    Кристиан Кнапп также известен как интерпретатор современной музыки. В сотрудничестве с чикагским Международным современным ансамблем (ICE), лондонским Ансамблем новой музыки Perspectives и ансамблем Seattle Chamber Players он исполняет произведения Пьера Булеза, Джона Адамса, Джорджа Крама, Кайи Саариахо, Дьёрдя Лигети, Паскаля Дюсапена, Карлхайнца Штокхаузена и других композиторов нашего времени. В 2005 под управлением Кнаппа впервые прозвучала опера американского автора Пола Дрешера «Тиран». В 2006 году на фестивале Mostly Mozart в Нью-Йорке состоялась американская премьера композиции Zona Магнуса Линдберга. В последующие годы дирижер неоднократно выступал в театре Миллера (Колумбийский университет), где исполнял программы из сочинений Филиппа Юреля, Софии Губайдулиной и Бернарда Рэндса. 

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Всероссийский День Органа.
    Александр Фисейский

    28.11.2021

    В программе:
    И. С. Бах
    Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572
    Фантазия до мажор, BWV 570
    Фантазия с имитацией си минор, BWV 563
    Фантазия до минор, BWV 562
    Хоральная фантазия Aus der Tiefe rufe ich, BWV 745
    Маленький гармонический лабиринт, BWV 591
    Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
    Лист
    Вариации на тему И. С. Баха Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen S.673
    Франк
    Cantabile из цикла «Три пьесы для органа», FWV 36
    Вагнер
    Прощание Вотана и Сцена заклинания огня из оперы «Валькирия» (переложение для органа: Эдвин Лемэйр / Александр Фисейский)

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Король инструментов и его свита.
    Хироко Иноуэ, Филипп Копачевский

    06.04.2024

    В программе:
    Боэльман
    Токатта из «Готической сюиты» для органа, соч. 25
    Видор
    Четыре дуэта для фортепиано и органа, соч. 6
    Аллегро из Симфонии № 6 для органа соль минор, соч. 42/2
    Сен-Санс
    Четыре дуэта для органа и фортепиано, соч. 8

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XII Международный фестиваль
    «Девять веков органа».
    И.С.Бах и немецкий романтизм.
    Александр Фисейский

    04.12.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Прелюдия соль мажор, BWV 568
    Партита на тему хорала „Ach, was soll ich Sünder machen?“, BWV 770
    Фантазия соль мажор, BWV 572
    Хоральная фантазия „Aus der Tiefe rufe ich“, BWV 745
    Пассакалия до минор, BWV 582
    Мендельсон
    Соната до минор, соч. 65, № 2
    Брамс
    Три хоральные прелюдии, соч. 122
    Вагнер
    Прощание Вотана и Сцена заклинания огня из оперы «Валькирия»