В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
27 мая 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Екатерина Семенчук исполняет арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса
Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Евгении Гороховской). Лауреат и обладатель престижных премий и наград на всероссийских и международных конкурсах.
Удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере» за роль Любавы в опере «Садко» Римского-Корсакова (постановка Большого театра России, режиссер – Дмитрий Черняков), Российской оперной премии Casta Diva (2021, номинация «Певица года») и премии Bravo в номинации «Лучший классический женский вокал» (2022).
В 1999 году, будучи студенткой Санкт-Петербургской консерватории, дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в Пекине, Милане (Ла Скала), Лондоне (Ковент-Гарден), на фестивалях в Баден-Бадене и Зальцбурге (Соня в «Войне и мире» Прокофьева, Асканио в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Полина в «Пиковой даме» Чайковского, Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова).
В настоящее время – ведущая солистка Мариинского театра. Сотрудничает с крупнейшими театрами Европы и Америки, среди которых Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Арена ди Верона, Сан-Карло (Неаполь), Ковент-Гарден (Лондон), Венская государственная опера, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Театр Елисейских Полей (Париж), Римская опера, Королевский театр Мадрида, Опера Цюриха, театры Копенгагена, Монте-Карло, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Вашингтона.
Выступает на фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Экс-ан-Провансе, Вербье, Баден-Бадене, Люцерне, Стрезе, Тэнглвуде, Чикаго, Цинциннати, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московском Пасхальном фестивале, «Казанская осень», «Опера Априори», фестивале Ильдара Абдразакова и других.
Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди. Среди них Азучена («Трубадур»), Принцесса Эболи («Дон Карлос»), Амнерис («Аида»), Леди Макбет («Макбет»), Федерика («Луиза Миллер»), Прециозилла («Сила судьбы») и Абигайль («Набукко»).
Также в ее обширном репертуаре – Дидона («Троянцы» Берлиоза), Далила («Самcон и Далила» Сен-Санса), Кармен («Кармен» Бизе), Шарлотта и Иродиада («Вертер» и «Иродиада» Массне), Принцесса де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Лаура («Джоконда» Понкьелли), Джейн Сеймур («Анна Болейн» Доницетти), Никлаус и Муза («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Фрика («Золото Рейна» и «Валькирия» Вагнера), Марфа и Марина Мнишек («Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лаура («Каменный гость» Даргомыжского), Иокаста («Царь Эдип» Стравинского), Мадемуазель Бланш («Игрок» Прокофьева), Мать («Узник» Даллапикколы), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Лиза («Пиковая Дама» Чайковского).
В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, балете с пением «Пульчинелла» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной, «Песнях Гурре» Шёнберга; вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, а также камерную вокальную лирику.
Выступления певицы проходили в крупнейших залах мира, она сотрудничала со многими известными оркестрами, знаменитыми дирижерами и режиссерами, среди которых Валерий Гергиев, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Шарль Дютуа, Даниэль Баренбойм, Джеймс Конлон, Антонио Паппано, Роберто Аббадо, Джанандреа Нозеда, Никола Луизотти, Джеймс Гаффиган, Густаво Дудамель, Даниэле Гатти, Кристиан Тилеман, Кирилл Петренко, Александр Сладковский, Михаил Юровский, Василий Петренко, Франко Дзеффирелли, Дэвид Маквикар, Дэвид Бёш, Франческа Замбелло, Уго де Ана, Даниэле Финци Паска, Петер Штайн, Франсиско Негрин, Дэвид Олден, Роберт Карсен, Пьер Луиджи Пицци, Гарри Купфер. В сольных программах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым (записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура»), Семёном Скигиным, Анатолием Кузнецовым, Джеймсом Мидлтоном, Джулиусом Дрейком, Хельмутом Дойчем.
В числе ангажементов сезона 2024/25 Московской филармонии – Фестиваль Российского национального оркестра («Песни Гурре» Шёнберга под управлением Филиппа Чижевского), сольный концерт к 85-летию со дня рождения Елены Образцовой, концерт с Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского («Шехеразада» Равеля).
Екатерина Семенчук записала альбом русских романсов Russian Songs с Ларисой Гергиевой, «Семь романсов на стихи Александра Блока» Шостаковича с трио Wanderer, фильм, основанный на романсах Чайковского, в Доме-музее композитора в Клину; участвовала в записи «Магнификата» и «Глории» Джузеппе Сарти, опер «Царь Эдип» Стравинского, «Аида» Верди (оркестр и хор римской Академии Санта-Чечилия, премия «Запись года» от BBC Music Magazine), «Трубадур» и «Дон Карлос» Верди, «Кармен» Бизе.
Удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания».
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.
Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).
Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).
С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.
В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.
Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой.
Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.
Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции.
Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).
С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского.
Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.