В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 в продаже
Абонемент № 29 поступит в продажу в июне
24 ноября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожник по костюмам – Виктория Севрюкова
Видеохудожник – Ася Мухина
Режиссёр – Марина Брусникина
Гоголь – Фрагменты из поэмы «Мёртвые души»
Спектакль-концерт проходит без антракта
Юрия Башмета связывали с Альфредом Шнитке годы дружбы и самого тесного сотрудничества. Первый исполнитель и вдохновитель знаменитого Альтового концерта, мастер, которому композитор дал безоговорочный карт-бланш («Я разрешаю тебе любые ревизии. Хочешь, играй fortissimo там, где написано piano, потому что ты суть не нарушаешь»), не мог пройти мимо юбилея Шнитке. Совместно с замечательным актерским дуэтом – Евгением Мироновым и Марией Смольниковой – он представляет спектакль-концерт в день 90-летия со дня рождения композитора.
В постановке Марины Брусникиной «Видный миру смех и неведомые ему слезы» (названной цитатой из «Мертвых душ» Гоголя) оркестр «Новая Россия» исполняет музыку к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», а с ней со сцены звучат бессмертные гоголевские строки. Избранные фрагменты поэмы «Мертвые души» поражают своей вневременностью и актуальностью, а музыка Шнитке – точностью попадания в образ.
Наследие Николая Васильевича Гоголя всегда интересовало Шнитке. К творчеству великого писателя он обращался неоднократно, ценя в его сочинениях «столкновение возвышенного и низменного, зашедшее, быть может, дальше, чем у его современников и повлиявшее потом на всю литературу XIX века, на Достоевского», «жанровую многоплановость, использование банального в качестве вполне легального литературного материала».
Первым сочинением Шнитке по Гоголю стала музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке: в 1978 году он написал ее по просьбе режиссера Юрия Любимова. Несколько лет спустя Михаил Швейцер начал работу над телевизионным сериалом «Мертвые души», музыку к которому он попросил написать Шнитке. В 1981 году Геннадий Рождественский составил из музыки к «Ревизской сказке» симфоническую «Гоголь-сюиту» – под наблюдением и с одобрения Шнитке, чьими соавторами не раз становились исполнители. И хотя в основу сюиты легла музыка прикладного характера, в ней как в капле воды отразилось все творчество мастера.