К 90-летию Альфреда Шнитке. Концерт в день рождения композитора. «Видный миру смех и неведомые ему слезы» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Россини. «Итальянка в Алжире»

  • LIVE
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    К 90-летию Альфреда Шнитке.
    Концерт в день рождения композитора.
    «Видный миру смех и неведомые ему слезы»

    24 ноября 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Юрий Башмет, дирижёр
    Евгений Миронов (художественное слово)
    Мария Смольникова (художественное слово)

    Художник по костюмам – Виктория Севрюкова

    Видеохудожник – Ася Мухина

    Режиссёр – Марина Брусникина

    В программе:
    Шнитке
    «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»

    Гоголь – Фрагменты из поэмы «Мёртвые души»

    Спектакль-концерт проходит без антракта

    12+

    Юрия Башмета связывали с Альфредом Шнитке годы дружбы и самого тесного сотрудничества. Первый исполнитель и вдохновитель знаменитого Альтового концерта, мастер, которому композитор дал безоговорочный карт-бланш («Я разрешаю тебе любые ревизии. Хочешь, играй fortissimo там, где написано piano, потому что ты суть не нарушаешь»), не мог пройти мимо юбилея Шнитке. Совместно с замечательным актерским дуэтом – Евгением Мироновым и Марией Смольниковой – он представляет спектакль-концерт в день 90-летия со дня рождения композитора.

    В постановке Марины Брусникиной «Видный миру смех и неведомые ему слезы» (названной цитатой из «Мертвых душ» Гоголя) оркестр «Новая Россия» исполняет музыку к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», а с ней со сцены звучат бессмертные гоголевские строки. Избранные фрагменты поэмы «Мертвые души» поражают своей вневременностью и актуальностью, а музыка Шнитке – точностью попадания в образ.

    Наследие Николая Васильевича Гоголя всегда интересовало Шнитке. К творчеству великого писателя он обращался неоднократно, ценя в его сочинениях «столкновение возвышенного и низменного, зашедшее, быть может, дальше, чем у его современников и повлиявшее потом на всю литературу XIX века, на Достоевского», «жанровую многоплановость, использование банального в качестве вполне легального литературного материала».

    Первым сочинением Шнитке по Гоголю стала музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке: в 1978 году он написал ее по просьбе режиссера Юрия Любимова. Несколько лет спустя Михаил Швейцер начал работу над телевизионным сериалом «Мертвые души», музыку к которому он попросил написать Шнитке. В 1981 году Геннадий Рождественский составил из музыки к «Ревизской сказке» симфоническую «Гоголь-сюиту» – под наблюдением и с одобрения Шнитке, чьими соавторами не раз становились исполнители. И хотя в основу сюиты легла музыка прикладного характера, в ней как в капле воды отразилось все творчество мастера.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева. 

    Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.

    С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

    Юрий Башмет

    Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. 

    Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARD в Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986-м организовал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году коллектив завоевал премию «Грэмми» за записи музыки Стравинского и Прокофьева, став первым в истории обладателем этой награды среди российских камерных ансамблей.

    С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». 

    Многолетняя дружба и творческое сотрудничество связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера. После смерти пианиста, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также фестиваль «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, проводит именные фестивали в Минске, Ярославле, Челябинске, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске.

    С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Молодежной музыкальной академии стран СНГ во Львове. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.

    Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта. 

    Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России, Герой труда Российской Федерации; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации, Премии Правительства РФ. Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (III, IV и II степени), ордена Почета, ордена Дружбы, высших орденов Литвы, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), Украины, Армении, Беларуси и многих других почетных наград и званий.

    Евгений Миронов

    Евгений Миронов – актер театра и кино, сценарист и продюсер. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ. 

    Родился в 1966 году в Саратове. В 1986 году окончил Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова (курс Валентины Ермаковой), в 1990 году – Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева) и сразу был принят в Театр-студию под руководством Олега Табакова. С 2001 года активно сотрудничает с МХТ имени А. П. Чехова. Играл также в спектаклях театра «Современник», Мариинского театра, в постановках Эймунтаса Някрошюса, Петера Штайна, Кирилла Серебренникова, Валерия Фокина и других режиссеров. С 2006 года – художественный руководитель  Государственного театра Наций.

    В числе театральных ролей артиста – Давид Шварц («Матросская тишина»), Бумбараш («Страсти по Бумбарашу»), Орест («Орестея»), Гамлет («Гамлет»), Иван Карама­зов («Карамазовы и ад»), Треплев («Чайка»), Порфирий Головлев («Господа Головлевы»), Самозванец («Борис Годунов»), Лопахин («Вишневый сад»), Жан («Фрекен Жюли»), Калигула («Калигула»), Михаил Горбачев («Горбачев»), Мастер («Мастер и Маргарита»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вулф?»). Постоянный участник музыкально-драматических постановок Марины Брусникиной («Петр Чайковский и Надежда фон Мекк. Роман в письмах», «Евгений Онегин», «Гамлет» и другие).

     В 1988 году дебютировал в кино, с тех пор снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, в числе которых «Любовь» Валерия Тодоровского, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, «Лимита» Дениса Евстигнеева, «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Идиот» Владимира Бортко, «Космос как пред­чувствие» Алексея Учителя. В числе последних киноработ – «Жанна» Константина Статского (2022), «Нюрнберг» Николая Лебедева (2023).

    Артист неоднократно удостаивался премий «Ника», «Золотой орел», «ТЭФИ», «Золотая маска», «Хрустальная Турандот». Среди наград Евгения Миронова – орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премии фестивалей «Кинотавр», «Созвездие», «Золотая Нимфа» в Монте-Карло, Международная театральная премия Станиславского, Премия Александра Солженицына, Национальная премия «Россиянин года», MTV Russia Movie Awards, Премия имени Андрея Миронова «Фигаро», премия «Импульс добра» – «за личный вклад в развитие социального предприниматель­ства в сфере культуры», Премия имени Чарли Чаплина и другие. 

    С 2001 года – член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В 2005–2020 гг. – соучредитель и арт-директор ежегодного московского фестиваля «Территория», с 2020 года – попечитель фестиваля. Соучредитель Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «АРТИСТ» и фонда «Жизнь в движении». Входит в попечительский совет благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

    Мария Смольникова

    Актриса театра и кино Мария Смольникова родилась в 1987 году в Свердловске (Екатеринбург). Училась в экспериментальной школе в Екатеринбурге, в юности играла в Театре юного зрителя в Нижнем Новгороде. В 2011 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа (экспериментальный курс Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова).

    В 2009–2022 гг. работала в Лаборатории Дмитрия Крымова в театре «Школа драматического искусства». В настоящее время играет в спектаклях Театра Наций («Му-Му», «Моими глазами», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Я не убивала своего мужа», «Макбет»), МХТ имени А. П. Чехова («Сережа»), а также «Ричард» и «Три сестры» в пространстве «Внутри».

    С 2011 года снимается в кино. В фильмографии актрисы – более двадцати фильмов, в числе которых «Дочь», «Светлячок», «Сталинград», «Впотьмах», «Отчий берег», «Волшебный участок», «Шаляпин», «Куба», «Я знаю, кто тебя убил», «Преступление и наказание», «Плевако» и другие

    Дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» – за роли в постановках Дмитрия Крымова: Людмилы в спектакле «О-й. Поздняя любовь» (2016) и Анны Карениной в спектакле «Сережа» (2020).

    Удостоена Международной премии К. С. Станиславского в номинации «Перспектива» (2015) за роль Людмилы в спектакле «О-й. Поздняя любовь», театральной премии «Хрустальная Турандот» (2018) за роль Ларисы в спектакле Дмитрия Крымова «Безприданница».

    За главную женскую роль в фильме «Дочь» получила Приз имени Натальи Гундаревой в конкурсе зрительских симпатий «Великолепная семерка “МК”», призы киинофестивалей «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, «Московская премьера» и «В кругу семьи» в Екатеринбурге, а также диплом XVIII Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.